Насколько опыт Венесуэлы в преодолении санкционного давления можно считать успешным?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Современный международный порядок находится на новом этапе развития: война в традиционном ее понимании уходит на второй план, а противостояние между крупными державами происходит, как правило, в экономической и гуманитарной сферах. Однако это не означает, что экономическое и иное невоенное давление является менее пагубным для отдельно взятого государства в сравнении с разрушительными последствиями войны. Это очевидно прослеживается на примере Венесуэлы, которая на протяжении длительного времени живет в условиях санкционного режима.

Источник: Bloomberg
Венесуэла является одним из самых богатых государств в Латинской Америке по объему природных ресурсов, именно поэтому за Венесуэлой числится название «Tierra de Gracia», или «Земля Грации», из-за уникальности ее природы. Венесуэла – это страна, в которой расположено огромное количество энергетических ресурсов: на территории данного государства находится более 40 типов минералов и драгоценных камней, чья стоимость оценивается более миллиарда долларов. «Черное золото» в экономической жизни Венесуэлы занимает ключевое положение: более 80% экспорта страны составляет нефть. Так, Венесуэла обладает самыми крупными залежами нефти, 19% от всех залежей в мире. Только в бассейне озера Маракаибо находится больше нефти, чем в Мексике, Австралии, Германии, Испании, Италии и Колумбии вместе взятых. Именно из-за обилия нефтяных запасов Венесуэла стала одним из основателей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Помимо нефтяного лидерства, Венесуэла занимает 6 место среди стран-обладательниц природного газа. При этом, Венесуэла не экспортирует природный газ, а хранит его в своих резервах. В отличии от природного газа Венесуэла активно экспортирует железо, которой является вторым сырьем во внешнеэкономической деятельности страны после нефти. Иными словами, Венесуэла обладает всеми возможностями в экономическом отношении для континентального и мирового лидерства. Однако на деле страна таковой не является из-за ряда причин, в том числе и из-за санкционного давления, которое страна испытывает на протяжении длительного времени. Как же Венесуэле удалось адаптироваться к международной изоляции со стороны развитого мира и продолжить играть важную роль на международной арене?
Какие санкции были наложены на Венесуэлу?
Венесуэла начала подвергаться санкционному давлению в 2008 г., когда были наложены первые санкции со стороны Министерства финансов США на банковские счета бывшего министра внутренних дел Р. Радригеза Часина и экс-главу разведки Венесуэлы У. Карвахала из-за обвинений в финансовой поддержке Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК-АН). Однако именно с 2014 г. развитые государства во главе с Соединенными Штатами Америки начали активно давить на экономику Венесуэлы.
Основной мотив для международных санкций – это президенство Н. Мадуро, которому, по мнению ряда международных институтов, например, Amnesty International и Human Rights Watch, свойственно несоблюдение прав человека и демократических принципов. В результате массовые протесты, которые захлестнули страну в 2014, 2017, 2019 и 2020 гг. и, как результат, их жесткое подавление, стали основными причинами для начала санкционного давления со стороны развитых государств.
Изначально санкции США были персональными и затрагивали как действующих, так и ушедших в отставку чиновников, начиная с самого президента Венесуэлы Н. Мадуро и заканчивая Л. Гонсалесом, бывшим президентом Индустриального Банка Венесуэлы; санкции также затрагивали членов Верховного Суда, служащих Вооруженных Сил (например, в отношении венесуэльского генерал-майора А. Хосе Бенавидеса), Центрального Банка и частных компаний (например, «Lumar Developemnt» и «Proalco»), которые были замешаны в нарушении прав человека и коррупции. В основном санкции подразумевали заморозку в США всех счетов и активов, визовые ограничения, а также запрет на ведение бизнеса с фигурантами, попавшие в санкционный список.
Другим видом санкционного давления является ограничения на импорт товаров и услуг из Венесуэлы, что, с одной стороны, сократило внешний товарооборот страны, а с другой, привело к острейшему дефициту товаров, особенно товаров первой необходимости. Так, экономика Венесуэлы сократилась на 80% с 2014 по 2020 гг.
В 2017 г. США отказались сотрудничать с государственной нефтегазовой компанией Венесуэлы PDVSA: Венесуэла больше не могла торговать нефтью с США и с их партнерами и не имела доступа к счетам PDVSA. Помимо этого, США принимали санкции против торговых судов, которые компания использовала для транспортировки нефти, например, в Кубу. В 2019 г. был подписан указ о введении санкции против тех, кто оказывает какую-либо поддержку Мадуро, например, посредством выплаты дивидендов какой-либо организации, прямо или косвенно принадлежащей правительству Венесуэлы. Также была запрещена покупка ценных бумаг правительства Венесуэлы и все транзакции с цифровой валютой.
Запрет на реализацию международных операций и использование доллара Центральным Банком Венесуэлы в 2017 г. стало одним из самых серьезных ограничений, после которого Венесуэла не имела доступ к мировым финансовым рынкам и, как следствие, не имела возможностей для заимствования средств, что не позволяло Венесуэле увеличить свой долг и инвестировать на благополучие страны.
Европейский союз поддержал действия США в 2017 г. и ввел санкции против венесуэльских чиновников, которым было запрещено въезжать на территорию ЕС, а также проводить какие-либо транзакции с европейскими частными и юридическими лицами. Помимо этого, ЕС ввел эмбарго на товары и материалы, которые могут быть использованы для внутренних репрессий.
Санкции были нацелены на свержение режима Н. Мадуро, однако имели абсолютно противоположный эффект. На фоне постоянных нефтяных кризисов, которые свойственные мировому энергетическому рынку, санкции со стороны западных стран только усугубили экономическую ситуацию в Венесуэле, тем самым вгоняя ее в абсолютную нищету. После того, как в 2015 г. цены на топливо снизились практически в 2 раза, экономическая ситуация в стране начала ухудшаться колоссальными темпами: так, если ВВП Венесуэлы в 2014 г. составлял -3,9%, то в 2020г. уже -26%. Инфляция же к 2018 г. достигла 1 370 000 %.
Как страна справляется с санкциями?
Правительство Венесуэлы всеми возможными способами пытается справиться с наложенными санкциями. Многополярный мировой порядок позволил Венесуэле найти иных партнеров, кроме США, а именно Индию и Китай, которые продолжают быть важными покупателями нефти из Венесуэлы. Так, 60% всей венесуэльской нефти идет в Азию. Продажи в Китай и Индию составляют 54% от общего объема экспорта сырой нефти. Россия также внесла определенный вклад в поддержание экономической ситуации в стране: «Роснефть» до 2020 г. (после 2020 были введены санкции против «Rosenft Trading») инвестировала значительные средства как в экономику самой страны, так и в деятельность PDVSA, который на финансы «Роснефти» разрабатывал новые месторождения.
Несмотря на то, что санкциями США также облагаются те компании, которые сотрудничают с PDVSA, партнеры Венесуэлы смогли найти способы обхода санкций. Создавались фирмы, зарегистрированные в развивающихся государствах, которые поставляли венесуэльскую нефть странам-партнерам. Так, в 2019 г. китайские компании CNPC и PetroChina прекратили импорт нефти из Венесуэлы, однако вскоре в китайские порты начали активно направляться различные судна, например, из Того, с венесуэльской нефтью.
Другим примером обхода санкций может послужить тот факт, что PDVSA передавал свои счета-фактуры от продажи топлива «Роснефти», тем самым «Роснефть» становился посредником между PDSVA и конечным покупателем, например, индийской компанией Reliance Industries. Важно отметить, что Венесуэла активно отключает системы спутникового слежения на своих танкерах, чтобы не допустить прекращения со стороны других государств поставок сырья в другие государства.
Криптовалюты стали еще одним инструментом преодоления санкций: в 2019 г. была запущена система сбора авиационных налогов через приложение «Jet Man Pay», с помощью которого удалось конвертировать сборы в криптовалюту, а именно в биткоин, и вывести их из страны. Эти деньги конвертируются в доллары и хранятся на территории стран-партнеров, а именно Китая, России и Венгрии, что позволяет сформировать резервы в иностранной валюте. Помимо этого, банк «Banco de Venezuela» начал принимать национальную криптовалюту El Petro, которая обеспечивалась нефтью и минеральными ресурсами, а также могла служить для получения доступа к международному финансированию. Однако центральный банк Венесуэлы производил обмен с ней по многократно заниженному курсу, вследствие чего El Petro не пользовалась большим успехом.
Иран сыграл важную роль в увеличении нефтяного производства. Иран является одним из главных союзников Венесуэлы, поэтому иранское правительство оказывает значительную техническую поддержку венесуэльскому правительству в виде разбавителей и других добавок. На данный период времени Иран перерабатывает 70% сырой нефти, в которой нуждается внутренний рынок Венесуэлы. Разбавители, которые импортирует Венесуэла, смешиваются с сверхтяжелой сырой нефтью, тем самым увеличивая ее добычу. В обмен на это Венесуэла поставляет Ирану часть добычи этой нефти через Национальную нефтяную компанию Ирана. Согласно Ф. Мональди, директору Латиноамериканской энергетической программы Института Бейкера Университета Райса (Техас, США), «PDVSA смогла с помощью Ирана создать структуру для обхода санкций, заменив «Роснефть». Кроме того, Иран начал поставлять разбавители, которые ранее поставляли русские. Все это требует высоких цен для оплаты посредников и покрытия транспортных расходов».
«Иран, как и Венесуэла, находится под санкциями США, и его добыча нефти резко упала. Вероятно, та нефть, которая поступает, скажем, в обход санкций, которые действуют как в Венесуэле, так и в Иране, поступает на непризнанные танкеры, которые даже отключают устройства, чтобы не быть обнаруженными со спутника. Это нефть, которую Иран сможет продавать, как только получит ее в свое распоряжение», - пояснил Т. Харди.
Важным решением внутри страны стало ослабление регулирования бизнеса и отказ от ценового и валютного контроля. Помимо этого, несколько раз повышался прожиточный минимум: в 2022 г. он был увеличен в 18 раз. Н. Мадуро в 2021 г. даже предложил разрешить частным компаниям эксплуатировать нефтяные месторождения и контролировать энергетические проекты в Венесуэле, тем самым привлекая иностранный капитал.
Все вышеуказанные меры позволили медленными шагами восстановиться экономике Венесуэлы: уже в 2021 г. ВВП составил -7% (в 2019 г. он составлял -35%), а инфляция 684,4% (в 2020 г. этот показатель составлял 2 959,8%).
Что изменилось в санкционной политике развитых стран в отношении Венесуэлы после 24 февраля 2022 года?
После начала специальной военной операции в Украине аппарат президента Дж. Байдена в некоторой степени пересмотрел свое отношение к Венесуэле: это связано, как с опасениями дальнейшего сближения России и Венесуэлы, так и возвращением к доктрине Монро, идея которой заключается в провозглашении всего американского континента зоной влияния США. После разрыва дипломатических отношений в 2019 г. между США и Венесуэлой визит североамериканской дипломатической миссии, направленной в Каракас в марте 2022 г., стал возможностью для улучшения отношений между государствами. Это было вызвано не только желанием США заменить поставки нефти из России в Европу поставками из Венесуэлы, тем самым снизив европейскую зависимость от российской энергетики, но и стремлением отговорить Мадуро от дальнейшего тесного сотрудничества с Россией.
С марта 2022 г. между Вашингтоном и Каракасом велись переговоры по частичной отмене нефтяного эмбарго США в Венесуэле: США, в итоге, сняли санкции, которые были препятствием для работы американских и европейских нефтяных компаний в Венесуэле. Были также отменены персональные санкции с отдельных лиц, например, с бывшего вице-президента PDVSA Карлоса Эрика Мальпика-Флореса.
Минфин США выпустил узкую лицензию, которая дает разрешение американской нефтегазовой компании «Chevron» вести переговоры о возможном возобновлении производства в Венесуэле, остановленного в результате санкций США. Так, по мнению официальных лиц США, лицензия является первым шагом в том, что может стать серией шагов по смягчению нефтяных санкций, в зависимости от желания сотрудничества правительства Н. Мадуро. «Если правительство вернется к переговорам с оппозицией, направленным на обеспечение свободных и справедливых выборов в 2024 г., Соединенные Штаты могут разрешить «Chevron» начать поставки оборудования в Венесуэлу. Если переговоры будут успешными, Chevron может быть разрешено добывать и продавать венесуэльскую нефть».
Важно отметить, что, несмотря на возможность диалога между США и Венесуэлой, сохранение президенства Н. Мадуро является важным условием для дальнейшего сотрудничества между странами. Условием же США является продолжение диалога между президентом Н. Мадуро и оппозицией. В результате, несмотря на стремления обеих сторон к кооперации, процесс переговоров затянулся.
Станет ли венесуэльский энергетический сектор альтернативой российскому?
Венесуэла находилась на протяжении длительного времени в довольно тяжелой экономической ситуации из-за изоляции от «развитой» части мира. Правительство Н. Мадуро делало все возможное, чтобы обойти санкции: некоторые маневры были успешные, например, поставки различных разбавок из Ирана и сотрудничество с «Роснефтью», другие же - не очень, например, идея с созданием национальной криптовалюты El Pedro, которая не способствовала улучшению экономической обстановки в стране и развитию малого и среднего предпринимательства. Несмотря на все успешные реализованные проекты с Россией, Китаем, Индией и Ираном, правительству Н. Мадуро потребовалось много лет для борьбы с кризисом в стране: только последние 2-3 года показывают некоторый экономический рост в экономике страны.
События 24 февраля 2022 г. стали возможностью для правительства Н. Мадуро вывести страну из полноценного застоя и не допустить возвращения к гиперинфляции и рецессии. Администрация Дж. Байдена всеми возможными способами пытается снизить энергетическую долю России на мировых рынках, тем самым предоставляя определённые послабления для Венесуэлы. Так, в июне 2022 г. Вашингтон разрешил европейским энергетическим компаниям итальянской «Eni» и испанской «Repsol» получать грузы венесуэльской нефти в качестве средства погашения многомиллиардного долга, накопившегося у двух компаний с 2019 г.
Необходимо заметить, что в 2022 г. зафиксирован рост объема экспорта венесуэльской нефти в Европу, однако тот объем, который планируется поставлять на европейский континент, а именно более двух миллионов баррелей, не сможет полноценно заменить российскую нефть и значительно повлиять на рост цен. Помимо этого, нефтяная инфраструктура в Венесуэле из-за санкций находится в упадке, поэтому для увеличения объемов производства нефти стране потребуется развитая инфраструктура, в которую у венесуэльского правительства на данный период времени нет возможности финансировать.
В результате, можно говорить о том, что опыт Венесуэлы в преодолении санкционного давления сложно назвать успешным: стране потребовалось много времени, чтобы адаптироваться к тем ограничениям, которые были наложены на нее. Однако Венесуэла адаптировалась к этим изменениям настолько, насколько позволяла экономическая и политическая ситуация в стране. Российская специальная военная операция на Украине стала для Венесуэлы возможностью добиться снятия большего количества санкций и начать принимать более активное участие в международной торговле, что правительство Н. Мадуро и пытается реализовать на данный момент.
Студентка МГИМО МИД России, стажёр РСМД
Блог: Блог Бэллы Курочкиной
Рейтинг: 0
