Блог Асана Жакупова

На перекрестке Евразии: динамика казахстанско-турецкого военного сотрудничества

28 ноября 2025
Распечатать

С первых лет обретения независимости Казахстан придерживается многовекторного внешнеполитического курса, балансируя между мировыми центрами силы. В условиях глобальной турбулентности республика стремится также к укреплению стратегической автономии и наращивает оборонный потенциал: проводит последовательную модернизацию вооруженных сил и расширяет круг военных партнерств. В настоящее время Казахстан активно налаживает военное сотрудничество с Анкарой, что выражается в проведении совместных учений, обмене технологиями и поставках вооружений. В период с 2022 по 2024 гг. объем военного импорта из Турции увеличился почти в три раза.

62a67cd3-ea5e-4f95-af49-411091f4400d_NV5aMzo.jpg

Источник: пресс-служба президента РК

Развивая вооруженные силы, Казахстан стремится к реализации сразу нескольких национальных интересов:

Во-первых, Казахстан стремится укрепить национальный суверенитет и добиться большей самостоятельности в сфере обороны. В последние годы существенно выросли военные расходы республики, в 2023 г. они достигли исторического максимума в 2,5 млрд. долл. [[1]]. Основной проблемой для казахстанской армии остается необходимость перехода к более современным системам вооружений. Частично эту задачу республика пытается решить своими силами. Для этих целей в декабре 2023 г. был создан Фонд развития оборонно-промышленного комплекса, деятельность которого направлена на приобретение и локальное производство военной техники. В марте 2025 г. министром обороны Казахстана Р. Жаксылыковым было объявлено о создании кластера на базе Семипалатинского танкоремонтного завода, специализирующегося на выпуске и ремонте бронетехники, артиллерийских систем, силовых установок трансмиссий. В апреле 2025 г. правительство республики выделило на нужды армии дополнительных 238 млн. долл. И все же, несмотря на значительные вложения в военное производство казахстанский ВПК нуждается в поставках из-за рубежа. 

Во-вторых, Казахстан пытается сократить долю российской продукции в своем импорте. Сегодня поставки вооружений из России составляют 83% всех военных закупок республики. Однако необходимость обеспечивать себя вооружениями в условиях проведения Специальной военной операции (СВО) отрицательно сказывается на возможности экспорта продукции российского ВПК, в том числе, в Казахстан. Также режим западных санкций существенно ограничивает возможности республики поддерживать объемы закупок и подталкивает Астану к поиску альтернатив. Казахстан стремится снизить зависимость от российских товаров военного назначения, а поэтому постепенно диверсифицирует свои военные связи, предпочитая сотрудничать с новыми партнерами.

В-третьих, Казахстан все больше позиционирует себя как «средняя держава». и транзитно-логистический хаб между Европой и Азией, поэтому на фоне международной напряженности Астане необходимо поддерживать образ надежного партнера, способного противостоять внешним угрозам и дестабилизации. Статус «средней державы» подразумевает, что государство занимает промежуточное положение между «великими» и «малыми державами» и обладает достаточными ресурсами для влияния на мировую политику. Расширяя круг своих военных связей, Астана предпочитает сотрудничать с другими «средними державами».

В этом контексте довольно ценным партнером выступает Турция, с которой Казахстан в мае 2022 г. выпустил совместное заявление о расширенном стратегическом сотрудничестве, затрагивающее области торгово-экономического, инвестиционного и культурно-гуманитарного взаимодействия. Военное сотрудничество с Анкарой предпочтительно для Астаны по ряду причин. Во-первых, Турция является «средней державой», не имеющей такого политического влияния в регионе, каким обладают Россия и Китай. Во-вторых, Турция является важным торговым партнером Казахстана. Так, в 2024 г. торговый оборот между странами составил 4,9 млрд долл. К тому же из-за внушительного дефицита бюджета в 296 млн. долл. Казахстан нуждается в иностранных инвестициях. Турция в свою очередь тоже заинтересована в расширении своего экономического влияния и, более того, турецкий капитал уже участвует в инфраструктурных проектах в Казахстане. В-третьих, Турция обладает необходимыми для казахстанской армии военными технологиями и является крупным экспортером на мировом рынке вооружений.

Эволюция казахстанско-турецкой военной кооперации 

Сотрудничество между Казахстаном и Турцией началось сразу после распада Советского Союза. Турция стала первой страной, признавшей независимый Казахстан и установившей с ним дипломатические отношения в марте 1992 г.. Начало контактам в оборонной сфере было положено двумя межправительственными соглашениями 1993 г. и 1994 г., затрагивающими вопросы военного образования и обучения личного состава. Обозначенные договоренности носили формальный характер и в первую очередь демонстрировали дружественные намерения в отношениях между странами. В 1998 г. в Анкаре был заключен договор об оказании безвозмездного военного содействия, по которому турецкая сторона предоставляла помощь в форме поставок оргтехники, картографического оборудования, новейших средств связи и автомобилей высокой проходимости на сумму 500 тыс. долл. Однако для военного бюджета Казахстана выделяемые Анкарой суммы не были существенными. Например, только в 1999 г. расходы Министерства обороны составили примерно 98,5 млн. долл. Таким образом, оказываемая Астане на протяжении последующих 20 лет военная помощь была, прежде всего, дипломатическим жестом, однако турецкие военно-образовательные программы и безвозмездное военно-техническое содействие стали первыми шагами по выстраиванию тесных отношений с Казахстаном.

Новой вехой партнерства в оборонной сфере стало подписание соглашения о военном сотрудничестве в 2018 г., которое существенно расширило спектр направлений взаимодействия и включало: военную подготовку и обучение, проведение совместных учений и научных исследований, визиты официальных делегаций, оборонную промышленность, миротворческие операции по линии военной разведки и др. Также стороны договорились проводить ежегодные координационные встречи и разрабатывать годовые планы реализации совместных мероприятий. Немалую роль в налаживании доверительных связей между странами сыграло соглашение о взаимной защите информации в военной области, регулирующее обмен и передачу секретных сведений. Регулярные взаимные визиты, создание рабочих групп и ежегодные подписываемые планы по взаимодействию свидетельствуют об институционализации такой практики как двустороннее военное партнерство. Так, в плане военного сотрудничества на 2019 г., оговаривалось проведение 17 мероприятий, затрагивающих вопросы боевой подготовки, военной разведки, миротворческой деятельности и кибербезопасности. Текущий план на 2025 г., подписанный в январе, подразумевает совместные военные учения, обмен опытом в использовании средств связи и беспилотных авиационных систем, тестирование новых технологий. Таким образом, за более чем 30 лет динамично развивающегося сотрудничества казахстанско-турецкое военное сотрудничество перешло от формальных соглашений к реализации конкретных общих проектов. 

Основные направления военного сотрудничества 

Казахстан стремится извлечь максимальную пользу из установившихся с Турцией тесных связей. Большое внимание Астана уделяет развитию новейших технологий ведения боевых действий, без которых сложно представить облик современной хорошо оснащенной армии. Так, в современных конфликтах широко используются и демонстрируют свою эффективность БПЛА, и руководство Казахстана всерьез озабочено расширением доступа к этой технологии, приобретением армией соответствующих систем. Ранее в республике разрабатывался собственный разведывательный дрон «Шағала-М», но он, судя по всему, пока не был запущен в серийное производство. В 2014 г. на вооружение были приняты израильские разведывательные беспилотники Skylark-1LEX, в 2016 г. было закуплено два китайских ударных дрона WingLoong-1. До 2022 г. беспилотные системы в армии Казахстана были представлены преимущественно малыми образцами, выполняющими разведывательные функции. С началом СВО Министерство обороны РК нацелилось на формирование отдельных подразделений, оснащенных тяжелыми ударными БПЛА. Для решения этой задачи начался поиск поставщиков новейшей техники, и выбор пал на турецкую государственную компанию Turkish Aerospace Industries (TUSAŞ). В мае 2022 г. был подписан меморандум между TUSAŞ и «Казахстан Инжиринг» о полной передаче технологий турецких беспилотников Anka, включая техническое обслуживание, ремонт и обучение персонала. Благодаря этой сделке Казахстан стал первой зарубежной страной, которая будет локально производить турецкие боевые дроны. Астана отдала предпочтение турецким беспилотникам по двум ключевым причинам. Во-первых, Анкара является крупным производителем беспилотных систем и военной техники, только в 2022 г. весь оборонный экспорт Турции составил 4,4 млрд. долл. [[2]]. Во-вторых, турецкие БПЛА хорошо зарекомендовали себя в реальных боевых условиях Сирии, Ливии, Украины и в условиях Карабахской войны. В основном Турция поставляет Bayraktar TB2, но Казахстан отказался от закупок этого типа БПЛА, вероятно, по политическим соображениям. В 2024 г. состоялась встреча министра обороны РК Р. Жаксылыкова с генеральным директором компании Baykar Defence Х. Байрактаром. В ходе переговоров был подписан протокол о передаче Казахстану на безвозмездной основе беспилотников Bayraktar Kalkan, Bayraktar Mini и оперативных барражирующих боеприпасов Mosquito-X для проведения войсковых испытаний. Вполне возможно, что в дальнейшем Казахстан будет закупать и данные типы беспилотных систем. Благодаря военно-техническому сотрудничеству с Турцией Казахстан принял на вооружение ударные беспилотники: в 2024 г. в республике были сформированы первые подразделения операторов БПЛА.

Актуальной проблемой оборонной промышленности Казахстана остается замена устаревшей бронетехники новейшими образцами. Частично эту задачу пытаются решить за счет собственного производства, пока республике удалось наладить выпуск колесной техники. Так, в феврале 2024 г. в распоряжении вооруженных сил республики находилось 138 БКМ «Арлан», произведенных «Казахстан Инжиринг», к концу года в рамках госзаказа армия получила еще 53 «Арлана» [[3]]. Обновление парка бронемашин также проводится за счет турецких поставок: к концу прошлого года Министерство обороны РК приобрело 54 БКМ «COBRA II». В рамках модернизации вооружений в Казахстане озвучиваются предложения по переходу на натовские стандарты, что подразумевает производство беспилотников, боеприпасов и снарядов 155-го калибра, принятых на вооружение в альянсе.

Также Казахстан прибегает к турецкой помощи для развития Каспийской флотилии. В июле 2023 г. в Стамбуле уральский судостроительный завод “Зенит” подписал с турецким Управлением военных заводов и верфей (ASFAT) соглашение о совместной работе. Многие турецкие и казахстанские издания сообщают о том, что Министерство обороны РК планирует строительство военных судов в сотрудничестве с Турцией. Однако пресс-центр «Казахстан Инжиринг» опровергает эту информацию. Утверждается, что целью этого проекта является возведение многофункционального корабля, способного выполнять задачи материально-технического обеспечения. Для Турции участие прикаспийских стран в судостроительных проектах является возможностью усилить свое присутствие в регионе.

Углубляя тесные связи с Турцией, обладающей внушительным военно-техническим потенциалом, Казахстан может использовать более современные вооружения. Однако республика довольно ограничена в ресурсах (прежде всего, финансовых), и в настоящее время она может себе позволить закупки и производство в небольших масштабах. На данном этапе Астана использует сотрудничество с Турцией, чтобы восполнить недостатки оснащения своих вооруженных сил.

Кроме того, в последние годы Казахстан принимает активное участие в организуемых Турцией международных учениях, стремясь перенять опыт, который турецкая армия получила во время операций в Сирии, Ливии, Ираке. Важным шагом в институализации ежегодных международных учений стало подписание в сентябре 2024 г. соглашения о транзите военного имущества и персонала через воздушное пространство, позволившего Казахстану регулярно участвовать в учениях. Зимой 2025 г. в турецкой провинции Карс на границе с Арменией прошли масштабные военные учения «Кыш-2025» , в которых было задействовано около 2 тыс. человек из Азербайджана, Пакистана, Египта, Грузии, Италии, США и др. Казахстан представляла группа офицеров, отрабатывавших планирование практических действий в экстремальных условиях. В июле 2025 г. в Турции состоялись учения «Анадолу-2025», в которых также участвовал казахстанский спецназ. На сентябрь 2025 г. запланированы учения «Безграничное братство-IV» в Азербайджане, на которых будут представлены подразделения Турции, Узбекистана, Казахстана и Пакистана. Целью проводимых Турцией мероприятий становится не только обмен опытом, обучение разведке, тактической медицине, применению беспилотников и средств РЭБ, но и координация войск. Предстоящие осенние учения направлены на укрепление региональной безопасности и противодействие терроризму.

Сейчас Астана предоставляет весьма скромные контингенты и направляет их с целью совершенствования узкоспециализированных компетенций. Однако стоит отметить, что участие Казахстана в учениях совместно с турецкими военнослужащими теперь носит систематический характер. Для Астаны налаживание военного сотрудничества, альтернативного ОДКБ, является еще одной возможностью для диверсификации партнерств в сфере безопасности.

 

Казахстан в орбите геополитического влияния Турции?

Сейчас Анкара налаживает военно-техническую кооперацию и с другими странами Центральной Азии. В 2021–2022 гг. с Кыргызстаном, Туркменистаном и Узбекистаном были заключены аналогичные соглашения о военном партнерстве и поставках продукции оборонной промышленности, прежде всего, беспилотников. Пока что для Турции Казахстан и другие страны региона остаются далеко не главными покупателями. В 2024 г. в десятке стран-получателей турецкой военной продукции находились США, Чехия, Румыния, Польша, Словакия и Болгария. На долю Казахстана и Кыргызстана в турецком военном экспорте приходится по 1,3%, на долю Узбекистана – 0,6%. Тем не менее, центральноазиатский рынок вооружений для Анкары важен скорее политически, чем экономически. Через военно-техническое сотрудничество Турция в том числе укрепляет свое влияние среди тюркских стран.

Наиболее существенных успехов Анкара достигла в сотрудничестве с Астаной. В последние годы отношения между странами действительно стали более тесными. Растущая военная кооперация с Турцией играет для Казахстана значительную роль. С одной стороны, Анкара служит партнером по модернизации вооруженных сил, включающей обучение личного состава и обмен опытом. С другой стороны, Турция выступает альтернативным источником военных технологий, позволяющим диверсифицировать военно-техническое сотрудничество по мере ослабления возможностей российских поставок на фоне обострения украинского кризиса.

Несмотря на интенсификацию военного взаимодействия, турецкое влияние на Астану имеет свои выраженные пределы.

Во-первых, участие Анкары в экономике Казахстана носит значительный, но не определяющий характер. Сейчас основными направлениями экспорта Казахстана остаются страны ЕС (Италия — 23%, Нидерланды — 7,6% и Франция — 4,6%), Китай (17,6%) и Россия (9,8%), тогда как Турция занимает шестое место (4,4%). Существующие экономические ограничения не позволяют создать устойчивую базу для всестороннего военно-промышленного сотрудничества. На данном этапе оборонная интеграция может быть лишь частичной и проявляться в отдельных проектах и закупках, а не системной кооперации. К тому же, сейчас Астана стремится развивать внутреннее производство и последовательно сокращает свои закупки: за последние пять лет импорт вооружений республики снизился на 6,2%. Импорт вооружений из Турции не играет решающей роли в этом вопросе. Большую часть всех военных поставок в Казахстан по-прежнему осуществляет Россия. Второй является Испания — 9,9%, а Турция находится лишь на третьем месте — 2,3%.

Во-вторых, в рамках многовекторной дипломатии Казахстан рассматривает Турцию как балансир, позволяющий избегать чрезмерной зависимости от других партнеров. Анкара компенсирует влияние Китая в экономике и инфраструктуре и зависимость от России в военно-технической области. В сфере логистики Турция служит «западными вратами» для Центральной Азии и формирует альтернативный России транспортный канал к рынкам Европы. На тюркском направлении внешней политики сотрудничество с Турцией создает для Астаны комфортный фон для сближения со своими соседями в регионе. Вместе с этим, Казахстан с осторожностью относится к попыткам Турции позиционировать себя «старшим братом» в тюркском мире. Показательно, что в апреле 2025 г. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан подписали совместную декларацию о поддержке суверенитета Кипра и осудили действия Анкары в отношении Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК). Подобным образом страны Центральной Азии продемонстрировали готовность при необходимости ограничивать влияние Турции.

В-третьих, Казахстан состоит в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в то время как Анкара связана союзническими обязательствами с НАТО. Это обстоятельство препятствует развитию глубокой военно-политической интеграции между странами, поэтому Астана использует сотрудничество с Турцией как дополнительный инструмент модернизации собственных вооруженных сил.

Таким образом, в последние годы Казахстан, стремясь усилить стратегическую автономию и модернизировать свою армию, стал активно диверсифицировать свои военно-технические связи. В этом контексте Турция оказалась востребованным партнером, способным предложить современные технологии и программы обучения кадров. Для Астаны сотрудничество с Анкарой позволяет решить сразу несколько задач: укрепить обороноспособность, создать условия для развития собственного ВПК, снизить зависимость от российских поставок. Выстраивая партнерство с Турцией, Казахстан также поддерживает образ «средней державы», поддерживающей баланс отношений между мировыми центрами силами. При этом Анкара рассматривается как удобный партнер, не обладающий чрезмерным влиянием в регионе, но имеющий значительный военно-технический потенциал. В будущем сотрудничество между странами будет становиться интенсивнее, но в тех рамках, которые позволят Астане сохранять стратегическую гибкость и возможность для маневра.

 



[1] The military balance 2024. International Institute of Strategic Studies. P. 543.

[2] The military balance 2024. International Institute of Strategic Studies. P. 67.

[3] The military balance 2024. International Institute of Strategic Studies. P. 186.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся