Идентичность Европейского союза как фактор интеграции на примере политики в сферах образования и культуры
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Европейский союз — это многоуровневое образование, которое обладает и чертами межправительственной организации, и конфедеративными чертами. Одним из ключевых понятий для ЕС становится понятие «интеграция», которое тесно связано с понятием «идентичность».

Источник: Reuters
Проблема интерпретации и понимания идентичности ЕС
Идентичность граждан Европейского союза — это не только политическая, но также социальная и культурная групповая идентичность, которая состоит из «европейской идеи» и чувства принадлежности к Европе (Европейскому союзу). Граждане ЕС считают себя важнейшим элементом единой Европы.
Идентичность, которая включает в себя общую европейскую идею и чувство принадлежности к Европе, становится одним из факторов развития или торможения интеграционных процессов. Европейская политика позволяет создать общую идею, которая позволяет отождествлять граждан с Европейским союзом. В эту идею входят как нематериальные (идеологические) аспекты (принципы свободы, демократии, солидарности и равенства), так и материальные аспекты (гражданство ЕС, флаг, гимн, девиз).
Европейская идея оказывает влияние на создание чувства принадлежности. Чем больше граждане ЕС ассоциируют себя с Европейским союзом, тем положительнее они оценивают проводимое углубление степени интеграции между странами. Гражданская позиция все больше начинает влиять на внешнеполитический курс государств в отношении ЕС и это становится значимым элементом европейской политики.
Роль коммуникаций в выстраивании идентичности ЕС
Существенную роль в процессах взаимодействия европейских политических структур и граждан играет коммуникация, которой долгое время уделялось недостаточное внимание. Особенно отчетливо это можно проследить на примере политики в сферах образования и культуры. Интеграция, идентичность и коммуникация — взаимосвязанные элементы. Успех в проведении политики в одной из этих сфер непосредственно зависит от успеха в проведении политики в других. Однако малый акцент на коммуникационном пространстве в политике Европейского союза привел к определенным сложностям во взаимодействии с гражданами ЕС. Более того, коммуникационное воздействие очень неравномерно распределено по территории ЕС, и удаленные регионы обладают меньшими возможностями быть включенными в интеграционные процессы по сравнению со столичными регионами и близкими к Брюсселю/Люксембургу/Страсбургу за счет коммуникационного дефицита.
Европейский союз обладает разнообразными коммуникационными каналами. Аудиовизуальные сервисы Europe by Satellite предлагает визуальный ряд по итогам проходящих в политических институтах ЕС мероприятий. На официальных страницах в социальных сетях и отдельных сайтах публикуются последние новости структур ЕС и приводится информация о деятельности и структуре. Помимо официального сайта ЕС europa.eu, каждая крупная структура ЕС (Парламент, Комиссия, Совет ЕС и другие) представлена на таких платформах, как Facebook, Twitter, YouTube. Популярность страниц в социальных сетях постоянно возрастает.
Таблица 1. Количество подписчиков Европейской Комиссии в социальных сетях, данные за 2019 и 2021 годы.
| Количество подписчиков (Европейская Комиссия) | 01.2019 | 06.2021 |
| 890 060 | 1 290 565 | |
| 1 020 000 | 1 499 156 | |
| 50 922 | 102 000 |
Источник: авторский анализ, данные социальных сетей.
Таблица 2. Количество подписчиков Европейского Парламента в социальных сетях, данные за 2019 и 2021 годы.
| Количество подписчиков (Европейский Парламент) | 01.2019 | 06.2021 |
| 2 468 110 | 2 648 882 | |
| 506 000 | 765 428 | |
| 33 225 | 68 000 |
На сайте Офиса публикаций ЕС постоянно публикуются статьи и новые законы по деятельности ЕС. Также на сайте можно ознакомиться с политическими деятелями ЕС, тендерами и новинками в сфере науки. По данным за 2019 год, офис опубликовал 1,3 миллиона страниц в Официальном журнале (законодательные документы), было выполнено почти 10 тысяч публикаций1 Важный инструмент взаимодействия с гражданами ЕС — центры Европы Директ по работе с населением и представительства ЕС в странах-членах. Эти два инструмента отвечают за общение с гражданами. Ответы на вопросы можно получить посредством электронной связи или при личном посещении представительств. В 2017 г. центры получили и обработали около 100 тыс. запросов2, почти треть из которых была посвящена вопросам о структуре ЕС и ее политике, а в 2019 г. уже свыше 120 тысяч запросов3. Также в рамках представительств ЕС проводятся встречи с населением — так называемые диалоги, где европейские политики обсуждают и делятся информацией о работе ЕС. В 2018 г. почти 50 тыс.4 граждан ЕС приняли участие в таких встречах.
Несмотря на обширные возможности, цифровая коммуникация остается слабой стороной политики по созданию единой европейской идеи. По данным за 2018 г., потенциальный охват аудиторий в ЕС составляет всего 200 млн человек5 — это меньше половины населения объединения. К основным проблемам коммуникации на уровне ЕС можно отнести многоступенчатость передачи информации, искажение информации в ходе передачи, недостаточность передаваемой информации или ее утеря в ходе передачи.
Образование и культура как пример реализации европейской идентичности
На примере политики в сферах образования и культуры можно проследить следующее.
Политика в сфере образования (в первую очередь Эразмус+) — пример успешно проводимой политики по созданию единой европейской идеи и формированию чувства принадлежности. Здесь создается такой важный аспект идентичности, как образование без границ с мощными коммуникационными каналами, что позволяет проникать даже в удаленные регионы ЕС. Успеху в проведении политики в сфере образования способствуют значительные финансовые вливания (26,2 млрд евро на период 2021–2027 гг.) и большое разнообразие проектов вместе со значительной централизацией (студенческая мобильность, образовательные программы для преподавателей и персонала, образовательные программы и платформы для студентов и выпускников становятся доступны через портал ec.europa.eu). Предоставление большого объема информации и ресурсов онлайн дают возможность нивелировать пространственно-временной фактор ЕС и вовлечь как можно большее количество участников всех возрастов. Также важным фактором является возможность участия для всех, а не только лиц, связанных со сферой преподавания. Таким образом, граждане, которые имеют доступ к современным технологиям (компьютер и Интернет), могут в значительной степени ощутить себя частью ЕС через образовательные программы. Даже в удаленных регионах, где не всегда есть доступ к современным технологиям, школы и образовательные центры становятся посредниками для успешного распространения европейских программ в сфере образования наряду с европейскими ценностями.
Политика в сфере культуры (в основном Креативная Европа) является примером менее успешной политики по созданию единой европейской идеи и чувства принадлежности, поскольку располагает меньшими возможностям по проведению сбалансированной политики в сфере идентичности и меньшим коммуникационным воздействием. Программа состоит из двух элементов — медиа и культура. Данная программа обладает гораздо меньшим, по сравнению с образовательной сферой, бюджетом (2,44 млрд евро выделено на 2021–2027 гг). Большая часть финансирования отводится на сферу «медиа», которая связана в первую очередь с киноиндустрией и является высоко коммерциализированным проектом. Программа «культура» также в последнее десятилетие наблюдает переход к преобладанию коммерческой составляющей. Несмотря на инициативы, которые способствуют сохранению и распространению европейской идеи (Культурные столицы Европы, Европейские дни наследия, Европейский знак наследия, призы в области культурного наследия, архитектуры, литературы, музыки) их бюджет и популярность остаются достаточно скромными. Более того, для участия в программах требуются существенные ресурсы от регионов (финансовые, технические, человеческие), что усложняет и без того сложный процесс коммуникации в данной сфере, и делает практически невозможным участие регионов, которые не располагают достаточными ресурсами. Как следствие, при неоспоримо положительном воздействии в политических центрах и столицах, программа обладает незначительным воздействием в удаленных регионах и не способствует созданию чувства принадлежности к ЕС среди населения.
***
В целом европейская идентичность все больше начинает оказывать влияние на современную европейскую политику. Следует подчеркнуть значимость коммуникационных процессов при проведении европейской политики и особенно создании сбалансированной европейской идеи, ее гармоничного сочетания материальных и нематериальных аспектов. Чем больше граждан ЕС вовлечены в коммуникационное поле и имеют положительное представление о том, частью чего они являются, тем более успешной будет политика по более глубокой интеграции и реформам, проводимым в Евросоюзе.
[1] Publications Office of the European Union. Annual Management Report 2019. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. P. 19.
[2] Europe Direct Contact Centre. Annual Activity Report 2017. Europe Direct, 2018. P. 2.
[3] Europe Direct Contact Centre. Annual Activity Report 2019. European Commission, 2020. P. 4.
[4] Junker J.-C. State of the Union. European Commission, 2018. P.147.
[5] Ibidem.
