Блог Алпая Ахмедова

Взгляд из Баку на проблему взаимодействия Азербайджана и России в сфере безопасности

10 июня 2024
Распечатать
«После обретения независимости Азербайджан, не сразу сумел выстроить ровные отношений со своим северным соседом. Если первый президент Азербайджана Аяз Муталлибов стремился учесть геополитические интересы РФ, то следующий президент Абульфаз Эльчибей, взяв курс на сближение с Турцией и Западом, игнорировал интересы ельцинской России. Лишь после прихода к власти Гейдара Алиева, Баку начал выстраивать тесные отношения с Россией», - так считает доцент кафедры «Международных отношений» Бакинского Славянского Университета, доктор философии по историческим наукам Алпай Ахмедов.

436708315_0_160_3074_1889_2072x0_60_0_0_fe1d07c1e4cf597deca3c745a6ef3cda.jpg

Источник: Sputnik

Визит Гейдара Алиева в Москву, вступление Азербайджана в СНГ свидетельствовали о том, что новая власть настроена на партнерские, если не на союзнические отношения с Россией.

С начала президентства Ильхама Алиева, Азербайджан продолжил курс, нацеленный на тесное сотрудничество с Россией. Залог успеха этой политики заключался в том, что Баку смог обозначить для себя красные линии, пересечение которых угрожало бы безопасности России.

Россия, как известно, ревностно относится к расширению сферы влияния Запада на постсоветском пространстве, в частности, противодействует вступлению бывших советских республик в НАТО и ЕС.

Как известно, одной из причин, российско-украинского кризиса 2014 года, являлась борьба между политическими силами в Украине, которые по-разному относились к геополитическому выбору страны. Конкретнее говоря, официальная Москва считала, что силы, свергшие Януковича, представляли угрозу для ее национальной безопасности, так как они ратовали за вступление Украины в НАТО и ЕС, поэтому последующие шаги России были, как об этом неоднократно говорил президент В. Путин, мотивированы изменением баланса сил.

Проблемы безопасности всегда имели важное значение не только для российской внешней политики, но и для официального Баку, особенно с учетом того, что долгие годы в азербайджанском обществе господствовало мнение, что в Первой Карабахской войне, Армении удалось захватить азербайджанские территории, благодаря безвозмездным поставкам оружия Еревану.

В силу этого, многие политики и эксперты, в контексте реалий 1990-х годов, считали, что Азербайджан в своей внешней политике должен ориентироваться на Запад. И действительно, если даже бегло посмотреть на внешнеполитические шаги официального Баку в этот период, то заметно, что Азербайджан в осуществлении своей энергетической политики, основную ставку сделал на Запад. Вместе с тем, Баку включив российскую нефтяную компанию «Лукойл» в «Контракт Века» смог нивелировать действия МИД России, которое тогда оспаривало право Азербайджана заключать договоры по извлечению нефти из недр Каспийского моря, ссылаясь на фактор правового статуса моря.

С точки зрения Азербайджана, внешняя политика России по отношению к АР в период ельцинского правления в контексте безопасности, выглядела следующим образом: официальная Москва продолжая оказывать военную поддержку Армении, но при этом, по возможности, старалась учесть внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Азербайджана.

Вместе с тем, Баку очень надеялся, что Москва будет не просто «стараться», а предпримет конкретные шаги, направленные на взаимодействие в сфере безопасности, в первую очередь через поддержку в решении Карабахской проблемы. Фактом остается то, что после заключения, при посредничестве РФ, Бишкекского протокола 12 мая 1994 года ельцинское правительство, в частности, внешнеполитическое ведомство РФ хоть и приняло участие в переговорных процессах в рамках Минской группы ОБСЕ, а также трехстороннем формате (РФ, Азербайджан и Армения), но так и не сподвигло армянскую сторону пойти на достижение конкретных результатов в плане освобождения оккупированных территорий. Известно, что в это время Азербайджан готов был пойти навстречу разным инициативам по урегулированию конфликта, в то числе президент Гейдар Алиев заявлял о готовности Азербайджана предоставить армянам, проживающим в Нагорном Карабахе такую автономию, которая не имела аналогов в мире. Однако, данное предложение не было должным образом учтено правительством Р. Кочаряна, рассчитывающим использовать факт оккупации территорий Карабаха, как инструмент давления на Баку.

Таким образом, отсутствие прогресса в переговорном процессе по решению Карабахского конфликта, ставшей ключевой проблемой системы национальной безопасности Азербайджана, на долгие годы стало единственным фактором, препятствующим полному взаимопониманию между Баку и Москвой в сфере безопасности.

Ситуация во взаимоотношениях АР И РФ стала меняться в лучшую сторону после апреля 2016 года, когда в ходе 4-х дневных боевых действий, Азербайджану удалось освободить ряд стратегических высот и населенных пунктов в северной части бывшей НКАО. Прекращение огня тогда было достигнуто при посредничестве Москвы после того, как тогдашний президент Армении Серж Саргсян заявил о том, что его страна готова пойти на уступки в карабахском урегулировании. Именно тогда многие эксперты отметили, что во время этого кризиса Россия заняла равноудаленную позицию, не подвергая критике ни одну из сторон конфликта.

Подобное дистанцирование Москвы от Еревана и Баку, вызвало негативную реакцию в Армении, которая видимо, рассчитывала на поддержку России, как в годы Первой Карабахской войны, при этом была одобрена со стороны Азербайджана, которая уже этому времени, была способна решить Карабахский конфликт силовым путем.

Одновременно, апрельские бои 2016 года послужили своего рода тестом для тогдашнего армянского руководства, которое хоть и заявило о своей готовности к компромиссам, но так и не совершило конкретных шагов на пути урегулирования конфликта, что также способствовало его свержению в 2018 году.

Смена власти в Армении, еще больше сблизила позиции Азербайджана и России в сфере безопасности, так как было очевидным, что новое руководство Армении, настроено на «нарушение» в свою пользу статуса-кво, существовавшего с мая 1994 года, в том числе делая провокационные заявления о принадлежности Армении оккупированных частей Карабаха. Именно подобного рода действия и заявления армянского политического и военного руководства привели к началу Второй Карабахской войны.

Хотя боевые действия продолжались всего 44 дня, сейчас очевидно, что политика Азербайджана, нацеленная на освобождение оккупированных территорий, заняла не одно десятилетие. Это по сути, было проявлением настоящего «стратегического терпения». Большое влияние на реализацию этого подхода оказали и события 2008 года, когда Грузия попыталась восстановить свою территориальную целостность, но при этом не смогла верно оценить военно-политическую ситуацию, сложившуюся в регионе, пойдя на резкое обострение отношений с Россией. Стоит отметить, что после 5-дневной войны у некоторой части азербайджанского политического сегмента сложилось мнение, что возможная операция азербайджанской армии по освобождению оккупированных территорий может столкнуться с подобной реакцией РФ.

Однако, реалии оказались таковы, что 44-х дневная война по сути, стала толчком, придавшем мощную динамику азербайджано-российским отношениям, направленным на создание новой системы региональной безопасности.

Большое значение при этом имеет и личностный фактор, который сложился во взаимоотношениях руководителей Азербайджана и России. «Химическая близость», которым ныне в политической науке, означают теплые отношения между главами государств, играет очень важную роль в развитии региональной безопасности. Именно, фактор личной симпатии сыграл немалую роль в заключении Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, 22 февраля 2022 года.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся