Нужно ли Азербайджану членство в ВТО?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Некоторые критики обвиняют правительство Азербайджана в том, что оно намеренно препятствует вступлению страны в ВТО. Но заметный рост торгового оборота, в том числе и с соседними странами, дает повод усомниться в таком подходе. Только с Турцией торговый оборот в прошлом году достиг 4 млрд долларов. Азербайджан успешно работает как в двустороннем, так и в многосторонних форматах, особенно в энергетической и транспортной сферах. Как неоднократно подчеркивал президент Ильхам Алиев, никакая страна не может стать транзитной без сотрудничества с соседями. Азербайджан, не имеющий выхода к открытому морю, сегодня превратился в один из международных транспортных центров благодаря продуманной политике и взаимовыгодным отношениям с соседями. В то же время правительство не отказывается и от вступления в ВТО. Но это может произойти только на приемлемых условиях.
Источник: newsru.com
Дискуссии о вступлении Азербайджана во ВТО ведутся уже давно. Выигрыши и убытки от вступления могут оцениваться в различных аспектах, и подход здесь не ограничивается простым расчетом доходов страны. У Азербайджана есть причины не форсировать свое вступление в ВТО. Целый ряд соседних с Азербайджаном стран вступил в ВТО и заключил с Евросоюзом соответствующее соглашение. И к чему это привело их национальные экономики? Никаких серьезных инвестиций в реальный сектор экономики эти страны не получили. Инвестиции носили и носят фрагментарный характер: они выборочные и направлены в те сферы, которые нужны ЕС.
В нынешней ситуации предметом обсуждения является не вопрос о том, вступаем мы во ВТО или нет. ВТО стремится создать благоприятные условия для свободной конкуренции, устранить количественные ограничения в торговле и обеспечить прозрачность путем либерализации торговли. Это также способствует прозрачности в режимах внешней торговли государств-членов. Каждый год страны ЕС предоставляют в среднем 350 млрд долларов прямых субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции, в то время как перерабатывающие компании этой продукции также получают косвенные субсидии. В частности, средний шведский фермер получает 33 тыс. долларов в год, а американские и японские фермеры получают прямые субсидии в размере 20 тыс. долларов. В этом случае будет очень сложно защитить рынок страны низкими таможенными пошлинами и субсидиями. Несмотря на то, что развитие ненефтяного сектора стало одним из приоритетов государственной политики, аграрный сектор сталкивается с проблемами. Действительно, Азербайджан имеет право на субсидирование со стороны ВТО, и его верхний предел может составлять до 10% от общего объема сельскохозяйственного производства. Конечно, этот предел можно считать приемлемым. Однако сомнительно, что в ближайшие несколько лет Азербайджан получит субсидию этого уровня из государственного бюджета. Кыргызстан также сталкивается с подобной проблемой, и ему было предоставлено право увеличивать свои сельскохозяйственные субсидии до 5% в год, учитывая, что сельскохозяйственные субсидии составляют 0,01% от общего объема сельскохозяйственного производства. Однако дефицит бюджета не позволил ему воспользоваться этим правом. Сельское хозяйство является основным занятием в Азербайджане, и тот факт, что большинство работников в этом секторе занимаются экономической деятельностью для удовлетворения собственных потребностей, а не в коммерческих целях, позволяет предположить, что масштабы этой угрозы велики. В этом случае заранее известно, что вступление в ВТО столкнет сельскохозяйственный сектор страны с большинством проблем.
Балтийские страны, которые не просто заключили ассоциативные соглашения, а вступили в ЕС, также столкнулись с серьезными проблемами в реальном секторе своих экономик. Прибалтийские фермеры фактически свернули всю свою деятельность и получают субсидии от Евросоюза за отказ от развития сельского хозяйства в своих странах. С не меньшими проблемами столкнулась и Украина, где целые сферы экономики выпадают из поля зрения как национального правительства, так и иностранных инвесторов. Во всех этих странах, заключивших ассоциативные соглашения или же вступивших в ЕС, но не являющихся частью Западной Европы, наблюдается серьезный структурный дисбаланс в развитии экономик. Стоит ли с учетом всего вышеперечисленного Азербайджану, который старается диверсифицировать свою национальную экономику, развивать ненефтяной сектор и сельское хозяйство форсировать вступление в ВТО? Вряд ли. Надо понимать, что если ускоренно и на тех основаниях, что предлагает Европейский союз, Азербайджан вступит в ВТО, то уже сейчас можно спрогнозировать, какие негативные последствия повлечет этот шаг для ненефтяного сектора и сельского хозяйства. Открыв границы для сельхозпродукции из Европы, Азербайджан может не только потерять существенную экспортную составляющую своей экономики, но даже на внутреннем потребительском рынке азербайджанская продукция будет уступать импортной. В этих условиях политика импортозамещения и развития ненефтяного сектора, о чем так много говорится в стране и вокруг чего развиваются достаточно крупные проекты, в итоге может быть поставлена под сомнение.
Учитывая все вышеперечисленное, осторожная позиция азербайджанского правительства в вопросе вступления в ВТО является адекватной и понятной. А выпады со стороны Евросоюза направлены не на конструктивный диалог, а представляют собой давление на Азербайджан с тем, чтобы заключить это соглашение и форсировать вхождение республики в ВТО. А это для азербайджанской экономики сегодня не является приоритетом.
Безусловно, нам нужны и интересны европейские технологии, но опыт соседей позволяет с уверенностью говорить: вступление в ВТО абсолютно не гарантируют инвестиции в высокотехнологичные отрасли. Как в ближнесрочной, так и в более далекой перспективе для Азербайджана, с точки зрения целесообразного экономического сотрудничества с Европой, ключевым и основополагающим направлением является партнерство в энергетической сфере. В этом вопросе Азербайджан Европейскому союзу крайне нужен, причем без членства в ВТО. Обеими сторонами успешно реализуется сотрудничество в энергоотрасли, Азербайджан долгие годы поставляет энергоресурсы, нефть, а скоро начнет поставлять и газ. Тут ЕС никаких требований к Азербайджану не выдвигает. Это связано с критической зависимостью Европы от импорта нефти и газа. Так что все выпады европейских чиновников в адрес Азербайджана необоснованны и предвзяты. С точки зрения выстраивания внешнеэкономической политики, наша страна опирается на свои ресурсы и ориентируется на свои интересы. И эта политика будет продолжена.
Преподаватель факультета международных отношений Бакинского государственного университета, доктор философии по политическим наукам
Блог: Блог Алимусы Ибрагимова
Рейтинг: 0