Международные отношения и архитектура: взаимозависимость
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Каждый год во всем мире проходит международный день охраны памятников и исторических мест. Международный он не только потому, что в нем принимают участие почти все страны мира, а потому, что на протяжении веков культура оказывала непосредственное влияние на международные отношения, а искусство становилось своеобразным зеркалом различных эпох. В 2017 г. РСМД выступил информационным партнером Международного дня культурного наследия, организуемого Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева.
На первых взгляд может показаться, что общего между архитектурой и международными отношениями?
Мы живем в век информационной открытости, когда образование максимально доступно. Однако такая сфера, как архитектура по-прежнему остается очень закрытой и зачастую ею увлекаются только специалисты, а мы воспринимаем ее как данность и декорации нашей жизни. Международный день культурного наследия является важным рычагом популяризации архитектуры и формирования интереса для дальнейшего ее изучения. Архитектурные детские мастер-классы способствуют развитию у детей образно-пространственного мышления. Экскурсии по музею и по городу заставляют задуматься о красоте окружающей действительности и учат видеть скрытые смыслы, которые в камне зашифровывает архитектор. В международных отношениях существует теория конструктивизма, которая представляет общество как некий социальный конструкт, который формируется под воздействием политических элит на этнос. Интересно, что в архитектуре конструктивизм был направлен на увеличение значимости архитектуры в жизни простых людей, формирование нового искусства, новой идеологии и нового образа жизни.
В условиях растущей глобализации вопрос о взаимоотношениях между властью и культурой становится все более актуальным. Прежде всего это связанно с процессами «вестернизации», которые сталкиваются с растущей экономической, военной и политической мощью азиатских и мусульманских стран . В результате, такое столкновение приводит к отсутствию взаимопонимания на межкультурном уровне и как следствие может быть чревато возникновением конфликтов. Еще в 1996 году своей знаменитой статье « Столкновение цивилизаций» Самюэль Хантингтон писал: « … Столкновение цивилизаций представляют наибольшую угрозу миру во всем мире, и международный порядок, учитывающий интересы разных цивилизаций, является самой надежной мерой предупреждения мировой войны». По его мнению новые конфликты будут возникать именно вдоль линий культурного разлома между цивилизациями. В наши дни политика «мягкой силы» и культурная дипломатия становятся все более и более актуальными. Сегодня культура может являться не только гарантом международной стабильности, но и наоборот, может стать причиной возникновения новых конфликтов. Именно поэтому, так важно с уважением относиться к другим культурам и учиться читать некие культурны коды, которые нас окружают.
Начиная с античности и до наших дней искусство всегда, хоть зачастую и косвенно, влияло на международные отношения. Прежде всего, являясь одним из ключевых рычагов идеологии, искусство было способно формировать образ мыслей людей и как следствие влиять на их поведение. Как ни странно, одним из самых эффективных рычагов такого воздействия становится архитектура. Из всех искусств архитектуру игнорировать сложнее всего, мы в ней живем. Многие архитектурные термины зачастую пересекаются с терминологией, которой оперируют в международных отношениях. Например, «прочный фундамент для конструктивных отношений», «контуры нового мира», «отношения строятся», «укреплять основу сотрудничества». Кроме того, архитектурные памятники могут представлять целую страну. Например, когда мы говорим «Белый дом постановил», «Кремль заявил» всем сразу становится понятно, что речь идет об официальных заявлениях США и России.
На протяжении веков архитектура оказывала влияние на людей. Египетские фараоны сооружали монументальные пирамиды, чтобы подчеркнуть свою связь с богами и свое величие; римские императоры строили колоссальные строения и дороги, связывающие города и способствующие развитию международной торговли. Монументальность форм всегда выражает крепкую, сильную, централизованную власть. В дальнейшем к этим приемам прибегало советское правительство. Ярким примером влияния на массы и формирования идеологии среди граждан может служить Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 года, которая была призвана показать советскому народу необъятную и широкую советскую страну. Посетители выставки говорили: «Ходим по выставке, словно шагаем по всей Советской земле».[i] Несмотря на свою монументальность, выставка поражала разнообразием декоративных элементов: гирлянды, барельефы, витражи, майолики и много другое. Все эти элементы посвящены сельскохозяйственной тематике и воплощаются в виде фигур колхозников, животных, колосьев, цветов, фруктов, овощей. На Всесоюзном творческом совещании советских архитекторов констатировалось: «Наша задача — борьба за воплощение языком архитектуры великих лозунгов нашей эпохи».[ii] Эти же принципы применялись на Всемирных выставках.
Рассмотрим пример знаменитого противостояния двух павильонов: советского и немецкого на Всемирной выставке в Париже 1937 году.
Советский павильон Б. Иофана был выполнен в виде постамента, который часто сравнивают с динамичной, мощной волной на гребне которой разместилась знаменитая скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Юноша и девушка — символы новых хозяев советской земли (рабочий класс и колхозное крестьянство). Вместе они держат серп и молот — главные символы труда и Советского союза. Кроме того, сама скульптура отсылает нас к образу знаменитой Луврской Ники, аллегории триумфальных побед. Таким образом, концепция павильона была направлена на то, чтобы отразить мощь и стремительную динамику развития первого в мире социалистического государства, которое основано на труде советских граждан, их энтузиазме.
Немецкий павильон А.Шпеера располагался прямо напротив и представлял собой устремленную в высь башню, которую венчал орел, держащий с своих когтях символ нацистского государства — свастику. Примечательно, что этот павильон был самым дорогим на выставке. Высокая стоимость объяснялась желанием немецкого руководства выстроить весь павильон «исключительно из германского железа и камня» и сделать его «куском священной немецкой земли». Мощь и фундаментальность немецкого павильона в полной мере отображает идеологию тоталитарного режима.
Такое международное противостояние показывает, что архитектура есть ничто иное, как искусство убеждения поскольку именно она определят наш образ жизни. Разумеется, говорить о том, что международные отношения определяет только культурный фактор нельзя, однако именно он является важным элементом, формирующим сознание людей и который может служить скрепами, соединяющими нации и предупреждающими возникновение конфликтов. В данном случае Международный день культурного наследия становится частью этих культурных скреп и с помощью экскурсий, лекций, квестов и мастер-классов ненавязчиво прививает интерес к архитектуре и заставляет серьезнее относиться к истории и ее наследию.