Блог Алёны Куленко

Позиция Испании по Косовскому вопросу

3 марта 2025
Распечатать

Косовский вопрос представляет собой один из наиболее сложных и многогранных вызовов современной европейской и мировой политики. Его корни уходят в историю распада Югославии в начале 1990-х годов, когда Косово, автономный край в составе Сербии, стал ареной острого этнополитического конфликта. Данный вопрос не теряет свою актуальность и в настоящее время. Этнические албанцы, составляющие большинство населения Косово, стремились к независимости, в то время как Сербия настаивала на сохранении своей территориальной целостности[1]. Этот конфликт привел к масштабным военным действиям в конце 1990-х годов, вмешательству НАТО и последующему установлению международного протектората над Косово. В 2008 году Косово провозгласило независимость, что вызвало неоднозначную реакцию на международной арене и до сих пор остается предметом острых дискуссий.

2016-12-04T120000Z_626615198_RC1AAA4003A0_RTRMADP_3_SERBIA-POLITICS.jpg

Источник: Reuters

Позиция Европейского союза (ЕС) по Косовскому вопросу отражает сложность и неоднозначность этой проблемы. Большинство стран ЕС признали независимость Косово, рассматривая это как шаг к стабилизации региона и интеграции Западных Балкан в европейские структуры. Позиции стран менялись от года к году, кто-то признавал независимость Косово, кто-то, наоборот, выступал в поддержку независимости Сербии. Сейчас всё так же внутри ЕС нет единства: такие страны, как Испания, Греция, Словакия, Румыния и Кипр, отказались признать Косово, ссылаясь на принцип территориальной целостности и опасения по поводу прецедента для сепаратистских движений в своих собственных странах[2]. ЕС в целом поддерживает диалог между Белградом и Приштиной, стремясь к нормализации отношений между Сербией и Косово, но внутренние разногласия между странами-членами затрудняют выработку единой позиции.

Россия традиционно занимает жесткую позицию в поддержку Сербии, выступая против признания независимости Косово[3]. Москва рассматривает Косовский прецедент как угрозу международному праву, особенно принципу территориальной целостности государств. Россия опасается, что признание Косово может быть использовано для оправдания сепаратистских движений в других регионах, включая постсоветское пространство, где Москва имеет свои геополитические интересы. Российская позиция также подкрепляется тесными историческими и культурными связями с Сербией, что делает Косовский вопрос важным элементом российской внешней политики на Балканах. Однако, важно отметить, что по резолюции ООН 1244, в создании которой важную роль играла Россия[4], прописано то, что осуждаются «все акты насилия в отношении населения Косово»[5]. Следовательно, несмотря на поддержку Сербии, Россия защищает жителей отсоединившихся территорий от деятельности косовско-албанских экстремистов. Это доказывает то, что для России безусловно важно налаживание международной обстановки мирными средствами.


Позиция_членов_ЕС_по_вопросу_независимости_Косово1.jpg

Позиция Испании по Косовскому вопросу выделяется на фоне большинства стран ЕС. Мадрид отказывается признавать независимость Косово, что обусловлено внутренними политическими и правовыми соображениями[6]. Испания опасается, что признание Косово может усилить сепаратистские настроения в собственных регионах, таких как Каталония и Страна Басков, где уже существуют сильные движения за независимость. Каталонский кризис, особенно после референдума о независимости в 2017 году, стал одним из главных факторов, определяющих позицию Испании по Косово. Испанское правительство настаивает на уважении международного права, особенно принципа территориальной целостности, и выступает за решение косовского вопроса через переговоры между Белградом и Приштиной. Эта позиция делает Испанию одной из самых консервативных стран в ЕС в данном вопросе, но при этом она активно участвует в европейских инициативах по стабилизации Балкан[7].

Существует также ряд конституционных ограничений. Испанская конституция 1978 года закрепляет принцип «нерушимости единства испанской нации»[8] и не допускает отделения каких-либо регионов. Признание Косово противоречило бы этим конституционным принципам и могло бы подорвать легитимность испанского государства.

Более того, Испания считает, что признание Косово без согласия Сербии нарушает нормы международного права[9], включая резолюции Совета Безопасности ООН, например резолюцию 1244[10], принятую в 1999 г., которая подтверждает территориальную целостность Сербии. Мадрид настаивает на том, что любые изменения статуса Косово должны быть достигнуты через переговоры между Белградом и Приштиной.

Изменялась ли позиция Испании с течением времени?

Позиция Испании по Косовскому вопросу оставалась последовательной и неизменной с момента провозглашения независимости Косово в 2008 году. Однако можно выделить несколько ключевых этапов, которые повлияли на формирование и закрепление этой позиции.

  1. В 1990-е годы Испания, как и другие страны ЕС, поддерживала усилия по урегулированию конфликта в Косово, включая вмешательство НАТО в 1999 году.
  2. 2008 год – провозглашение независимости Косово. Испания сразу же заняла четкую позицию, отказавшись признать новое государство. Мадрид подчеркнул, что решение о статусе Косово должно быть достигнуто через переговоры с Сербией и с одобрения Совета Безопасности ООН[11].
  3. В 2010-е годы позиция Испании стала еще более жесткой, особенно на фоне усиления сепаратистских движений в Каталонии. Референдум о независимости Каталонии в 2017 году и последовавший за ним политический кризис укрепили решимость Мадрида не признавать Косово, чтобы не создавать прецедента для внутренних сепаратистских движений.
  4. В последние годы Испания поддерживает позицию ЕС по нормализации отношений между Сербией и Косово. Мадрид выступает за диалог и поиск компромисса, но продолжает настаивать на том, что окончательное решение должно быть достигнуто с согласия обеих сторон и в рамках международного права.

Прогнозирование изменения позиции Испании по Косовскому вопросу в ближайшем будущем требует учета как внутренних, так и внешних факторов. Хотя позиция Мадрида остается устойчивой, определенные сценарии могут повлиять на ее возможное изменение. Рассмотрим ключевые элементы прогнозирования.

В случае, если сепаратистские движения в Каталонии и Стране Басков ослабнут или будут полностью интегрированы в испанскую политическую систему, это может снизить внутренние опасения Мадрида по поводу прецедента Косово. Однако на данный момент сепаратизм в Каталонии остается активным, что делает маловероятным изменение позиции Испании в ближайшем будущем.

Важно отметить, что в ситуации достижения соглашения между Белградом и Приштиной, которое будет одобрено Советом Безопасности ООН и признано международным сообществом, Испания может пересмотреть свою позицию. Однако такой сценарий маловероятен в краткосрочной перспективе, учитывая глубокие разногласия между сторонами.

Более того, если большинство стран ЕС и НАТО усилят давление на Испанию с целью признания Косово, это может заставить Мадрид пересмотреть свою позицию. Но важно помнить, что Испания сопротивляется внешнему давлению, особенно когда речь идет о вопросах, затрагивающих ее внутреннюю стабильность.

Смена правительства или приход к власти политической партии, более лояльной к идее самоопределения, также может повлиять на позицию Испании. Однако даже в этом случае изменение позиции будет зависеть от внутренней ситуации в стране, особенно в Каталонии.

Мы можем предположить, что в ближайшие годы Испания, скорее всего, сохранит свою текущую позицию, отказываясь признавать независимость Косово. Этот сценарий наиболее вероятен, учитывая внутренние вызовы, связанные с Каталонией, и приверженность Мадрида принципу территориальной целостности.

Если Сербия и Косово достигнут компромисса, который будет одобрен международным сообществом, Испания может рассмотреть возможность частичного признания Косово. Однако это потребует значительных уступок со стороны Белграда и Приштины, что маловероятно в ближайшем будущем.

Позиция Испании по Косовскому вопросу является одной из наиболее последовательных и принципиальных среди стран Европейского союза. Мадрид на протяжении многих лет отказывается признавать независимость Косово, руководствуясь как внутренними, так и внешними соображениями. Основными факторами, определяющими эту позицию, являются приверженность принципу территориальной целостности, опасения по поводу усиления сепаратистских движений в Каталонии и Стране Басков, а также уважение норм международного права.

Испания активно поддерживает диалог между Белградом и Приштиной, выступая за мирное урегулирование конфликта через переговоры. Однако Мадрид настаивает на том, что окончательное решение должно быть достигнуто с согласия Сербии и в рамках международного права. Эта позиция делает Испанию одной из самых консервативных стран ЕС в данном вопросе, но при этом подчеркивает ее приверженность стабильности и уважению суверенитета государств.

В ближайшем будущем маловероятно, что позиция Испании изменится. Внутренние вызовы, связанные с сепаратизмом в Каталонии, остаются ключевым фактором, удерживающим Мадрид от признания Косово. Кроме того, отсутствие прогресса в диалоге между Сербией и Косово, а также глубокие разногласия в международном сообществе по этому вопросу делают изменение позиции Испании маловероятным.

Таким образом, позиция Испании по Косовскому вопросу отражает не только ее внешнеполитические приоритеты, но и внутренние вызовы, с которыми сталкивается страна. Она служит примером того, как внутренняя политика может оказывать значительное влияние на внешнюю, особенно в вопросах, связанных с самоопределением и территориальной целостностью. В этом контексте изучение позиции Испании позволяет лучше понять как европейскую, так и глобальную динамику в решении сложных этнополитических конфликтов.




[1] Чубаров, Д. А. Политика Сербии и Албании по Косово перед признанием независимости / Д. А. Чубаров. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2023. № 49 (496). С. 479-482. URL: https://moluch.ru/archive/496/108815/ (дата обращения: 26.02.2025).

[2] Президент Сербии назвал девять стран, отозвавших признание самопровозглашенного Косова // Павел Бушуев. ТАСС. 04.01.2023. URL: https://tass.ru/politika/16741957

[3] «Последовательная поддержка руководства Сербии»: какова роль России в снижении эскалации в Косове // Russian RT. 29.12.2022. URL: https://russian.rt.com/world/article/1092165-serbiya-rossiya-kosovskii-vopros-podderzhka

[4] О резолюции 1244 Совета Безопасности ООН // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 09.06.2000. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/un/1698126/

[5] Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности // Резолюция 1244. 10.06.1999. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/1244(1999)

[6] В МИД Испании заявили, что Мадрид не признает независимость Косова // Парламентская газета. 07.03.2023. URL: https://dzen.ru/a/ZAdv_6YoEzE6ehdL

[7] Spain fully backs Western Balkan integration into EU // Yahoo.news. 01.08.2022. URL: https://www.yahoo.com/news/spain-fully-backs-western-balkan-103806414.html

[8] Spanish constitution // «The Constitution is based on the indissoluble unity of the Spanish Nation» P.3. 1978. URL: Spanish Constitution of 1978

[9] Премьер Испании назвал провозглашение независимости Косово нарушением международного права // Комсомольская правда. 01.08.2022. URL: https://www.kp.ru/online/news/4855734/

[10] Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности // Резолюция 1244. 10.06.1999. URL: https://docs.un.org/ru/S/RES/1244(1999)

[11] О слушаниях Международного Суда ООН по вопросу о соответствии международному праву одностороннего провозглашения независимости временными институтами самоуправления Косово // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 09.12.2009. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/1633189/

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся