Блог Александры Бланкиной

Курдский вопрос во внутренней и внешней политике Турции

2 июня 2025
Распечатать

Курдский вопрос уже более столетия остается определяющим как для внутренней, так и для внешней политики Турции. С одной стороны, проблема курдского национального самосознания, прав и свобод диаспоры и связанное с ними вооруженное противостояние оказывают негативное влияние на социально-политическую стабильность внутри государства. С другой стороны, Турция использует курдский вопрос для достижения своих целей во внешней политике, оправдывая это борьбой с Рабочей партией Курдистана (РПК, признана террористической в Турции), в чем проявляется региональная значимость вопроса для Анкары. 

turk-elec3.jpg

Источник: Reuters

Расхождение интересов турецких властей и представителей курдов проявляется главным образом в том, что курдская диаспора, проживающая на территории Турции, хочет получить автономию, но турецкие власти ее не предоставляют. При этом важно понимать многосторонний характер курдского вопроса: проблема представляет собой переплетение этнических, политических и культурных противоречий. Так, вопрос связан не только с требованиями курдского меньшинства о признании его культурных и языковых прав, но и с вопросами безопасности и территориальной целостности государства.

Курдский вопрос во внутренней политике Турции

Позиция правящей Партии справедливости и развития (ПСР) по курдскому вопросу двойственна: на словах курды являются частью турецкой нации, но на деле власти подавляют любые требования автономии диаспоры и связывают курдское движение с терроризмом. В связи с этим политика турецких властей в отношении курдского населения варьировалась от жестких репрессий и отрицания права на национальную идентичность до попыток интеграции и проведения ограниченных реформ.

В настоящее время наблюдается тенденция к возможному сближению сторон. В частности, союзник Реджепа Тайипа Эрдогана по коалиции, глава Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели, меняет свою риторику в отношении турецких курдов на более миролюбивую. Так, Бахчели, известный высказываниями националистического характера, говорит о возможности освобождения из тюрьмы лидера и идейного вдохновителя РПК Абдуллы Оджалана (при том, что ранее Бахчели настаивал на его казни). Более того, Бахчели неожиданно высказался о взаимной любви противоборствующих сторон: «Турки и курды должны любить друг друга. Турок, который не любит курдов, не может по-настоящему называться турком, а курд, который не любит турок, не может по-настоящему называться курдом».

Важно понимать, что интересы курдов в Турции представлены не только Рабочей партией Курдистана, но и другими силами, в частности – Партией народного равенства и демократии (ДЕМ). Власти республики идут на сближение в том числе с ее представителями: так, о наметившемся потеплении в отношениях сторон свидетельствует рукопожатие Бахчели с депутатами партии, которую ранее Бахчели ставил в один ряд с РПК и считал, что нужно признать ее террористической. Таким образом, высказывания лидера националистической партии свидетельствуют о возможном изменении отношений сторон, не гарантируя при этом решение курдского вопроса в обозримом будущем.

Еще одним примером потепления отношений стал тот факт, что турецкие власти позволили состояться визитам депутатов ДЕМ к Оджалану, находящемуся в заключении на острове Имралы в Мраморном море. Кроме того, Бахчели предложил Оджалану выступить в парламенте с обращением к РПК. Обращение состоялось в феврале 2025 г.: лидер вооружённой группировки, все еще находясь в заключении, заявил, что она должна сложить оружие, поскольку вооружённая борьба за права курдов больше не нужна. Поэтому можно отметить, что попытки сближения исходят не только от властей республики, но и от курдских представителей.

Первоначальная реакция РПК на обращение Оджалана подчеркнула ее несогласие с позицией своего вдохновителя. Партия заявила: «Мы приветствуем обращение лидера, но не сдадим оружие и не распустим наши ряды, пока не увидим положительные признаки для нашего дела». Тем не менее, 12 мая руководство РПК выступило с заявлением о намерении распустить партию и прекратить вооруженное противостояние с властями Турецкой Республики. Организация объявила, что завершила «историческую миссию», поскольку добилась своей основной цели цели. Однако, несмотря на решительный шаг со стороны курдов, в Анкаре подчеркнули, что в рамках примирения с РПК турецкая сторона не предоставит курдам автономию, создания которой они добивались в течение десятилетий. Но даже несмотря на такое заявление властей эксперты считают, что роспуск партии расширит политическое турецко-курдское взаимодействие. Для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана роспуск РПК является безусловной политической победой. Если разоружение действительно произойдет, Эрдоган сможет записать себе в актив решение самого тяжелого внутреннего вопроса, который раскалывал турецкое общество десятилетиями.

При этом началу разрешения конфликта мешает отсутствие единого мнения касательно курдского вопроса среди представителей диаспоры. Так, например, депутаты прокурдской ДЕМ не сходятся во мнении относительно своих дальнейших целей: одни рады началу разрешения конфликта, другие же по-прежнему ставят борьбу с Эрдоганом во главу угла своей деятельности. Даже в рядах РПК до роспуска наблюдалась неоднозначная оценка роли Оджалана в борьбе с властями: одни подчеркивали важность фигуры лидера в дальнейшей борьбе, другие считали, что он должен выступать только в качестве символа борьбы, оставаясь при этом на острове Имралы. Именно обращение Оджалана подсветило расхождение во взглядах среди представителей турецких курдов.

Исследователи отмечают, что одной из главных причин потепления отношений сторон выступают предстоящие президентские и парламентские выборы, которые, по официальным данным, пройдут в Турции в 2028 г.  Речь идет главным образом о заинтересованности Эрдогана в принятии мер, направленных на продление своего срока нахождения у власти (например, путем реформирования Конституции или проведения досрочных выборов). Критики президента Турции отмечают, что для правящей коалиции важно расширить поддержку курдских избирателей и по возможности "перетянуть" их голоса из оппозиционного политического лагеря в свою пользу. Стоит отметить, что партия ДЕМ, представляющая интересы курдской диаспоры, является третьей силой в парламенте. Поэтому, как отмечают исследователи, примирение правящей коалиции с курдами откроет возможности для расширения властного альянса. Власти Турции, хоть и идут на сближение с представителями курдской диаспоры, делают это скорее в целях реализации собственных интересов.

При этом в Турции по сей день существует идея сильного национального государства, уходящая корнями к правлению первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Так, современная Конституция республики закрепляет «вечное существование Турецкой Родины и Нации и неделимое единство Великого Турецкого Государства»; подчеркивает «тот факт, что суверенитет полностью и безоговорочно принадлежит турецкой нации». Закрепление этих идей на государственном уровне говорит о том, что без изменения Конституции курдская диаспора не может получить политические права и желаемую автономию.

Кроме того, турецкие власти проводят противоречивую политику в отношении курдов. Так, параллельно с попытками наладить отношения с курдскими представителями, правящие круги продолжают под различными предлогами преследовать прокурдских политиков. Например, представитель ДЕМ Мехмет Алкан, занимавший пост мэра в городе Кагызман, был приговорен к 6 годам лишения свободы по сфабрикованному обвинению в «членстве в вооруженной террористической организации». Вместо него на пост мэра был назначен представитель Партии справедливости и развития. Это уже 12 раз, когда прокурдская ДЕМ потеряла свой муниципалитет. Таким образом, власти Турции в большей степени готовы к популистским, а не к практическим шагам. Двойственный характер действий турецких властей вызывает недовольство среди курдов  и еще больше отдаляет примирение сторон.

Курдский фактор во внешней политике Турции: сирийский сюжет

Курдский вопрос выходит за рамки Турецкой Республики. Турция стремится оказывать влияние на решение курдского вопроса в соседних странах, поскольку она связывает деятельность аффилированных с РПК сил, действующих в регионе, с вопросами собственной национальной безопасности.

Сирийские курды также ведут борьбу за независимость. За время конфликта в Сирии курдам удалось создать государственное образование на северо-востоке государства – Автономную администрацию севера и востока Сирии (ААСВС). Она обладает собственными государственными институтами, конституцией, а также армией в лице Сирийских демократических сил (СДС). 

Как отмечают исследователи, поддержка турецкого проекта по мирному урегулированию со стороны ключевых курдских представителей в Сирии указывает на их готовность переосмыслить сложившиеся схемы взаимодействия. Так, власти Турции оказывают давление на курдскую ААСВС с целью роспуска формирований СДС, а также включения курдов в сирийскую армию.

 В январе 2025 г. лидеры СДС получили согласованное с Турцией предложение от временного сирийского правительства. В обмен на ликвидацию отрядов СДС правительство в Дамаске обещало делегировать часть полномочий местным органам власти, расширить права курдов и включить курдских военных в сирийские структуры под руководством «Хайат тахрир аш-Шам» (ХТШ, признана в РФ террористической организацией). Однако предложение было отвергнуто лидерами СДС, которые выдвинули свои требования. В частности, они изъявили желание присоединиться к новой армии в качестве единого национального структурного компонента.

Тем не менее, 10 марта соглашение все же было подписано. Оно предусматривает вхождение курдских вооруженных формирований и органов самоуправления Заевфратья (регион на северо-востоке Сирии) в состав переходной администрации Дамаска. При этом достигнутые договоренности носят неустойчивый характер. Так, соглашение стало результатом тактического компромисса сторон. Доказательством служит отсутствие в документе условий интеграции, а также сроков ее проведения.

Кроме того, Эрдоган заявил, что члены РПК должны немедленно сложить оружие и покинуть территорию Сирии. Если этого не случится, и они продолжат настаивать на смене сирийской администрации, против них могут провести полномасштабную военную операцию. Журналисты турецкой газеты Hurriyet объяснили: «Сирийское правительство не хочет, чтобы РПК находилась на его территории. Присутствие РПК в Сирии — красная линия как для Турции, так и для нового сирийского правительства». Кроме того, министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, Анкара заинтересована в сохранении территориальной целостности Сирии и её политического суверенитета, в связи с чем сирийские курдские группировки должны быть интегрированы в единую национальную армию государства. Таким образом, турецкие власти, оказывающие поддержку временному правительству Дамаска, заинтересованы в роспуске курдских группировок в государстве, поскольку они создают напряженную ситуацию в регионе.

При этом нельзя не отметить двойственность политики Турции по курдскому вопросу. Так, 25 февраля 2025 году в Дамаске была проведена конференция «Сирийский национальный диалог», принять участие в которой были приглашены представители всех слоев общества за исключением курдов северо-востока страны и сторонников Б. Асада (вероятно, не обошлось без нажима турок). Такие меры явно идут в разрез с заявлениями о мирном урегулировании.

Курдский вопрос остается одним из ключевых вызовов для Турции, определяя её внутреннюю стабильность и внешнеполитическую стратегию. При этом власти республики через сближение с представителями диаспоры стремятся достичь собственных целей. Несмотря на периодические попытки диалога, Анкара продолжает балансировать между репрессиями и тактическими уступками, используя курдский вопрос в своих интересах. В среднесрочной перспективе, как представляется, турецкие силы продолжат использовать курдский фактор для продолжения своей игры в зависимости от изменяющихся реалий как во внутренней, так и во внешней политике.

 


Список источников и литературы

  1. Кудряшова Ю.С. Региональная безопасность Турции в контексте курдской проблемы // Вестник МГИМО университета 2010;
  2. Шлыков П.В. Курдский вопрос в Турции: на пути к разрешению конфликта? // Перспективы [Электронный ресурс] URL: https://www.perspektivy.info/oykumena/vostok/kurdskij_vopros_v_turcii_na_puti_k_razresheniju_konflikta_2013-06-26.htm (дата обращения 29.01.2025);
  3. Игорь Субботин. Турция предложила сделку Рабочей партии Курдистана // Независимая газета [Электронный ресурс] URL: https://www.ng.ru/world/2025-01-23/1_9177_turkey.html (дата обращения 29.01.2025);
  4. Nationalist party leader calls for Turkish-Kurdish unity after terror attack // Turkiye Today [Электронный ресурс] URL: https://www.turkiyetoday.com/turkiye/nationalist-party-leader-calls-for-turkish-kurdish-unity-after-terror-attack-70849/ (дата обращения01.2025);
  5. Burak Unveren. Erdogan has dual strategy for kurds in Turkey and Syria // Deutsche Welle [Электронный ресурс] URL: https://www.dw.com/en/erdogan-has-dual-strategy-for-kurds-in-turkey-and-syria/a-71251237 (дата обращения01.2025);
  6. Katharina Willinger. Wohin führen die Gespräche mit der PKK? // Tagesschau [Электронный ресурс] URL: https://www.tagesschau.de/ausland/asien/tuerkei-pkk-friedensprozess-huerden-100.html (дата обращения01.2025);
  7. Constitution of the Republic of Turkey // Anayasa Mahkemesi [Электронный ресурс] URL: https://www.anayasa.gov.tr/media/7258/anayasa_eng.pdf (дата обращения01.2025);
  8. Ocalan orders the PKK to dissolve in a historic statement // Middle East Eye [Электронный ресурс] URL: https://www.middleeasteye.net/news/ocalan-dissolve-pkk-historic-statement (дата обращения03.2025);
  9. О развитии ситуации вокруг сирийского Заевфратья // Научно-аналитический портал Восточная трибуна [Электронный ресурс] URL: https://ot-portal.com/analytics/o-razvitii-situatsii-vokrug-siriyskogo-zaevfratya/?sphrase_id=147 (дата обращения 25.04.2025);
  10. Колесникова М.А. Курдский вопрос на турецкой повестке // Журнал Международная жизнь [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/news/show/50205 (дата обращения 25.04.2025);
  11. О причинах и последствиях подписания политического соглашения между Дамаском и сирийскими курдами // Восточная трибуна [Электронный ресурс] URL: https://ot-portal.com/analytics/o-prichinakh-i-posledstviyakh-podpisaniya-politicheskogo-soglasheniya-mezhdu-damaskom-i-siriyskimi-k/ (дата обращения 5.05.2025);
  12. «Красная линия». Турция и Сирия планируют крупную военную операцию против курдов // Газета.ru [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/politics/2025/01/08/20350532.shtml?updated (дата обращения 25.04.2025);
  13. Türkiye expects Syria to tackle issue of US-backed terrorists // Daily Sabah [Электронный ресурс] URL: https://www.dailysabah.com/politics/diplomacy/turkiye-expects-syria-to-tackle-issue-of-us-backed-terrorists (дата обращения04.2025).

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся