Блог Алёны Зориной

Разработка зеленых технологий монархиями Персидского залива

30 июля 2024
Распечатать

Монархии Персидского залива традиционно характеризуются и как страны, расположенные в сердце мировых торговых путей, так и страны, обладающие богатейшими запасами энергоресурсов. Однако за последние несколько лет мы можем наблюдать, что правительство берет курс на диверсификацию экономики, на развитие человеческого потенциала, и, что немаловажно, на разработку возобновляемых источников энергии (ВИЭ).


-1x-1.jpg

Источник: Bloomberg

Причин для перехода на ВИЭ существует несколько, и основные из них следующие: в этих странах экспорт энергоресурсов является основой их экономики, которая может быть неустойчива из-за ограниченности и истощения ресурсов, и сейчас можно наблюдать за разработкой масштабных проектов по ее диверсификации и созданию модели с «неограниченным сроком действия».

Еще одной причиной, связанной с предыдущей, является необходимость в обеспечении внутреннего производства. Риск возможного падения цен на нефть усиливает давление на производителей, требуя максимизировать свои доходы за счет экспорта большого количества сырой нефти вместо ее сжигания. Например, потребление электроэнергии и опресненной воды в Саудовской Аравии настолько велико, что страна сжигает сырую нефть для удовлетворения половины своих внутренних потребностей в электроэнергии и воде.

Также не стоит забывать, что зеленая энергетика может привлечь прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и создать больше возможностей для технического прогресса и создания рабочих мест. В связи с этим есть надежда, что инвестирование в ВИЭ может стимулировать экономический рост за счёт влияния на эффективность производства. Более того, хотя искусственный интеллект начал влиять на количество традиционных рабочих мест, вызывая опасения структурной безработицы, налицо некоторые свидетельства того, что возобновляемые источники энергии создают значительное количество привлекательных рабочих мест.

Однако одной из важнейших причин перехода на возобновляемые источники энергии остается климатическая повестка. Регион наиболее остро подвержен последствиям глобального потепления, что выражается в сильных засухах и в недостатке пресной воды, процесс опустынивания значительно ускоряется. В этом столетии в среднем за один год климатические катастрофы на Ближнем Востоке и в Центральной Азии причинил ранения или перемещения семи миллионам человек, привели к гибели 2600 человек и ущербу на сумму 2 млрд долларов. Добыча и переработка нефти оказывает колоссальное воздействие на окружающую среду посредством выбросов CO₂ и последующим разрушением озонового слоя. Согласно отчету Международного валютного фонда (МВФ), Саудовская Аравия, как страна, обладающая рекордными запасами нефти в регионе и в мире, также возглавляет 10-ку стран по выбросам CO₂ в атмосферу в результате прямого или косвенного сжигания топлива на миллион долларов производства. Таким образом, помимо вероятности возникновения проблем в сфере экономики и необходимости в ее диверсификации, у всех стран региона и мира в целом есть одна общая угроза – изменение климата, и одна из способов ее решения – это внедрение ВИЭ.

Нижеприведенные статистические данные раскрывают нам картину прогресса в зеленых разработках ближневосточных стран и, в частности, аравийских монархий.

Индекс зеленого роста (Green Growth Index), измеряющий эффективность в достижении Целей устойчивого развития, не показал нам высоких результатов: Западная Азия имела низкие или очень низкие показатели в области эффективного и устойчивого использования ресурсов и защиты природного капитала. В общемировом масштабе рассматриваемый нами регион явно выделяется, однако, к сожалению, отрицательными результатами.

Согласно данным Глобального энергетического монитора (Global Energy Monitor), компании, специализирующейся на сборе и анализе данных об энергетической инфраструктуре и ресурсах, среди арабских стран, производящих наибольшее количество солнечной энергии (на июнь 2022 г.), ОАЭ занимает первое место (2,600 МВт), затем идут: Египет (1,882 МВт), Иордания (1,048 МВт), Марокко (702 МВт), Алжир (434 МВт), Саудовская Аравия (276 МВт) и Оман (130 МВт). Среди этих же стран в производстве ветряной энергии лидирует Египет (1,641 МВт), за ним в рейтинге расположилось Марокко (1,165 МВт), Иордания (621 МВт), Саудовская Аравия (400 МВт), Оман (50 МВт), а у ОАЭ данные по производству ветряной энергии отсутствуют. У Кувейта, Катара и Бахрейна или очень низкие показатели, или данные также не приведены. В целом «подрегион» аравийских монархий среди ближневосточных стран расположен в рейтингах примерно посередине, но все равно результат невысокий.

Глобальный индекс зеленой экономики (Global Green Economy Index) проводит исследования, основываясь на четырех ключевых измерениях: изменение климата и социальная справедливость, декарбонизация сектора, рынки и инвестиции в ESG («environmental, social, governance» или «природа, общество, управление», подразумевает под собой свод правил и подходов к ведению бизнеса, способствующих устойчивому развитию), и здоровье окружающей среды. Рейтинг показывает нам прогресс монархий Персидского залива в области зеленых инициатив. Согласно полученным данным, практически все страны расположены во второй половине рейтинга, кроме ОАЭ, получивших 73 мест из 160 (индекс 0,507). За Эмиратами расположились Катар, Бахрейн и Кувейт с местами 123, 141 и 142 соответственно (индексы 0,483; 0,399; 0,397). На самых последних местах Саудовская Аравия и Оман, занявшие завершающие 159 и 160 места (0,314; 0,262), что еще раз подтверждает плохие результаты монархий в области ВИЭ.

Таким образом, наблюдается следующая картина: среди шестерки изучаемых монархий только ОАЭ, с небольшим отрывом, лидируют в области возобновляемой энергетики, остальные страны по большей части расположены в конце рейтингов. Это говорит нам о том, что государства еще не до конца перестроились с добычи нефти на разработку ВИЭ, да и полностью реорганизовать свою экономику, основанную на добыче и продаже углеводородов, которая позволила в короткие сроки повысить уровень государств на несколько ступеней и которая обеспечила все имеющиеся у граждан возможности, очень трудно. В ближайшей перспективе внезапных изменений не ожидается, не смотря на масштабные проекты, которые объявлены в рамках Национальных проектов по диверсификации экономики в каждом из государств, и будут рассмотрены ниже. Часть из них уже запущены, а часть все еще находится в разработке или на стадии строительства, сроки которого часто откладываются.

В Саудовской Аравии принята Национальная программа по развитию возобновляемой энергетики, которая осуществляется в рамках проекта экономических реформ Vision-2030, главными целями которой являются: развитие экономики страны и повышение уровня жизни граждан, увеличение количества рабочих мест. В 2021 г. была открыта солнечная электростанция Сакака в Аль-Джуфе, где используется современная фотоэлектрическая технология, станция разрабатывает электроэнергию из солнечных лучшей и состоит из более чем 1,2 млн солнечных панелей. Также сейчас идет разработка проектов по опреснению воды с задействованием солнечной энергии.

В ОАЭ осуществляется 11 проектов стоимостью 43 млрд. долл. Глава Минэнерго в интервью Информационному агентству ОАЭ сказал, что «объем производства чистой энергии в ОАЭ в 2021 г. достиг 7 035, 75 МВт, что отражает усилия страны в этой области, поскольку она является одним из мировых лидеров в использовании возобновляемых источников энергии, несмотря на свои большие запасы нефти». Стоит упомянуть о масштабном солнечном проекте Аль-Дафра. Он разрабатывается по схеме государственно-частного партнерства, где 60% принадлежит двум государственным компаниям (Национальная энергетическая компания Абу-Даби (Abu Dhabi National Energy Company, TAQA) и Masdar), и 40% у французской компании EDF Renewsbles, и китайской Jinko Power. После ввода в эксплуатацию Аль-Дафра станет крупнейшей в мире солнечной электростанцией на одной площадке, достаточной примерно для 160 000 домов по всей территории ОАЭ, что позволит снизить выбросы углекислого газа на 2,4 млн. тонн в год.

В Бахрейне в 2016 г. был разработан Национальный план развития возобновляемой энергетики (National Renewable Energy Action Plan, сокр. – NREAP). Однако в настоящее время доля ВИЭ в структуре электроэнергии очень скромна. В Бахрейне установлено около 2 МВт солнечных фотоэлектрических установок на 1,5 МВт энергии ветра.

У Омана также разработана Стратегия развития – Oman Vision 2040, в рамках которой ставятся цели по освоению возобновляемых источников. В 2019 г. была запущена ветряная электростанция Дофар, построенная консорциумом в составе Masdar и американской GE Renewable Energy. Местом для строительства электростанции была выбрана безжизненная пустыня, которая не представляет сельскохозяйственной ценности и фактически не используется человеком.

В Кувейте идет разработка проекта электростанции Al Dibdibah Power и Al Shagaya, по завершении которой чистая мощность составит 1100 МВт. Сейчас Кувейтское управление партнерских проектов (The Kuwait Authority for Partnership Projects, KAPP) в сотрудничестве с Министерством электричества, водных ресурсов и возобновляемых источников энергии (Ministry of Electricity & Water & Renewable Energy, MEWRE) Кувейта направило запросы на квалификацию разработчикам/консорциумам разработчиков для проекта.

И, наконец, в 2022 г. Катар открыл солнечную электростанцию в Аль-Хораса, первую в стране установку по производству экологически чистой энергии, и планирует вырабатывать 5 ГВт электроэнергии с помощью солнечных источников энергии к 2035 году.

Из перечисленных проектов можно заметить, что производство именно солнечной энергии в приоритете у монархий, это обусловлено их климатическими особенностями. Затем по приоритетности идут ветряные электростанции. Переход к гелио- и ветровой энергетике удачно ложится на их стремление коренным образом модифицировать свою экономическую модель, не теряя, конечно, образа энергетической кладовой мира, поэтому ясно, что новейшие зеленые технологии привлекательны для этой группы арабских стран, с одной стороны, крайне зависимых от продажи нефти и газа, а с другой – не заинтересованных в истощении своих запасов, так как они понимают, что спрос на природные углеводороды будет поддерживаться в мире в любом случае, если не в виде горючего, то в виде сырья для нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий.

Далее хотелось бы более подробно раскрыть возможности для ВИЭ в регионе, и угрозы, которые могут возникнуть при их массовой эксплуатации. Несомненно, развитие зеленых технологий в современной климатической повестке сейчас актуально. Ближний Восток обладает подходящими географическими особенностями для внедрения новых технологий: наличие большого количества солнечных дней в году создает благоприятные условия для развертывания солнечных панелей. Также большие незаселенные территории пустынь позволяют развернуть масштабное строительство станций, при этом не доставляя большого беспокойства жителям.

В то же время, климатические особенности могут стать препятствием на пути к внедрению ВИЭ. Так, большое количество песка на Ближнем Востоке ускоряет износ солнечных панелей в связи с чем появляется необходимость в постоянном контроле установок. Ветряные станции в случае с ближневосточным регионом не так эффективны. Отсутствие сильных потоков ветра не позволяет строить ветряные электростанции, поскольку они дуют зимой, когда спрос на электростанцию ниже. Также следует отметить проблему утилизации отработанных солнечных батарей и ветряков, которые в перспективе могут принести также значительный урон природе, поскольку некоторые детали установок нельзя отправить на вторичную переработку.

В целом при разработке возобновляемых источников энергии возникает множество недостатков, которые необходимо преодолеть и улучшить, прежде чем государства смогут перейти полностью или хотя бы преимущественно на зеленые технологии. ВИЭ требуют более высоких затрат на производство, на разработку технологий, с помощью которых можно было бы хранить полученную энергию, которая сейчас предполагает ее скорейшее использование, ее нельзя оставить «на потом», когда это будет необходимо. Также возобновляемая энергетика характеризуется низкой плотностью по сравнению с невозобновляемой, тем самым, появляется необходимость в выделении больших площадей для построения установок, чтобы можно было получить мощные потоки энергии. Последнее время начали обсуждать, действительно ли установки для добычи ВИЭ экологичны: в производственных процессах самих установок, которые в дальнейшем будут ловить энергию, используются токсичные химические вещества. Сейчас еще недостаточно изучен этот вопрос, но уже есть заявления о вреде установок для птиц и животных.

В заключение следует отметить, что аравийским монархиям еще предстоит огромная работа по внедрению и налаживанию работы возобновляемых источников энергии в регионе. Тем не менее, первые шаги уже сделаны, и государства уже установили, что изменения необходимы как для внутреннего развития, так и для поддержания окружающей среды, что является проблемой всего мира. Добыча и продажа нефти и газа будут еще долгое время актуальны, но, возможно, в скором времени мы увидим сочетание двух технологий производства энергии, что также изменит облик и имидж монархий Персидского залива, и они будут представляться нам не как нефтеносные страны, а как государства, в которых построены экологически чистые города, работающие на ВИЭ и не представляющие ущерб окружающей среде.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся