Боливарианские игры АЛБА и сотрудничество России и Венесуэлы: культура, геополитика, спорт
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Вопреки развертыванию активной антироссийской кампании, инициированной политическим Западом, Россия в последнее время только укрепляет сотрудничество с дружественными странами по всему миру. Ярким примером является латиноамериканский регион, ставший очередным полем столкновения интересов России и США в условиях, когда последние традиционно считают регион своим «задним двором». В условиях наращивания санкционной политики и попыток вытеснить Россию с международной арены политический диалог президента РФ В.В. Путина с лидерами дружественных латиноамериканских государств активно набирает обороты. Спортивное взаимодействие с латиноамериканскими государствами только подчеркивает данные тенденции.
Источник: Reuters
Латиноамериканская дипломатия России
Всплеск дипломатических контактов с Латинской Америкой в столь важный переходный период построения многополярного мирового порядка и в условиях «новой холодной войны» подчеркивает глобальный характер российских внешнеполитических связей и стремление развивать сотрудничество с разными регионами, в том числе и теми, которые ранее числились «полосой Западного полушария». Вестфальский миропорядок, который обеспечивал доминирование исключительно западных нарративов в международных отношениях, подошел к концу, и в горниле новой тридцатилетней войны выстраивается новый миропорядок, основанный на полицентризме.
В этом ключе активная латиноамериканская дипломатия России напоминает о том, что первостепенной задачей является демонстрация статуса России как великой державы, способной в полной мере составить конкуренцию Соединенным Штатам.
В Концепции внешней политики России Латинская Америка представлена частью растущего интереса страны к продвижению ее международного присутствия и разноплановых отношений со странами региона. Как подчеркивается в документе: «Российская Федерация намерена развивать отношения на прагматичной, деидеологизированной и взаимовыгодной основе, уделяя приоритетное внимание укреплению дружбы, взаимопонимания и углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Куба, Республикой Никарагуа, Боливарианской Республикой Венесуэла, развитию отношений с другими латиноамериканскими государствами с учетом степени их самостоятельности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации». Дипломатические и политические связи с латиноамериканскими правительствами, с учетом продвижения идей построения многополярного мира, позволили России сблизиться с некоторыми странами региона, включая Кубу, Никарагуа и Венесуэлу.
Российско-венесуэльский тандем в направлении многополярности
На этом фоне особого внимания заслуживают российско-венесуэльские отношения. Из-за перманентного геополитического давления, которое наблюдается на международной арене, Россия и Венесуэла выводят свои отношения на уровень стратегического партнерства. Еще во время политического кризиса в Венесуэле 2019 г., когда США и большинство стран ЕС поддерживали кандидата в президенты Х. Гуайдо, продвигавшего проатлантический курс страны, Россия поддерживала легитимно переизбранного президента Н. Мадуро. Поддержка Венесуэлы со стороны России возрастала и в наиболее сложные моменты для государства. В частности, в период пандемии COVID-19 между Каракасом и Москвой был налажен гуманитарный мост, и Венесуэла стала первой страной в Латинской Америке, получившей партию российских вакцин «Спутник-V». В свою очередь, Венесуэла неоднократно поддерживала Россию на международной арене, справедливо указывая на попытки Запада ослабить положение России в мире, «возводя абсолютно бессмысленные санкции, являющиеся преступлением».
На 16-м заседании Российско-Венесуэльской межправительственной комиссии по поводу ее 20-летия, состоявшемся в декабре 2022 г., стороны подчеркнули свои дружественные связи, подкрепленные тесным сотрудничеством в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной областях. Заместитель председателя правительства Российской Федерации А. Новак подчеркнул, что «наши страны связывают прочные традиции дружбы и доверия. Венесуэла остаётся верным, надёжным, проверенным временем стратегическим партнёром России в регионе Латинской Америки и в мире в целом … мы обоюдно стремимся к построению более справедливого полицентричного миропорядка, совпадаем в позициях по большинству вопросов глобальной повестки дня».
Показательным шагом к укреплению российских связей с латиноамериканскими союзниками стала недавняя апрельская поездка министра иностранных дел РФ С. Лаврова по четырем странам региона, направленная на укрепление союзов и развитие партнерских отношений в регионе. В ходе поездки С. Лавров встретился с главами Бразилии, Венесуэлы, Никарагуа и Кубы, а также провел отдельную встречу с боливийскими эмиссарами в Венесуэле, где подчеркнул, что в условиях построения равноправного многополярного мира Венесуэла является одним из самых надежных партнеров России, связанных тесным стратегическим союзом, основанным на концептуальной близости подходов по основным вопросам глобальной повестки дня. Основной упор встречи на высшем уровне в Венесуэле был сделан на открытом стремлении России создать новые цепочки поставок в Латинской Америке через Каракас и обязательствах по возрождению механизма министерского диалога между Россией и региональным блоком Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна под эгидой Венесуэлы.
Так, взаимная поддержка сторон была отчетливо видна еще до начала ожесточенной конфронтации с Западом с 2022 г., так как обе страны активно выступают против западноцентричного мира. Россия в многосторонних инстанциях выступает за то, чтобы правительство США позволило Венесуэле принимать собственные решения без вмешательства Запада. В ответ президент Венесуэлы Н. Мадуро подтверждает поддержку Венесуэлой оборонной политики, проводимой российскими партнерами.
Гуманитарный вектор российско-венесуэльских отношений: спортивное соприкосновение
Укрепление российско-венесуэльского диалога проявляется не только в политической сфере, так как обе страны прочно связывают узы гуманитарно-культурного сотрудничества. На фоне регулярно проводимых взаимных дней культуры, установления прямого авиасообщения между странами, благодаря которому по чартерным программам Венесуэлу в 2022 г. посетили более 16 тысяч россиян, перспективные горизонты для укрепления гуманитарных связей открывает спортивная повестка.
В 2021 г. между сторонами была подписана спортивная программа, которая предусматривает укрепление связей в сфере спорта высших достижений, проведение совместных тренировок и соревнований, обмен тренерскими знаниями по таким традиционно развиваемым в России видам спорта, как художественная гимнастика, дзюдо, бокс, борьба, фехтование и плавание. Министерство спорта России также регулярно оказывает консультационную поддержку Венесуэле по передовым методам ведения ее антидопинговых операций.
Ярким шагом демонстрации приверженности сотрудничеству Венесуэлы с Россией в такой важной, но максимально политизированной в последние годы сфере, как международный спорт, стало то, что в январе 2023 г. министр спорта Венесуэлы М. Мальдонадо официально пригласил Россию принять участие в Играх Боливарианского альянса для Америки (ALBA) [1]. Поскольку Венесуэла сталкивается с продолжающимся экономическим, социальным и политическим давлением со стороны США, страна приняла решение возродить Игры ALBA как «политически незаангажированное мультиспортивное мероприятие, направленное на развитие регионального сотрудничества и демонстрацию спортивных талантов».
V Боливарианские игры состоялись в период 21–29 апреля 2023 г. Они традиционно проводятся среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна, но в этом году стали первыми в своей истории в рамках открытого формата с участием российской делегации. Как справедливо отметил министр спорта РФ О. Матыцин, «игры АЛБА с российским участием придают новый импульс динамичному развитию спортивного взаимодействия между нашими странами».
Поднятие российского флага и торжественное прослушивание гимна Российской Федерации на Боливарианских играх как международном спортивном мероприятии стало очередной победой над агрессивной западной кампанией по отмене российского спорта. Это наглядно демонстрирует приверженность Венесуэлы аналогичного российскому взгляду на международный спорт и политический нейтралитет в спортивных мероприятиях. Помимо того, что Боливарианские игры дают спортсменам уникальную возможность получить международный опыт и улучшить свои профессиональные навыки, укрепить культурные связи между народами двух стран, они также ознаменовали собой построение новой российско-венесуэльской геополитической платформы в целях укрепления их международных связей и отражения беспрецедентной агрессии политического Запада.
Принятая новая Концепция внешней политики акцентирует внимание на том, что появление новых вызовов и угроз для России обуславливает важность адаптации и создания новых инструментов, механизмов противодействия гибридному противостоянию, что может находить свое выражение в виде защиты и развития спортивной составляющей и формирования «новой оси» взаимодействия с государствами глобального Юга (страны BRICS, ШОС, государства Африки и Латинской Америки). В первую очередь — с целью создания качественной альтернативы влиянию политического Запада. Это соотносится с долгосрочными идеями и стремлением России по организации и закреплению практик проведения альтернативных спортивных форматов на региональном уровне с участием и поддержкой дружественных акторов и их объединений.
В частности, в Концепции внешней политики отмечено, что Россия стремится к обеспечению «гарантированного свободного доступа российских спортсменов и спортивных организаций к международной спортивной деятельности», включая деполитизацию спорта», совершенствование деятельности международных спортивных организаций», включая развитие «новых форматов международного спортивного сотрудничества с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России».
При этом дефиниция «конструктивная политика», по всей видимости, предполагает определение факта отказа государства от агрессивной политики в отношении России, отказ от попыток ущемления национальных и внешнеполитических интересов России, а также нацеленность на сотрудничество и сугубо спортивное, неполитизированное взаимодействие в двустороннем и многостороннем форматах с дружественными акторами и объединениями (к примеру, по оси «РФ — КНР», или в рамках BRICS, ШОС, ЕАЭС, Латинская Америка, страны Европы с конструктивной политикой (Сербия, Венгрия) и пр.).
На этом фоне можно утверждать, что сотрудничество России с Венесуэлой в спортивной сфере формируется на принципах взаимного уважения и готовности обмена опытом при проведении совместных спортивных мероприятий регионального масштаба. Приглашение российских спортсменов продемонстрировало приверженность обеих стран поистине спортивным принципам сотрудничества, аполитичности спорта и стремления к укреплению связей с региональными спортивными площадками.
С учетом того, что политический Запад не прекращает предпринимать попытки искажения международной спортивной повестки, используя международный спорт как инструмента подрыва и ослабления авторитета России как одного из противников своих попыток удержания одностороннего уклада мировой архитектуры, Россия, опираясь на союзническую поддержку дружественных латиноамериканских акторов, продвигает спорт непосредственно как первоисточник выстраивания справедливого мира, движения в направлении к устойчивому развитию, развивая альтернативные спортивные форматы на уровне макрорегионов.
Внедрение таких регулярных спортивных практик в гуманитарный диалог между Россией и Венесуэлой будет только способствовать укреплению партнерства и дальнейшей поддержке развития спорта в обоих государствах, попутно укрепляя сближение обществ и переплетение культурных контактов, в том числе и с остальными станами Боливарианского альянса. Также ставится и более глобальная цель — расширить региональные спортивные связи для скорейшего возвращения таких весомых спортивных игроков международной арены, как Россия, в структуру международного соревновательного процесса на базе аполитичных постулатов.
1. Проект ALBA был создан на основе «боливарианского» варианта постнеолиберальной концепции интеграции и противопоставлялся экономической политике, известной как «Вашингтонский консенсус», которая внедрялась в регионе с конца 1980-х гг. под эгидой США и таких прозападных международных организаций, как Всемирного банка и МВФ, что подтверждает его нацеленность на альтернативный западноцентричному мир.
Геополитолог спорта, член швейцарской ассоциации политических исследований, юрист-международник
Блог: Блог Андрея Волкова
Рейтинг: 0