Блог Арины Соколовой

Особенности работы МГЭИК по вопросам климатического изменения

1 октября 2023
Распечатать

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) была создана в 1988 г. Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) с целью предоставления всеобъемлющих оценок состояния научного, технического и социально-экономического знания об изменении климата, его причинах, потенциальных последствиях и стратегиях реагирования. Изначальная цель МГЭИК заключалась в создании полного обзора и предоставлении рекомендаций относительно следующих аспектов: уровень научных знаний о изменении климата, социальные и экономические последствия изменения климата, а также потенциальные стратегии реагирования и элементы, которые можно было бы включить в возможное будущее международное соглашение по климату.

IPCC.jpg

Источник: cascadeinstitute.org

С 1988 г. МГЭИК представила пять полных научных отчетов об изменении климата. Кроме того, она разработала ряд методологических отчетов, специализированных документов и технических материалов, чтобы ответить на запросы Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИКООН), правительств и международных организаций по конкретным научным и техническим вопросам.

С момента своего создания каждый отчет МГЭИК об оценке непосредственно влиял на формирование международной климатической политики. В 1990 г. в Первом докладе МГЭИК об оценке (FAR) внимание акцентировалось на важности проблемы изменения климата, ее глобальных последствиях и необходимости международного сотрудничества. Этот отчет сыграл ключевую роль в создании Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций по изменению климата (РКИКООН) — важного международного соглашения по снижению глобального потепления и борьбе с последствиями изменения климата. Второй доклад об оценке в 1995 г. предоставил правительствам данные, которые были важными в подготовке к принятию Киотского протокола в 1997 г. В Третьем докладе об оценке в 2001 г. внимание уделялось последствиям изменения климата и потребностям в адаптации. Четвертый доклад об оценке в 2007 г. заложил основу для пост-Киотского соглашения, фокусируясь на задаче ограничения потепления до 2°C. Работа над пятым докладом была завершена в период с 2013 по 2014 гг. и внесла значительный вклад в научное обоснование Парижского соглашения. В настоящее время МГЭИК активно работает над своим шестым докладом об оценке.

На данный момент Межправительственная группа экспертов по изменению климата объединяет 195 стран-членов. Эксперты со всего мира добровольно участвуют в подготовке отчетов, анализируя тысячи научных статей, чтобы предоставить всестороннюю информацию о климатических изменениях, их последствиях и будущих рисках, а также о мерах по адаптации и смягчению последствий.

В отличие от других научных исследовательских организаций, МГЭИК состоит из экспертов, назначенных правительствами и организациями-наблюдателями для сбора, оценки и обобщения глобальной совокупности знаний о климате. Сотни выдающихся экспертов, специализирующихся в разных областях, охваченных оценками МГЭИК, добровольно вкладывают свое время и экспертное знание, выступая в роли главных авторов-координаторов для разработки этих оценок. Однако с ростом климатических угроз, разнообразия и срочности климатической политики МГЭИК все больше вынуждена выполнять функции, которые не были предусмотрены при ее создании и для которых ее деятельность не является эффективной.

Следующее десятилетие будет решающим в борьбе с изменением климата, и МГЭИК призывает к «преобразующим изменениям». В последующих обсуждениях меньше внимания будет уделяться причинам и вопросам изменения климата, а больше — определению мер по смягчению последствий. По мере того, как обсуждение все более фокусируется на политике, возникает разрыв между двумя точками зрения: с одной стороны, МГЭИК должна продолжать выступать как нейтральный орган, базирующийся на консенсусе. С другой стороны, МГЭИК должна интегрировать более разнообразные, иногда противоречивые взгляды и ценности и активно поддерживать конкретные решения.

Деятельность МГЭИК остается актуальной благодаря действиям по соблюдению основных институциональных принципов: политическая нейтральность, участие различных сторон, достижение консенсуса и формирование государственной ответственности. Организация должна быть ориентированной на политику, но не навязывать политику, , что означает, что она не должна отдавать предпочтение какой-либо определенной политической линии или набору политических мер для борьбы с изменением климата.

И хотя МГЭИК избегает отдавать предпочтения какой-либо конкретной политике, состав участников может существенно повлиять на то, какие стратегии рассматриваются и как они реализуются. И несмотря на расширение участия различных групп и экспертов, ученых из стран Глобального Юга, социологов, исследователей в области гуманитарных наук, коренных народов, их мнения и альтернативные системы знаний все еще остаются в меньшинстве среди участников МГЭИК. Это свидетельствует о необходимости более широкого участия разных групп для получения полной и объективной картины в вопросе климатической повестки. Если решения принимаются не учитывая разнообразие мнений и ценностей, это может укрепить или даже усугубить существующее неравенство и несправедливость. Политика в отношении конфликта интересов в органах научной оценки обычно проводит различие между «конфликтом интересов» и «предвзятостью», что относится к точке зрения или перспективному подходу, которого твердо придерживаются в отношении конкретного вопроса или набора вопросов. В случае групп авторов и рецензентов конфликт интересов может и должен устраняться путем выбора баланса точек зрения. Например, те, кто участвует в отборе авторов, должны будут стремиться к тому, чтобы состав авторской команды отражал баланс экспертных знаний и перспектив, такой, чтобы доклады МГЭИК были всеобъемлющими, объективными и нейтральными по отношению к политике.

Для дальнейшего развития МГЭИК необходимо провести реформы, которые помогут адаптироваться к текущей политической реальности. Основной принцип, которым следует руководствоваться при проведении реформы, заключается в том, что система рецензирования МГЭИК должна работать не столько как процесс добровольного общественного обсуждения, сколько как структурированный процесс коллегиальной оценки доклада. Кроме того, вместо того чтобы придерживаться консенсуса, который иногда может скрывать различия во мнениях, МГЭИК может рассмотреть возможность значительного расширения состава, признавая важность множественных мнений и ценностей.

МГЭИК должен выступать в роли сторонника перемен. Это позволило бы ей более активно взаимодействовать с широким кругом заинтересованных сторон, общественными движениями и представителями коренных народов, становясь инициатором перемен и более оперативно реагируя на изменения.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся