Турецкий фактор во вступлении Швеции и Финляндии в НАТО
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
15 мая 2022 г. Швеция и Финляндия приняли решение отступить от политики многолетнего нейтралитета и подать заявки на членство в НАТО. Для вступления в НАТО двум странам необходимо получить одобрение всех членов альянса, однако давний участник НАТО Турция сразу заявила, что у нее нет положительного решения по этому вопросу. Президент Р. Эрдоган, выступая на заседании парламентской группы Партии справедливости и развития 18 мая, сказал: «Мы не будем говорить «да» каждому предложению, предоставленному нам. Расширение НАТО имеет для нас смысл только в той мере, в какой уважаются наши чувства. Просить нас о поддержке членства в НАТО, оказывая при этом всяческую поддержку террористическим организациям (признанным таковыми на территории Турции) Рабочая Партия Курдистана (РПК)/Отряды Национальной Самообороны (ОНС), равносильно непоследовательности». Но спустя полтора месяца турецкая риторика поменялась и на Мадридском саммите после заключения меморандума Турция заявила, что даст свое согласие по одобрению членства Швеции и Финляндии в НАТО.

Источник: Reuters
Почему Турция выступала против присоединения Швеции и Финляндии к НАТО
Негативная риторика Турции относительно присоединения к НАТО Финляндии и Швеции непосредственно связана с несколькими внешнеполитическими разногласиями между странами. Турецкое правительство продолжительное время ведет борьбу с терроризмом, а именно с РПК, которая в Турции признана террористической организацией, и ее сирийским ответвлением ОНС. Важно отметить, что данные организации признаны не во всех странах террористическими, а жестокость, которую проявляет турецкое руководство при борьбе с данной угрозой, осуждается мировым сообществом. За все время на территории Турции в ходе террористических актов погибло 597 гражданских лиц. Предоставленная статистика стала одной из причин активных действий Анкары по борьбе с террористической угрозой в стране и за рубежом для предотвращения последующих нападений.
В октябре 2019 г. была начата операция «Источник мира», которая предполагала ликвидацию террористов в северной Сирии для обеспечения турецкой безопасности и территориальной целостности Сирии. Анкара опасается, что сирийские курды могут создать в приграничных районах на севере страны независимое территориальное образование. После провозглашения сирийскими курдами политической автономии в 2014 г. власти Турции причислили сирийскую курдскую партию Демократический союз (ДС) к террористическим организациям. По мнению Анкары, ДС является отделением запрещенной в Турции РПК, выступающей за создание курдской автономии в составе Турции. Стоит отметить, что Турция не проводит деления между курдами и террористами, именно поэтому данная военная операция была осуждена странами ЕС. Президент Финляндии С. Ниинистё подверг критике действия турецкого руководства и назвал следствием этого увеличение миграционных потоков, а экс премьер-министр А. Ринне добавил, что это усугубит сирийский кризис и гуманитарную ситуацию в стране. После этого 9 европейских стран, а именно Финляндия, Швеция, Чешская Республика, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания и Великобритания приостановили одобрение лицензий на экспорт оружия для Турции в знак осуждения военного наступления страны на Сирию. Со стороны Финляндии 95% экспорта оборонной продукции составляло защитное оборудование, а именно бронированная сталь для бронетранспортеров. Также финские компании поставляли платформы для запуска дронов, которые использовались при тестировании систем защиты воздушного пространства, и оборудование для идентификации ядовитых химических, радиоактивных и биологических веществ. В свою очередь Швеция полностью прекратила продажу оружия и боеприпасов. Введение эмбарго на поставки вооружения уменьшили военный потенциал Турции, вынудили турецкое руководство искать новые рынки и переквалифицировать внутреннее производство, а новые антитеррористические операции осуществлялись за счет старого вооружения или были отложены на неопределенное время.
В статье для The economist Р. Эрдоган отметил, что «мы имеем полное право ожидать, что те страны, которые ожидают, что вторая по величине армия НАТО встанет на их защиту в соответствии со статьей 5, предотвратят вербовку, сбор средств и пропагандистскую деятельность РПК, которую Европейский Союз и Америка считают террористической организацией». После захвата в 1999 г. лидера РПК А. Оджалана большинство новых курдских лидеров выбрали местом расположения территорию северных стран. Спустя время в шведском парламенте появились депутаты с курдским происхождением. В Швеции много раз проводились протесты РПК/ОНС с портретами А. Оджалана и флагами организаций, признанных Турцией террористическими, иногда участники протестов подвергали насилию турецких чиновников и граждан Турции, а также устраивали акты вандализма у турецкого посольства. Протесты, организованные РПК/ОНС, также регулярно проводятся в Финляндии. После Мадридского саммита в северных странах данные акции также повторились. В целом по неофициальным статистическим данным на территории Швеции проживают около 100 тыс. курдов, а на территории Финляндии около 18 тыс. Поэтому на заседании правящей партии 18 мая Р. Эрдоган назвал страны «гостевым домом для террористов». Дополнительно президент Турции сделал акцент на том, что Североатлантический альянс является организацией безопасности, а не поддержки террористических организаций и напомнил, что данные страны отказались выдать турецким властям 33 подозреваемых в терроризме, причастных к РПК. В некоторых источниках также отмечалось, что в нападениях на турецкие силы в Сирии использовалось противотанковое оружие шведского производства, но не утверждалось, что поставки проводились напрямую из Швеции. SVT, шведская телекомпания, утверждает, что по данным МИД, Швеция не оказывает финансовую помощь или военную поддержку органам самоуправления на северо-востоке Сирии. И также на сайте правительства отмечено, что в период 2011-2020 гг. Швеция выделила 3,4 млрд. швед. крон для помощи сирийскому народу и беженцам, а также принимающим их соседним странам, но при этом Турция, периодически, делает заявления, что денежные средства выделяются на помощь террористам.
Именно на основании данных причин, по официальной риторике, Турция выступала против расширения НАТО. Швеция и Финляндия, оперируя своими правовыми ценностями, на давали и до сих пор не дают экстрадировать часть подозреваемых в терроризме. Вопрос экстрадиции стал краеугольным камнем в период переговорных процессов и затянул его. Официальных заявлений по поводу осуждения террористических актов в Турции и публичных признаний РПК террористической организацией не хватило турецкому руководству для начала продвижения переговорного процесса о расширении НАТО и именно поэтому переговорный процесс мог проходить намного дольше.
Также Ж. Ассельборн, министр иностранных и европейских дел Франции, высказал мнение, что правительство Турции использует данную ситуацию для того, чтобы добиться уступок по покупке истребителей F-35 у США. После приобретения Турцией российских систем ПВО С-400 США исключили ее из программы поставок истребителей несмотря на депозит в размере 1,4 млрд. долл. Данный меморандум был аннулирован партнерами по проекту F-35, а именно Австралией, Великобританией, Данией, Италией, Канадой, Нидерландами и Норвегией. Таким образом, чтобы пойти на уступки при переговорном процессе по вопросу расширения НАТО, Турция может использовать данное средство для ускорения продвижения своего запроса на покупку американских истребителей. Если рассматривать данную причину, как попытку манипуляции турецкого руководства, то можно отметить, что США сделали послабление и в итоге Дж. Байден разрешил продажу истребителей F-16, но данное решение и его последующее одобрение до сих пор обсуждается в конгрессе США. На Мадридском саммите Р. Эрдоган получил возможность обсудить условия контакта лично с Дж. Байденом, но публичных заявлений по данному вопросу еще не было. Вероятнее всего, президент США дал устную гарантию президенту Турции, что поставки F-16 в скором времени будут согласованы и одобрены конгрессом США.
Процесс урегулирования разногласий
Для урегулирования разногласий между Турцией, Швецией и Финляндией были проведены ряд переговорных раундов и телефонных звонков. Первоначально после официального заявления Хельсинки и Стокгольма о намерении вступить в НАТО Турция заблокировала процесс рассмотрение заявки, а позднее турецкое руководство заявило, что подержит их вступление после выполнения ряда условий.
Ряд требований турецкого правительства состоял из 10 пунктов и был расписан детально:
1. Уточнить свою позицию по отношению к РПК, которая признана в Турции террористической.
2. Прекратить проведение в своих парламентах мероприятий лицами, связанных с террористическими организациями.
3. Прекратить финансовую поддержку ОНС.
4. Прекратить контакты с представителями действующих в Ираке и Сирии курдских формирований.
5. Прекратить дезинформацию, проводимую участниками движения Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО).
6. Ускорить процесс экстрадиции лиц, связанных с терроризмом.
7. Прекратить поддерживать действия против национальной безопасности Турции.
8. Принять взаимную инициативу по созданию механизма постоянных консультаций и тесного сотрудничества с Турцией в борьбе с терроризмом.
9. Начать блокировку банковских счетов лиц и организаций, связанных с терроризмом.
10.Предотвратить попытки и сбор средств НПО, имеющих антитурецкую направленность.
25 мая делегации Швеции и Финляндии провели в Анкаре переговоры с турецкой стороной по поводу вступления в НАТО. Турецкую делегацию возглавили И. Калын и С. Онал, шведскую и финскую делегации представляли О. Стенстром и Ю. Саловаара. После того, как турецкая делегация встретилась отдельно с финской и шведской делегациями, три стороны собрались вместе для обсуждения. Им удалось добиться соглашения по поводу необходимости продолжения диалога и было выражено предположение, что страны придут к согласию до конца июня. Анкара предоставила свои требования северным странам, которые те пообещали рассмотреть, но президент Р. Эрдоган отметил, что переговоры не были проведены на желаемом уровне, поскольку страны не предприняли необходимых шагов по борьбе с террористами и подчеркнул, что даже сейчас они ходят по улицам Стокгольма.
В период Мадридского саммита 28-30 июня был заключен трехсторонний меморандум, который юридически дает гарантию Турции на выполнение ее условий северными странами. В данном меморандуме были отмечены приверженность принципу сотрудничеству в борьбе с терроризмом. В связи с этим Финляндия и Швеция не будут оказывать поддержку РПК/ ОНС, ФЕТО, осуждают терроризм во всех его проявлениях и все террористические организации, совершающие нападения на Турцию. Финляндия и Швеция обязуются предотвращать деятельность РПК и других террористических организаций. Страны договорились активизировать сотрудничество для предотвращения деятельности террористических организаций. Кроме того, Финляндия ссылается на несколько недавних поправок к своему Уголовному кодексу, в соответствии с которыми новые деяния были признаны наказуемыми террористическими преступлениями. С 1 января 2022 г. вступили в силу поправки, которые расширили рамки участия в деятельности террористической группы, а публичное подстрекательство было криминализировано как отдельное преступление. Швеция также подтверждает, что 1 июля вступает в силу более жесткий Закон о террористических преступлениях, и правительство готовит дальнейшее ужесточение законодательства о борьбе с терроризмом. Дополнительно к этому страны подтвердили, что в настоящее время между ними нет национальных эмбарго на поставки оружия. Турция, Финляндия и Швеция обязались предпринять следующие конкретные шаги:
1. Создать совместный структурированный механизм диалога и сотрудничества на всех уровнях власти, в том числе между правоохранительными органами и спецслужбами;
2. Финляндия и Швеция будут вести решительную борьбу с терроризмом и предпримут все необходимые шаги для дальнейшего ужесточения внутреннего законодательства;
3. Северные страны тщательно рассмотрят запросы Турции о депортации и экстрадиции, а также создадут необходимые двухсторонние правовые рамки для облегчения сотрудничества в области безопасности с Турцией;
4. Страны будут расследовать и пресекать любую деятельности по финансированию и вербовке РПК и ее ответвлений;
5. Турция, Финляндия и Швеция обязуются бороться с дезинформацией и предотвращать злоупотребление внутренним законодательством в интересах террористических организаций;
6. Северные страны обеспечат, чтобы их соответствующие национальные системы регулирования экспорта вооружений позволили брать на себя обязательства перед союзниками;
7. Финляндия и Швеция обязуются поддерживать как можно более полное участие Турции и других союзников, не входящих в ЕС, в существующие и будущие инициативы Общей политики безопасности и обороны ЕС, включая участие Турции в проекте PESCO по военной мобильности.
Для реализации данных шагов страны создадут Постоянный совместный механизм с участием экспертов МИД, внутренних дел и юстиций, а также разведывательных служб и органов безопасности.
Наблюдая за динамикой переговорного процесса, можно сделать заключение, что слова Й. Столтенберга о быстром процессе вступления Финляндии и Швеции начали приобретать практическое подтверждение. После Мадридского саммита северные страны приобрели статус приглашенных. Теперь они имеют право участвовать во всех заседаниях альянса, но без права голоса. На данный момент со стороны турецкого руководства наблюдается смягчения риторики, а Финляндия и Швеция смогли дать Турции гарантии приверженности борьбе с терроризмом. Особенно важно, что Анкара добилась снятия эмбарго на поставки вооружения, а в ходе Мадридского саммита получила возможность обсудить лично с американской стороной вопрос о поставках истребителей, но итог данных переговоров пока не ясен. Вероятней всего, Дж. Байден попытается добиться согласия конгресса США на поставки турецкой стороне истребителей F-16. Военная операция Турции по борьбе с террористами на территории Сирии будет носить совершенно другой характер и увеличит преимущество турецкой стороны. США не станут осуждать действия турецкого руководства в ходе военной операции и сирийским курдам придется пойти на заключение соглашения. Также важно отметить, что одобрение парламентов 30 стран нынешних членов альянса может затянуться, а если Турция не увидит практических шагов по исполнению обязательств, то она может использовать свое право вето. Уже сейчас наблюдается, что некоторые турецкие партии против расширение НАТО и даже предлагают покинуть альянс. Самым важным вопросом для Турции является вопрос об экстрадиции, а в настоящий момент процесс затягивается и не соответствует ожиданиям Анкары. В связи с этим одобрение кандидатур Швеции и Финляндии может затянуться.
