Трудный путь «зеленых» партий в Латинской Америке
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
На сегодняшний день растущая проблема изменения климата, растрачивание невозобновляемых природных ресурсов, усугубление экологической катастрофы, вызванной деятельностью человека, рост социального неравенства, а также ослабление традиционных партий в пользу альтернативных дают возможность «зеленым» партиям занять важное место на политической арене той или иной страны.
Источник: Unsplash
Социальные движения по защите окружающей среды превратились в универсальные политические партии, которые идут в ногу с современной политической повесткой. Долгое время «зеленые» партии считались нишевыми партиями, сосредоточенными на узком круге вопросов. Сейчас же основные партии теряют долю голосов в пользу альтернативных партий, которые предлагают избирателям обновленный и иной взгляд на политику.
В первую очередь «зеленые» политические партии боролись против использования ядерной энергетики, но впоследствии круг проблем расширился, и теперь партии активно говорят об угрозе изменения климата, загрязнении окружающей среды и промышленного сельского хозяйства. Современные «зеленые» дополнительно освещают связанные между собой экономические и социальные темы. К примеру, большинство партий строит свою политическую программу на экологической устойчивости, низовой демократии, социальной справедливости и принципе ненасильственности. В целом платформы «зеленых» поддерживают социальную справедливость, расовое и экономическое равенство и расширение прав и возможностей женщин. Они выступают против войны и военной промышленности, особенно ядерного оружия, а также скептически относятся к глобализации и потребительской культуре общества.
Традиционно доминирующие в европейской политике партии который год теряют свою популярность. Таким образом голоса избирателей начали переходить от центристских партий к нишевым партиям по правую и левую сторону в поисках альтернативы. Партийные манифесты «зеленых» отличаются от основных для европейского электората партий и таким образом они могут предложить иные реформы для решения ряда проблем. При большей электоральной поддержке влияние «зеленых» партий на государственную политику и будущее демократии возрастет. Рассматривая Европу, возникают вопросы, как мирная ненасильственная политическая стратегия «зеленых» будет ладить с готовностью формировать коалицию с крайне правыми или левыми партиями. Примером баланса может послужить «зеленая» партия в Австрии, которая сформировала коалицию с консервативной Австрийской народной партией. В результате была разработана политическая платформа, которая сочетает в себе антиэмиграционную политику и меры по сокращению налогов с одними из самых амбициозных климатических целей в Европе.
Не во всех странах мира «зеленые» добились такого успеха. Однако во многих регионах, включая страны Латинской Америки, «зеленые» партии представлены в законодательных органах стран, а некоторые даже сформировали правящую коалицию (Австрия, Бельгия, Финляндия, Германия, Ирландия, Люксембург, Новая Зеландия).
Страны Латинской Америки начали внедрять различные механизмы управления и устойчивого развития природных ресурсов в результате серьезных экологических проблем в регионе. Все участвующие страны подписали международные соглашения по охране окружающей среды и активно работают над инициативами по изменению климата.
В течение многих лет ученые-экологи считали, что странам Латинской Америки нужны «зеленые» партии, которые способны участвовать в управлении государством и реформировать политику, так как в этом регионе есть особые условия для формирования такого рода партий. По своей экономической структуре, а также по культурным и политическим ценностям латиноамериканские страны имеют много общего с европейскими государствами. Тем не менее региону присущи важные отличия, которые могут скорректировать курс «зеленых» партий. В 1492 г. началась колонизация Южной Америки с целью эксплуатации природных ресурсов региона для обогащения и развития стран-колонизаторов. Столетиями такая сверхэксплуатация природы и экспорт ресурсов считался нормой, в то время как местное население нищало.
Другая особенность региона заключается в укреплении авторитарных режимов почти во всех латиноамериканских странах начиная с 1970-х гг. и последующие демократические реформы. Когда Латинская Америка претерпевала репрессии, в европейских государствах активно поднимался вопрос экологии посредством общественных движений, которые стремились улучшить уровень жизни. Эти движения и дали толчок «зеленым» партиям для развития. В то время на южноамериканском континенте диктаторские режимы запрещали и преследовали любые народные организации, которые намеревались выдвинуть альтернативный курс. В некоторых странах региона это привело к гражданским войнам.
Таким образом, в странах Латинской Америки фигурируют два основных фактора, усложняющие работу экологических движений и партий. Во-первых, это чрезмерное использование природных ресурсов, которое разрушает устойчивую экосистему и негативно сказывается на уровне жизни местных народов. Во-вторых, это невозможность противостоять авторитарной политике государства, что мешает развитию континента. Все чаще экологические проблемы перерастают в социальные конфликты.
Можно предположить, что такое положение дел может способствовать развитию «зеленых» в Латинской Америке, хоть и предстоит много трудностей в их становлении как конкурентоспособной партии.
На данный момент существует значительное разнообразие «зеленых» партий в латиноамериканском регионе. Партии уже несколько лет занимаются политической деятельностью и каждый год выдвигают своего кандидата на выборах, и некоторым из них удалось добиться представительства на различных уровнях власти.
Зеленая экологическая партия Мексики (Partido Verde Ecologista, PVE) вступила в коалицию «Вместе мы пишем историю» с левыми партиями в канун парламентских выборов 2021 г. Это не первый случай в их истории, когда «зеленые» поддержали правительства трех разных партий с отличающимися программами. В результате коалиция получила большинство в парламенте, и Зеленой экологической партии досталось 41 место (из 500) в Палате депутатов и 6 мест в Сенате. В целом экологи и активисты утверждают, что в программе партии мало «зеленого». Партию критикуют за молчание и бездействие, так как администрация президента сокращает бюджет на охрану окружающей среды, строит нефтеперерабатывающие заводы, тем самым причиняя вред окружающей среде и населению.
«Зеленая» партия в Чили (Partido Ecologista Verde de Chile, PEV) также состоит в коалиции левых сил «Одобряю достоинство», возглавляемой действующим президентом Габриэлем Боричем. В канун президентских выборов в стране «зеленые» выразили поддержку Габриэлю и призвали избирателей голосовать за него, так как видели в нем лидера, способного противостоять климатической (экологической) катастрофе. Президент работает совместно с известным климатологом Маису Рохас, которая связывает климатический кризис с экономическими моделями развития страны. На фоне масштабных протестов против неравенства в 2019 г. было принято решение переписать конституцию Чили в условиях чрезвычайной климатической ситуации (действующая конституция была написана при военной диктатуре Аугусто Пиночета). Однако избиратели отклонили новую «экологичную» конституцию, что существенно затруднило положение правительства в борьбе с климатическими бедствиями. Обновленное предложение новой конституции подразумевало ограничения на добычу природных ресурсов на уязвимых территориях. Также планировалось ввести запрет на строительство новых угольных электростанций и национализировать добычу лития. Предложение о национализации горнодобывающей промышленности подверглось критике со стороны правых партий и самих горнодобывающих компаний. Тем не менее данная идея не подходит под классический смысл национализации, так как параллельно этому процессу будут добавлены ограничения по добыче. Горнодобывающая промышленность не будет расположена на территориях коренных народов, неустойчивых экосистемах и везде, где общины говорят «нет».
Партия Экологическое движение Венесуэлы (Movimiento Ecológico de Venezuela, MOVEV) находится в оппозиционной коалиции и не пользуется большой поддержкой среди избирателей. Однако у сторонников «зеленых» все еще есть надежда, так как национальный генеральный секретарь партии Алехандро Агилера в 2021 г. получил место в Национальной ассамблее, тем самым став первым «зеленым», которому это удалось. Венесуэла является одним из крупнейших экспортеров нефти в мире. В результате политики администрации Уго Чавеса и наложенных санкций США с 2019 г. нефть критически упала в цене, что привело к затяжному экономическому кризису. Президенство Николаса Мадуры подвергает природу и коренное население тяжелым экологическим последствиям. Администрация президента разрешает добычу невозобновляемых ресурсов на территориях страны, где находятся запасы пресной воды и расположены тропические леса, а также проживают коренные народы. Экологическое движение Венесуэлы набирает популярность и поддержку в борьбе за окружающую среду. Партия преследует цель прекратить действие всех указов, которые вредят природе, и заняться развитием экологической осознанности и законодательства на всех уровнях.
В период глобального сырьевого бума правительства стран южного региона видели очевидные политические и экономические преимущества удвоения объема производства добывающих отраслей. На фоне высокого спроса руководства стран инвестировали в инфраструктуру, выделяли средства на социальное обеспечение и т.д. Такая экономическая модель развития имеет свои минусы, поскольку постройка новых нефтяных и горнодобывающих проектов происходила в сельских районах, от которых страдали коренные общины. В период между 2000 по 2014 гг. во многих латиноамериканских левых партиях произошел раскол, так как одни левые партии видели проблему только в праве собственности, в то время как другие левые прямо выступают против добычи ресурсов, независимо от того, в чей собственности находятся земли (государственная собственность или частная). Правительства столкнулись с необходимостью найти решение, которое поможет избавить миллионы людей от бедности и сократить экономическое неравенство, а также защитить окружающую среду и обеспечить соблюдение прав коренных народов. В настоящее время количество общественных и политических движений, выступающих против политики безудержной добычи природных ресурсов, резко возросло.
В последние годы в различных странах южного региона левые партии побеждают на выборах и приходят к власти. Некоторые ученые считают, что это связано с тем, что население устало от затяжной бедности, коррупции на высших уровнях, неспособности правительства справиться с последствиями пандемии и высоким уровнем преступности. В поисках альтернативы и возможных реформ они отдали свои голоса за левых политиков. Нередко левые правительства сотрудничают с «зелеными» партиями и в своих манифестах предлагают решения экологической катастрофы.
Сейчас перед этими правительствами стоит большой вопрос: что делать с добывающей отраслью промышленности и какую экономическую модель развития выбрать. С одной стороны, нынешние правительства стран могут удвоить и инвестировать в этот сектор, как это делало предыдущее руководство в период сырьевого бума. Или, с другой, перейти к своеобразной постдобывающей модели развития и инвестировать в «зеленые» отрасли: возобновляемые источники энергии, охрана природы, увеличение социальных расходов. Еще не ясно, какой путь развития выберет каждая из латиноамериканских стран, однако уже видны многообещающие изменения в политике на примере правительства Сиомары Кастро в Гондурасе. Президент запретила открытую добычу полезных ископаемых, основываясь на прецедентах в Сальвадоре и Коста-Рике. Густав Петро, президент Колумбии, предложил идею создания альянса против использования ископаемого вида топлива, который будет включать Колумбию и ряд других государств. А президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор в этом году подписал указ о национализации лития в стране.
Ввиду того, что Латинская Америка была самым разрушенным регионом в экономическом плане из-за последствий COVID-19 и сопутствующих ограничительных мер (локдауны), нынешнее правительство с приходом к власти сталкивается с серьезными экономическими проблемами (несмотря на то, что регион постепенно выходит из рецессии). В таком случае правительства стран могут пойти по легкому пути и развивать добывающие предприятия или выбрать сложный путь перехода государства к экологической модели развития.
Подводя итог, можно сделать вывод, что «зеленые» партии во многих странах Латинской Америке не пользуются большой популярностью среди электората. Однако саму зеленую повестку активно продвигает новое левое правительство, пришедшее к власти во многих государствах южного региона.
«Зеленые» партии в Латинской Америке являются относительно новым явлением в политической жизни региона и пока не получили широкой поддержки в большинстве стран. Они возникли в ответ на растущую экологическую проблему, которая стала особенно острой в последние десятилетия. Партии представлены в парламенте и местных органах власти в ряде стран: в Бразилии, Мексике, Колумбии и в Эквадоре.
Можно выделить несколько основных причин, почему «зеленые» не пользуются популярностью среди широких масс. В первую очередь большинство латиноамериканских стран сталкивается с проблемами экономического развития, и для них решение этих проблем является большим приоритетом, чем охрана окружающей среды. Экологическая осознанность тоже играет большую роль, так как многие люди не имеют достаточных знаний о проблемах окружающей среды и могут считать их менее важными в сравнении с другими социальными проблемами. Также регион сосредоточен на добыче природных ископаемых, так как это основной источник экономического роста и рабочих мест, однако это препятствует развитию «зеленых» партий и экологических движений.
Тем не менее с каждым годом руководства стран поднимают этот вопрос и пытаются найти консенсус в достижении общих целей.
Cтудентка Российского университета дружбы народов (РУДН)
Блог: Блог Анастасии Подобиной
Рейтинг: 0