О будущем иранской ядерной сделки
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
«Самое оживлённое движение часто наблюдается в тупиках истории» Арнольд Тойнби
Иранская ядерная программа является традиционным объектом политических манипуляций США: создание образа Ирана как злостного нарушителя международного режима контроля над ядерным оружием не раз использовалось Белым домом для обоснования необходимости введения жестких санкций и ограничений против исламской республики.

Источник: сгенерировано ИИ
Возобновление переговоров между Соединёнными Штатами и Ираном по ядерной сделке в 2025 году дали надежду «разрубить этот гордиев узел». Однако удары США и Израиля по объектам иранской ядерной инфраструктуры с целью их уничтожения вновь открыли дискуссию о дальнейшей судьбе ядерной сделки. В настоящий момент уровень доверия между сторонами критически низкий. Американское миротворчество «с дубинкой» в очередной раз доказало свою неэффективность: Вашингтону не удалось принудить Иран к «серьёзным переговорам» и укрепить свою позицию. Политическая близорукость Трампа поставила под угрозу возможность заключения новой ядерной сделки, перечеркнув многолетние дипломатические усилия.
Рано или поздно сесть за стол переговоров все же придётся — силовое решение иранской проблемы усложняет ситуацию на Ближнем Востоке, который стоит на грани катастрофы. Возвращение на путь политического урегулирования — важный шаг для достижения долгосрочной стабильности в условиях хаотизации региональных процессов. Стороны допускают возможность диалога в скором времени, но настроение Ирана остается неясным. События ближайших недель будут иметь решающее значение для будущего ядерной сделки. Откладывание переговоров не принесет преимущества ни одной из сторон.
Для первичных переговоров по ядерной сделке многосторонний формат P5+1 теряет актуальность. Страны-подписанты СВПД имеют различные позиции по вопросу сохранения за Ираном права на развитие мирной атомной энергетики, что осложнит переговорный процесс. Позиция «евротройки» аналогична позиции США, в то время как Россия и Китай считают, что Иран имеет право использовать ядерные технологии в мирных целях. Многоканальность будет эффективна на этапе фиксации договоренностей и доработки условий нового соглашения. Первоначальная задача — добиться устойчивости переговорного процесса.
Фундамент новой сделки будет заложен непосредственно на ирано-американских переговорах, которые будут больше похожи на схватку за доминирование над оппонентом. Вашингтон вступит в переговоры с классической позиции давления, оценивая ситуацию как окно возможностей для полного уничтожения иранской ядерной программы. В свою очередь Тегеран продолжит настаивать на частичных ограничениях ядерной программы в обмен на снижение санкционного давления, в то время как максимум Трампа — лишь приостановить введение новых санкций.
В нынешних условиях реконструкция СВПД 2015 г. в полной мере невозможна. Для решения иранской ядерной проблемы требуется разработка нового соглашения на основе предыдущего, которое включит в себя комплекс положений, сохраняющих фокус исключительно на ядерной проблематике, условия развития мирной атомной отрасли, а также механизмы восстановления сотрудничества Ирана с МАГАТЭ и обеспечения безопасности республики.
Очевидно, что сократить дистанцию между переговорными позициями сторон будет очень сложно, так как градус накопившихся противоречий слишком высок. Достигнуть нового соглашения по ядерной сделке будет возможно путём выстраивания конструктивного диалога, что зависит в первую очередь от желания американского истеблишмента понять мотивы и интересы Ирана. Готов ли на это Белый дом? Увы, пока говорить об этом невозможно.
Студентка магистратуры факультета мировой политики и мировой экономики НИУ ВШЭ
Блог: Блог Анастасии Гавриловой
Рейтинг: 0
