Блог Анастасии Гавриловой

Друзей не сделай врагами, а врагов постарайся сделать друзьями, или о контурах внешней политики переходного правительства Сирии

5 мая 2025
Распечатать

В условиях меняющихся альянсов и постоянных конфликтов прагматизм часто становится самым ценным активом лидера. 

Исмаил Каани

В формирующейся новой геополитической реальности на Ближнем Востоке Сирийская Арабская Республика по-прежнему остается в центре внимания мировой общественности. Вакуум власти, образовавшийся после государственного переворота 8 декабря 2024 года, временно заполнился. Новое правительство «созидания и перемен» официально начало работу с марта 2025 года; срок до возможности проведения президентских выборов в Сирии составит от четырех до пяти лет.

756f4796-0cfd-11f0-9f48-ac1f6bad3ff4_780.png

Источник: ТАСС 

 Внешнеполитический курс временного правительства находится на стадии концептуального оформления, но уже обретает более четкие контуры. В первую очередь он направлен на решение внутренних проблем Сирии: — Стабильность действующей власти будет зависеть от её способности предпринять реальные действия путём выстраивания конструктивного диалога между разными политико-общественными силами в условиях межконфессиональных, этнических, региональных противоречий, подводящих к очередному гражданскому конфликту. Остро стоит вопрос легитимации нового сирийского режима на международной арене. — Экономические проблемы Республики далеки от завершения. По данным Минфин САР, дефицит бюджета на 2025 год составил свыше 923 млн $. По прогнозам ПРООН, при нынешних темпах развития экономика не восстановит свой доконфликтный уровень ВВП до 2080 года, поэтому Сирия очень нуждается во внешних инвестициях.

В приоритете — продолжение взятого Башаром Асадом курса на нормализацию отношений с арабскими странами. По словам главы МИД Асаада Хасан аш-аш-Шибани, Сирия придает особое значение своим арабским связям и продолжает укреплять отношения с соседними странами на основах сотрудничества, взаимного уважения и стратегического партнерства. Идеологические установки в сирийско-арабских отношениях будут заменены задачами экономического роста.

На официальном уровне подчеркивается миролюбивый характер политики в регионе. Сирия выражает готовность оказывать содействие продвижению политического разрешения конфликтов, работать над снижением напряженности и установлением мира.

В свою очередь арабский мир демонстрирует заинтересованность в поддержании нормальных отношений: разрушенная Сирия представляет собой серьёзную угрозу для безопасности Ближнего Востока. Достижение долгосрочной стабильности в условиях хаотизации региональных процессов требует комплексного взгляда, где индивидуальная значимость каждого государства возрастает. В настоящий момент возобновились переговоры о реконструкции, экономическом возрождении и дипломатическом взаимодействии с Дамаском. Министерства финансов Саудовской Аравии и Катар объявили, что погасят задолженности Сирии перед Всемирным банком, составляющие порядка 15 миллионов долларов.

Турция, оставаясь главным спонсором вооружённой оппозиции, вошла в первую тройку стран, принявших делегацию нового правительства. Анкара планирует сыграть важную роль в формировании новой Сирии после ухода Асада, параллельно преследуя собственные цели: создание буферной зоны на сирийско-турецкой границе, чтобы лишить курдские отряды возможности проникать на турецкую территорию; ликвидация политического движения курдов, стремящегося к получению автономии, а также решение сирийского миграционного вопроса, оказывающего существенное влияние на экономику Республики. В разгар вторжения Израиля на юге Сирии стороны ведут переговоры о создании совместной оборонной стратегии, включая возможное размещение турецких авиабаз в центральной части страны.

 Ожидается, что сирийско-турецкое взаимодействие будет отличаться положительной динамикой развития, повышением степени политического доверия, а также диверсификацией сотрудничества в стратегически важных сферах для Сирии (в первую очередь в военно-технической области). Однако ввиду собственных проблем Турция не станет главным спонсором экономического возрождения Сирии. 

Несмотря на долгосрочную поддержку Российской Федерации сил правительства Башара Асада, новая Сирия заинтересована в сбалансированном и всестороннем сотрудничестве с ней, ведь «в политике нет вечных врагов». 

Осознавая высокий уровень влияния России не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире, сирийские власти готовы к конструктивному диалогу для укрепления доверия и достижения новых политических договорённостей.

Независимо от наличия проблемных сфер в российско-сирийском взаимодействии (вопросы экстрадиции Башара Асада, сохранения военного присутствия России в Сирии) президент Ахмед аш-Шараа считает, что сотрудничество с Москвой соответствует интересам Дамаска, поэтому важно учитывать российские интересы.

Возможный вклад России в реконструкцию Сирии будет значительным — Москва готова поддержать территориальную целостность и суверенитет страны, а также готова помочь в экономическом восстановлении. На гуманитарном треке Россия продолжит всестороннее содействие как в двустороннем формате, так и через финансирование различных международных программ по линии специализированных гуманитарных агентств. Возобновились морские поставки российского зерна в САР. Россия также выделит 5 миллионов долларов на поставки продовольствия в Сирию через Всемирную продовольственную программу ООН.

Дипломатическая нормализации отношений с Соединёнными Штатами Америки — важный шаг для выхода из международной изоляции. Более 40 лет санкций в сочетании с продлением закона Цезаря привели к возникновению новых серьезных проблем в сирийской экономике, социальной, гуманитарной и медицинской областях.

С начала сирийского кризиса в 2011 году США преследовали определенную политику отстранения от власти правительства, возглавляемого Асадом. Однако в ближневосточной политике второй администрации Д.Трампа фокус внимания смещен на арабо-израильский конфликт и иранскую сделку по ядерному вооружению. Из заявления официального представителя Пентагона стало известно о намерениях США сократить вдвое численность своих войск в Сирии. Тем не менее, стремительные шаги Белого дома не означают полной потери интереса к сирийским событиям. В первую очередь это обуславливается необходимостью перегруппировки сил в условиях вовлеченности Вашингтона в процесс перекраивания политической карты Ближнего Востока. Основным рычагом давления на переходное правительство останется политика санкций. Соединённые Штаты действуют осторожно, не давая ложных надежд. О полном пересмотре санкционного режима речь не идет, вывод из-под санкций ряда финансовых операций с новыми властями — временные меры.

Потенциальная нормализация сирийско-американских отношений возможна, но на условиях Вашингтона. В Госдепе подчеркнули, что США не признают ни одну структуру в качестве правительства Сирии и что перспектива выстраивания отношений будет зависеть от действий временных властей. Дамаск готов сделать первый шаг и принять правила игры. На выступлении в Совете Безопасности ООН Министр иностранных дел Сирии заявил о выполнении большинства требований США.

Таким образом, признание легитимности переходного правительства международным сообществом, а также необходимость переориентации на экономический рост в условиях надвигающегося хаоса — ключевые пункты внутренней повестки Сирии, которые определят её внешнюю политику в ближайшем будущем. Перед новым правительством страны стоит важная задача — выработать внешнеполитическую стратегию, которая будет приемлема в долгосрочной перспективе. Однако в настоящий момент внешняя политика Сирии представляет совокупность неловких шагов по созданию архитектуры отношений как с традиционными, так и с новыми акторами. Однако скоропалительные решения чреваты повышенным риском ошибиться и нанести ещё больший ущерб.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся