Друзей не сделай врагами, а врагов постарайся сделать друзьями, или о контурах внешней политики переходного правительства Сирии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В условиях меняющихся альянсов и постоянных конфликтов прагматизм часто становится самым ценным активом лидера.
Исмаил Каани
В формирующейся новой геополитической реальности на Ближнем Востоке Сирийская Арабская Республика по-прежнему остается в центре внимания мировой общественности. Вакуум власти, образовавшийся после государственного переворота 8 декабря 2024 года, временно заполнился. Новое правительство «созидания и перемен» официально начало работу с марта 2025 года; срок до возможности проведения президентских выборов в Сирии составит от четырех до пяти лет.

Источник: ТАСС
Внешнеполитический курс временного правительства находится на стадии концептуального оформления, но уже обретает более четкие контуры. В первую очередь он направлен на решение внутренних проблем Сирии: — Стабильность действующей власти будет зависеть от её способности предпринять реальные действия путём выстраивания конструктивного диалога между разными политико-общественными силами в условиях межконфессиональных, этнических, региональных противоречий, подводящих к очередному гражданскому конфликту. Остро стоит вопрос легитимации нового сирийского режима на международной арене. — Экономические проблемы Республики далеки от завершения. По данным Минфин САР, дефицит бюджета на 2025 год составил свыше 923 млн $. По прогнозам ПРООН, при нынешних темпах развития экономика не восстановит свой доконфликтный уровень ВВП до 2080 года, поэтому Сирия очень нуждается во внешних инвестициях.
В приоритете — продолжение взятого Башаром Асадом курса на нормализацию отношений с арабскими странами. По словам главы МИД Асаада Хасан аш-аш-Шибани, Сирия придает особое значение своим арабским связям и продолжает укреплять отношения с соседними странами на основах сотрудничества, взаимного уважения и стратегического партнерства. Идеологические установки в сирийско-арабских отношениях будут заменены задачами экономического роста.
На официальном уровне подчеркивается миролюбивый характер политики в регионе. Сирия выражает готовность оказывать содействие продвижению политического разрешения конфликтов, работать над снижением напряженности и установлением мира.
В свою очередь арабский мир демонстрирует заинтересованность в поддержании нормальных отношений: разрушенная Сирия представляет собой серьёзную угрозу для безопасности Ближнего Востока. Достижение долгосрочной стабильности в условиях хаотизации региональных процессов требует комплексного взгляда, где индивидуальная значимость каждого государства возрастает. В настоящий момент возобновились переговоры о реконструкции, экономическом возрождении и дипломатическом взаимодействии с Дамаском. Министерства финансов Саудовской Аравии и Катар объявили, что погасят задолженности Сирии перед Всемирным банком, составляющие порядка 15 миллионов долларов.
Турция, оставаясь главным спонсором вооружённой оппозиции, вошла в первую тройку стран, принявших делегацию нового правительства. Анкара планирует сыграть важную роль в формировании новой Сирии после ухода Асада, параллельно преследуя собственные цели: создание буферной зоны на сирийско-турецкой границе, чтобы лишить курдские отряды возможности проникать на турецкую территорию; ликвидация политического движения курдов, стремящегося к получению автономии, а также решение сирийского миграционного вопроса, оказывающего существенное влияние на экономику Республики. В разгар вторжения Израиля на юге Сирии стороны ведут переговоры о создании совместной оборонной стратегии, включая возможное размещение турецких авиабаз в центральной части страны.
Ожидается, что сирийско-турецкое взаимодействие будет отличаться положительной динамикой развития, повышением степени политического доверия, а также диверсификацией сотрудничества в стратегически важных сферах для Сирии (в первую очередь в военно-технической области). Однако ввиду собственных проблем Турция не станет главным спонсором экономического возрождения Сирии.
Несмотря на долгосрочную поддержку Российской Федерации сил правительства Башара Асада, новая Сирия заинтересована в сбалансированном и всестороннем сотрудничестве с ней, ведь «в политике нет вечных врагов».
Осознавая высокий уровень влияния России не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире, сирийские власти готовы к конструктивному диалогу для укрепления доверия и достижения новых политических договорённостей.
Независимо от наличия проблемных сфер в российско-сирийском взаимодействии (вопросы экстрадиции Башара Асада, сохранения военного присутствия России в Сирии) президент Ахмед аш-Шараа считает, что сотрудничество с Москвой соответствует интересам Дамаска, поэтому важно учитывать российские интересы.
Возможный вклад России в реконструкцию Сирии будет значительным — Москва готова поддержать территориальную целостность и суверенитет страны, а также готова помочь в экономическом восстановлении. На гуманитарном треке Россия продолжит всестороннее содействие как в двустороннем формате, так и через финансирование различных международных программ по линии специализированных гуманитарных агентств. Возобновились морские поставки российского зерна в САР. Россия также выделит 5 миллионов долларов на поставки продовольствия в Сирию через Всемирную продовольственную программу ООН.
Дипломатическая нормализации отношений с Соединёнными Штатами Америки — важный шаг для выхода из международной изоляции. Более 40 лет санкций в сочетании с продлением закона Цезаря привели к возникновению новых серьезных проблем в сирийской экономике, социальной, гуманитарной и медицинской областях.
С начала сирийского кризиса в 2011 году США преследовали определенную политику отстранения от власти правительства, возглавляемого Асадом. Однако в ближневосточной политике второй администрации Д.Трампа фокус внимания смещен на арабо-израильский конфликт и иранскую сделку по ядерному вооружению. Из заявления официального представителя Пентагона стало известно о намерениях США сократить вдвое численность своих войск в Сирии. Тем не менее, стремительные шаги Белого дома не означают полной потери интереса к сирийским событиям. В первую очередь это обуславливается необходимостью перегруппировки сил в условиях вовлеченности Вашингтона в процесс перекраивания политической карты Ближнего Востока. Основным рычагом давления на переходное правительство останется политика санкций. Соединённые Штаты действуют осторожно, не давая ложных надежд. О полном пересмотре санкционного режима речь не идет, вывод из-под санкций ряда финансовых операций с новыми властями — временные меры.
Потенциальная нормализация сирийско-американских отношений возможна, но на условиях Вашингтона. В Госдепе подчеркнули, что США не признают ни одну структуру в качестве правительства Сирии и что перспектива выстраивания отношений будет зависеть от действий временных властей. Дамаск готов сделать первый шаг и принять правила игры. На выступлении в Совете Безопасности ООН Министр иностранных дел Сирии заявил о выполнении большинства требований США.
Таким образом, признание легитимности переходного правительства международным сообществом, а также необходимость переориентации на экономический рост в условиях надвигающегося хаоса — ключевые пункты внутренней повестки Сирии, которые определят её внешнюю политику в ближайшем будущем. Перед новым правительством страны стоит важная задача — выработать внешнеполитическую стратегию, которая будет приемлема в долгосрочной перспективе. Однако в настоящий момент внешняя политика Сирии представляет совокупность неловких шагов по созданию архитектуры отношений как с традиционными, так и с новыми акторами. Однако скоропалительные решения чреваты повышенным риском ошибиться и нанести ещё больший ущерб.
Студентка магистратуры факультета мировой политики и мировой экономики НИУ ВШЭ
Блог: Блог Анастасии Гавриловой
Рейтинг: 0
