Космическая эра: соперничество и сотрудничество
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» Ю. Гагарин
СССР и США — первые в космосе
7 апреля 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН, «напоминая о том, что 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет человека в космос, который совершил Юрий Гагарин – советский гражданин, родившийся в России»[1], провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Этот день стал символичной датой, ознаменовавшей начало космической эры для всего человечества.
56 лет прошло с прозвучавшего в эфире знаменитого «Поехали», которому предшествовала титаническая работа выдающихся ученых и инженеров, заложивших основы советской космической науки и промышленности. Путь СССР в космос не переставал удивлять: от полной разрухи послевоенного периода середины 1940-х гг. – к запуску первого искусственного спутника Земли ПС-1 в 1957 г., первых животных – собак Белка и Стрелка – совершивших орбитальный космический полет с успешной посадкой в 1960 г.; и наконец, к первому полету человека в космос в 1961 г.
Через месяц после полета Юрия Гагарина, 5 мая 1961 г., первым американцем в космосе стал А. Шепард, а в 1962 г. Дж. Гленн совершил полет вокруг Земли. Тем не менее, СССР продолжал удерживать первенство: В.И. Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом в 1963 г.; космонавт В.И. Леонов стал первым человеком, осуществившим выход в открытый космос в1965 г.[2]
Космические успехи СССР стимулировали США к достижению американского лидерства, усиливали элемент соперничества, но при этом сохранялись возможности для сотрудничества. Во время президентства Дж. Кеннеди принятие программы по высадке на Луну во многом объяснялось желанием превзойти СССР. Тем не менее, с американской стороны предпринимались попытки подключить к проекту СССР. В 1962 г. было заключено первое соглашение о сотрудничестве Академией наук СССР и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США, которое стало первым шагом к сотрудничеству СССР и США по вопросам космоса. В дальнейшем сотрудничество по линии Академии наук СССР и НАСА будет играть ключевую роль в совместных космических проектах.
Последовавший через несколько месяцев Карибский кризис на этом фоне только благодаря гигантским усилиям руководств двух стран по осознанию собственной ответственности за последствия конфронтации ядерных держав привел к пониманию необходимости сохранения и формирования каналов взаимодействия во избежание катастрофы. При посредничестве ООН стали предприниматься попытки формирования правовой базы относительно возможностей ограничения размещения ядерного оружия в космосе, и в 1967 г. был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Во время президентства Р. Никсона в 1969 г. в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11» американский астронавт Н. Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну. И все же вместо «головокружения от успехов» администрация Р. Никсона предприняла эффективные попытки по налаживанию российско-американского сотрудничества для уменьшения напряженности между СССР и США. Результаты политической воли руководств США и СССР к взаимодействию превзошли все ожидания.
24 мая 1972 г. между СССР и США было подписано межправительственное соглашение, результатом которого стала экспериментальная программа «Аполлон-Союз» (ЭПАС) – первая крупная совместная программа со сближением, стыковкой и взаимным переходом космонавтов космических кораблей двух стран, реализованная в 1975 г. Параллельно, 26 мая 1972 г. был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), что завершило длительные переговоры об ограничении стратегических вооружений подписанием Временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений[3], но в то же время узаконило вспомогательную военную деятельность в космосе.
После совместных исторических достижений СССР и США, сотрудничество снова пошло на спад, что было обусловлено другими приоритетами администраций Дж. Картера и Р. Рейгана, а также международными политическими событиями, связанными с Афганистаном. Свою роль сыграла программа «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), активно продвигаемая Р. Рейганом, которая привела к активизации работ по космическим вооружениям в СССР вплоть до распада СССР.
Распад СССР устранил принципиальные идеологические противоречия между США и новой Россией, открыл большие возможности на пути к становлению равноправного партнерства. Самой образцовой моделью такого партнерства стало беспрецедентное сотрудничество США, России и европейских партнеров по созданию МКС. Только благодаря общим усилиям удалось завершить прорывной проект в освоении космоса человечеством. Этот проект стал примером и доказательством того, что, несмотря на все сложности, сотрудничество в военно-технологической сфере возможно, взаимовыгодно и открывает огромные возможности для мирного освоения космоса. К сожалению, очередное вмешательство политических событий, не позволило перенести успех сотрудничества на другие области и привело к очередному ухудшению российско-американских отношений.
«Выступая за все человечество»: технологии и осознание
Освоение космического пространства открыло как невероятные возможности для человеческого прогресса, так и беспрецедентные военные технологии, способные уничтожить все живое на Земле. США и Россия по-прежнему остаются самыми мощными ядерными державами в мире, поэтому осознание ответственности перед мировым сообществом является основным посылом к активному сотрудничеству, в первую очередь в двух взаимосвязанных сферах – сфере нераспространения и сфере освоения космического пространства.
Кризис в российско-американских отношениях только усиливает необходимость возвращения к практическому научно-техническому сотрудничеству двух стран в космосе, способному восстановить доверие посредством создания взаимовыгодных партнерских связей. Создание взаимозависимых космических программ может стать основой долгосрочного сотрудничества для возвращения к проблеме создания совместной системы ПРО и ее деполитизации. Немаловажным в этом направлении является интенсификация экспертно-общественного диалога, который часто играл стабилизирующую роль во время кризисных явлений российско-американских отношений.
Анализ опыта сотрудничества России и США в космическом пространстве показывает, что основную роль в разрешении противоречий играет политическая воля руководства стран к поиску компромиссов, нацеленность на совместное решение проблемы имеет наибольшую эффективность. Более того, будет ли развиваться человечество, используя технологические достижение во благо и улучшение качества жизни, или балансировать на грани ядерной угрозы, зависит от желания великих держав преодолевать возникающие трудности с полной ответственностью перед судьбой человечества.
[1] Резолюция A/RES/65/271 ГА ООН от 7 апреля 2011 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/65/271
style="margin-top: 20px; margin-bottom: 20px; border: 0px none; font-variant-numeric: inherit; font-stretch: inherit; line-height: 1.6; vertical-align: baseline;">[2] Новое слово «leonize» появилось в английском языке, созвучное фамилии космонавта В.И. Леонова, означающее выход в открытый космос.
[3] Второй раунд переговоров об ограничении стратегических вооружений будет завершен в 1979 г. подписанием договора Дж. Картером и Л. И. Брежневым