Изменения системы безопасности Японии. Какое место может занять Россия?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Стратегическое партнёрство с США
Для Японии, как государства, отказавшегося от суверенного права на ведение войны по ныне действующей Конституции 1947 г. гарантом безопасности выступают США. В настоящее время японо-американский альянс обладает статусом стратегического партнёрства. Он отличается высокой степенью устойчивости. Наиболее серьёзный кризисный момент, связанный с приходом к власти Демократической партии Японии (ДПЯ), стремившейся пересмотреть роль альянса и сделать больший акцент на сотрудничество с азиатскими странами, был преодолён [1]. Вплоть до настоящего момента сохранение сотрудничества с Вашингтоном, в основе которого лежит единство ценностей и интересов, обеспечивает мир и стабильность для Японии. [2]
Стратегическое партнёрство Токио и Вашингтона прошло некоторую эволюцию. Росту взаимопонимания способствовало измение толкования статьи 9 Конституции. Принятие пакета поправок японским парламентом в сентябре 2015 г., призвано расширить диапазон действий японских Сил самообороны, которые в том числе смогут оказывать помощь своему главному союзнику для участия в международных операциях [3].
Активизация диалога с Австралией
Другой не менее важной компонентой в конструировании Страной восходящего солнца собственной системы безопасности представляется диалог с Австралией. Прежде всего, он касается укрепления позиций в Тихоокеанском регионе. Среди существующих соглашений можно выделить два формата: двусторонний и трёхсторонний с участием Вашингтона. В 2013 г. подписано «Соглашение между правительствами Австралии и Японии о взаимных поставках и обменах между службами Сил обороны Австралии и Сил самообороны Японии» [4]. Оно установило сроки взаимных обменов Сил обороны и Сил самообороны во время совместных учений, операций ООН по поддержанию мира, гуманитарных операций, мероприятий по устранению последствий чрезвычайных ситуаций на территории третьих стран.
Япония также в своей Стратегии национальной безопасности 2013 г. подчеркивала важность двусторонних отношений с Австралией в сфере безопасности, поскольку они объединены системой общих ценностей. Наряду с этим была отмечена необходимость трёхсторонних диалогов США, Японии и Австралии [5]. В ноябре 2015 г. обозначенные параметры сотрудничества подкрепила встреча министров иностранных дел Фумио Кисида, Джули Бишоп и министров обороны Ицунори Онодэра, Марисса Пейна в формате «2+2», направленного на укрепление взаимодействия в Тихоокеанском регионе. В ходе встречи положительной оценки удостоились результаты кооперации в сфере обороны, и также обсуждалось её расширение с привлечением США [6].
Новое пространство для переговоров с Южной Кореей
Отношения Японии и Республики Корея наполнены историческими противоречиями, и крайне непросты. Их сотрудничество могло бы положительно повлиять на систему региональной безопасности и урегулирование северокорейской проблемы. Такой сценарий, в первую очередь помог Вашингтону снизить часть взятого на себя бремени по присутствию в регионе [7]. Урегулирование проблемы «женщин для утешения» стало важной вехой для развития отношений между Токио и Сеулом. Это может стимулировать диалог в сфере обеспечения системы региональной безопасности и открывает возможности для трёхстороннего диалога с участием Вашингтона, идея о котором существует ещё со времён «холодной войны». Разрешение данной проблемы не снимает всех исторических противоречий, и факта наличия территориального спора, но приближает возможность сотрудничества Японии и Южной Кореи в сфере безопасности, в том числе для формирования «треугольника» безопасности в будущем.
Фактически альянс Токио и Вашингтона доказал свою прочность в период «холодной войны» и целесообразность после неё. В последние годы открылись новые перспективы для диалогов в сфере безопасности с Австралией, а теперь и с Южной Кореей. В условиях складывающихся альянсов для Японии диалог с Россией не относится к приоритетным, однако его наличие важно.
Зачем нужен диалог с Россией?
Россия и Япония имеют общую границу, поэтому вопросы, касающиеся сферы безопасности, представляют собой неотъемлемую часть двусторонних отношений. Переговорное поле в данной сфере необходимо. Помимо этого, существуют объективные факторы, обуславливающие важность диалога Токио и Москвы.
Во-первых, в Японии присутствуют опасения относительно китайской угрозы. Беспокойство вызывают действия Пекина по наращиванию военного потенциала, усилению береговой охраны и попытка изменить status quo в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. [8] Диалог Токио и Москвы целесообразен с точки зрения обеспечения эффективного сдерживания Китая и предотвращения чрезмерного сближения с Россией, одним из стимулов для которого послужило наложение на Россию санкций. Это помогло бы японской дипломатии упрочить свои позиции, прежде всего, в Тихоокеанском регионе и стабилизировать систему региональной безопасности.
Во-вторых, новый виток напряжённости в начале 2016 г. вокруг КНДР, связанный с заявлением Пхеньяна о проведении испытаний водородной бомбы, стал для Японии убедительным аргументом в пользу диалога с Москвой. Синдзо Абэ признал, что развитие двусторонних отношений с Россией и наличие взаимных контактов важно для урегулирования проблемы Северной Кореи. [9]
В-третьих, стоит отметить, что в течение длительного времени Страна восходящего солнца стремится к упрочению собственного авторитета на международной арене. Этой цели отвечают упомянутые ранее поправки к статье 9 Конституции. Подобные изменения связаны не только с увеличением обязательств в рамках альянса с Вашингтоном. Они сопряжены с принятием Токио на себя большей ответственности перед лицом международного сообщества. В контексте нового позиционирования Японии переговорные процессы с Россией по вопросам безопасности будут представлять собой важный элемент для укрепления международного и регионального статуса Японии.
Безусловно, о формировании стратегического партнёрства в сфере безопасности между Россией и Японией говорить не приходится. Прочность японо-американского альянса остаётся непоколебимой, он дополняется возможностями по созданию треугольника безопасности Австралия – Япония – США, а также наращиванием сотрудничества в трёхстороннем формате между Японией, США и Южной Кореей. Однако взаимодействие Токио и Москвы – важная составляющая, необходимая для поддержания безопасности и стабильности в Тихоокеанском регионе. Между Россией и Японией имеются исторические противоречия, но одновременно существуют и предпосылки для сотрудничества. При этом важна работа, осуществляемая посредством как двусторонних контактов, например, успешно апробированный в ноябре 2013 г. диалог в формате «2+2» между министрами обороны и министрами иностранных дел, так и многосторонних. Большая часть региональных проблем может разрешиться только с привлечением всех заинтересованных акторов, а наличие взаимодействия Токио и Москвы может внести позитивный вклад в этот процесс.
1 Добринская, О. А. Японо-американские отношения во внешней политике ДПЯ // Япония. Ежегодник 2012. М.: «АИРО-XXI», 2012. С. 59, 65.
2 Defense of Japan 2015 (Annual White Paper). P. 135.
3 Стрельцов, Д. В. Военный пацифизм Японии. URL: /inner/?id_4=6607#top-content.
4 Agreement between the Government of Australia and the Government of Japan concerning reciprocal provision of supplies and services between the Australian Defence Force and the Self-Defense Forces of Japan. 31.01.2013. URL: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/australia/pdfs/agree1005.pdf.
5 National Security Strategy 2013. P. 24. URL: http://japan.kantei.go.jp/96_abe/documents/2013/__icsFiles/afieldfile/2013/12/17/NSS.pdf.
6 Joint Communique. Sixth Japan-Australia 2+2 Foreign and Defence Ministerial Consultations. URL: http://www.mofa.go.jp/files/000112906.pdf.
7 Ссылка на информационный ресурс удалена в связи с требованиями законодательства РФ.
8 Diplomatic bluebook 2015. P. 9-10.
9 Премьер Японии: участие РФ необходимо для решения проблемы КНДР и борьбы с терроризмом. 15.01.2016. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2588381.