В ближайшие сто лет военно-политическая обстановка в Мировом океане претерпит качественные изменения. Вместе с тем фундаментальные факторы, определяющие военно-морскую деятельность человечества, останутся неизменными, а многие перспективы видны уже сегодня. Формирование видения того, как будет меняться облик флота и морской мощи в долгосрочной перспективе, поможет определить стратегические приоритеты государственной политики России в этой сфере.
Военно-морской плюрализм
В военно-морской сфере мир сегодня остается в значительной мере однополярным. Предыдущая владычица морей, Великобритания, придерживалась стандарта двух держав, в соответствии с которым мощь Королевского флота должна была превышать совокупную мощь двух следующих за ним флотов. Сегодня США – это единственная глобальная морская держава, обладающая флотом, который превосходит по совокупному тоннажу тринадцать следующих за ним флотов вместе взятых. Таким образом, Соединенные Штаты обладают значительно большим превосходством в морской мощи над другими государствами, чем обладала в свое время Великобритания. Но в силу ряда фундаментальных изменений в ближайшие сто лет на смену этой системе может прийти многополярная система.
Существующее американское преобладание в Мировом океане объясняется, прежде всего, тем, что США долгое время оставались единственным государством, обладающим политической волей, ресурсами и технологиями для строительства и поддержания мощного флота. Остальные морские державы были лишены этой совокупности факторов. Некоторые страны, такие как Великобритания, не обладают политической волей для активного наращивания своего флота. Другие, например, Россия, испытывают недостаток различных ресурсов. Третьи, в том числе Китай, Индия и Турция, сталкиваются с нехваткой современных технологий.
Экономическое развитие, распространение сравнительно дешевых и простых военно-морских технологий, а также растущая конкуренция на мировом рынке кораблестроения ведут к увеличению числа стран, обладающих ресурсами и технологиями для развития своих флотов. Для поддержания собственного оборонно-промышленного комплекса и достижения иных экономических и политических целей «старые» морские державы стали выводить на экспорт такие высокотехнологичные образцы вооружений, как крупные авианесущие корабли и атомные подводные лодки (ПЛА). Хорошими примерами могут служить сделка России и Франции по «Мистралям» и передача Россией Индии в лизинг ПЛА «Нерпа». Благодаря иностранной помощи, в число стран, обладающих атомными подводными лодками, могут войти Бразилия и Австралия, что способно качественно увеличить морскую мощь этих стран.
Обычной практикой для импортеров военно-морской техники (ВМТ) давно стало требование о строительстве военных кораблей на отечественных предприятиях по лицензии, трансфере технологий и обучении кадров. Подобная политика уже привела к созданию рядом государств конкурентоспособной кораблестроительной отрасли. Так, в декабре 2012 г. было объявлено, что к 2030-м годам Турция планирует перестать зависеть от иностранных компаний в сфере создания ВМТ.
Таким образом, для многих стран усиление морской мощи стало вопросом наличия или отсутствия политической воли. К 2060 г. морская торговля может достигнуть 23 млрд т, т.е. вырасти практически в 4 раза по сравнению с нынешним уровнем, который составляет около 8 млрд т. Глобализация, увеличение численности населения планеты до 9 млрд человек, рост потребности в продовольствии и энергоресурсах позволяют предположить, что внимание правительств к морской торговле, освоению ресурсов Мирового океана и, соответственно, к морской мощи будет повышаться.
Вторым основным фактором, определявшим статус США как ведущей морской державы, был негласный консенсус других государств по этому вопросу. Большая часть современных морских держав была в течение долгого времени заинтересована в выполнении Вашингтоном функций гаранта стабильности в Мировом океане и свободы мореплавания. Те государства, которые не разделяли данную точку зрения, не имели реальной возможности оспаривать американское преобладание на море. В XXI веке начался процесс отказа от этого консенсуса.
В некоторой степени этому способствовали сами США. Еще в 2005 г. адмирал Майкл Маллен заявил: «…многие задачи сегодняшнего дня будут выполняться без участия ВМС США. И, по моему мнению, это прекрасно». В условиях растущего дефицита федерального бюджета американские ВМС не могут рассчитывать на серьезное увеличение корабельного состава. Существующий флот испытывает постоянно возрастающую оперативную нагрузку. Несмотря на всю свою мощь, ВМС США вынуждены постоянно поддерживать внешнее присутствие в ключевых регионах Мирового океана и бороться с тем, что в английском языке принято называть «тиранией расстояния». Этим объясняется то, что Вашингтон старается переложить на своих партнеров часть бремени по поддержанию стабильности в Мировом океане. Но многие из американских союзников и дружественных Соединенным Штатам стран стремятся к развитию собственной морской мощи не только для «помощи» США, но и для достижения своих собственных интересов, которые далеко не всегда будут соответствовать внешнеполитическому курсу Вашингтона.
Перечисленные выше предпосылки определяют рост в столетней перспективе целого ряда новых региональных морских держав, таких как Китай, Южная Корея и Индия. Более того, технологический и экономический прогресс ведет к укреплению морской мощи и повышению роли второстепенных морских держав – Турции, Вьетнама, Австралии и Бразилии. На смену системе, где США способны свободно выбирать между ролями «морского гегемона» и «морского лидера», придет система, построенная, как в первой половине XX века, вокруг соперничества и сотрудничества большого числа морских держав.
Дилемма безопасности в Мировом океане
Повышение роли морских держав в XXI веке может привести как к усилению многостороннего сотрудничества в сфере обеспечения коллективной безопасности и свободы мореплавания в Мировом океане, так и к обострению существующих и возникновению новых очагов нестабильности, возрастанию угрозы межгосударственных конфликтов. Ключевую роль в этой сфере способно сыграть увеличение морской мощи Китая и его амбиций в Тихом и Индийском океанах. Уже сейчас Пекин оказался в ситуации дилеммы безопасности и вынужден осторожнее подходить к выработке основ своей долгосрочной стратегии в Мировом океане.
Китайские амбиции ведут к росту настороженности других государств и могут обернуться для самого Китая неблагоприятными последствиями. Наиболее очевидный сценарий – усиление антикитайской риторики во внешней политике Вашингтона. Не менее угрожающе выглядят угроза ремилитаризации Японии, обострение противоречий между Китаем и Индией, активное участие Вьетнама, Филиппин и Австралии в сдерживании Китая.
Япония на сегодня является одной из наиболее мощных морских держав. Уже сейчас японские морские силы самообороны почти втрое превышают по количеству боевых кораблей основных классов Королевский флот Великобритании. Обладая мощной судостроительной промышленностью, развитым оборонно-промышленным комплексом, тесными военно-политическими связями с США, Япония способна серьезно ослабить китайское влияние в Тихом океане. Ключевым фактором, ограничивающим развитие морской мощи Японии, является девятая статья Конституции страны, в соответствии с которой Япония отказалась от применения военной силы для разрешения международных споров.
Военные расходы Японии остаются на уровне 1% от ВВП – наиболее низкий показатель среди великих держав. Вместе с тем в последнее время происходит постепенное увеличение военных расходов в абсолютном выражении. В начале 2013 г. появилась информация о том, что Токио планирует увеличить военные расходы более чем на 3 млрд долл. Пока эти увеличения носят скорее частный характер и составляют лишь около 6% военного бюджета страны, но их символическое значение нельзя недооценивать.
На этом фоне стоит обратить внимание на заметку Синдзо Абэ, опубликованную на следующий день после того, как 26 декабря 2012 г. он вновь стал премьер-министром Японии. В ней он отметил желание сформировать квази-союз Японии, США, Индии и Австралии для совместного обеспечения стабильности в Мировом океане, а также призвал Великобританию и Францию «вернуться» в Азию в качестве полноправных участников азиатских институтов коллективной безопасности. Антикитайская направленность заметки Синдзо Абэ особенно очевидна в связи с обострением территориального спора вокруг остров Сенкаку в Восточно-Китайском море. Подобная политика может привести к пересмотру девятой статьи Конституции Японии, что при определенных условиях даже может быть поддержано Соединенными Штатами.
Долгое время Китай сознательно избегал использования собственных военных кораблей и самолетов, а также кораблей Береговой охраны как инструмента давления на своих оппонентов в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Но, как показывают последние события, ситуация может легко измениться. Можно предположить, что территориальные споры Японии и Китая – лишь часть более широкого межгосударственного противостояния, что они носят долгосрочный характер, а обе стороны обладают достаточным потенциалом для эскалации конфликтных ситуаций.
Индия, в свою очередь, стремится занять господствующее положение в Индийском океане. Нью-Дели не только опасается роста влияния Китая в Индийском океане, которое часто отождествляется с концепцией «нитки жемчуга», но и развивает отношения с другим давним соперником Китая – Вьетнамом. Угроза вмешательства Индии в территориальный спор в Южно-Китайском море наталкивается на острое противодействие со стороны Китая, который стремится превратить море в свое внутреннее «озеро».
Флот будущего
Длинный жизненный цикл, высокая стоимость и высокие возможности ВМТ для модернизации и внедрения новых технологий объясняют консервативность облика флотов. Так, жизненный цикл американских авианосцев типа «Nimitz» с момента начала разработки головного корабля в 1960-х годах до окончания срока службы последнего корабля в серии составит почти сто лет. Это позволяет предположить, что облик флотов и их структура в течение ближайшего столетия не претерпят кардинальных изменений, несмотря на технологический прогресс и изменение методов ведения военных действий в Мировом океане.
Первой ключевой тенденцией, влияющей на технологическое изменение флотов, будет постоянное стремление к увеличению эффективного радиуса действия ВМТ и средств борьбы с ней. Активное развитие получат такие образцы военно-морских вооружений, как дальнобойные противокорабельные ракеты (ПКР), подобные перспективным американским ПКР LRASM, и более совершенные системы противовоздушной и противоракетной обороны. Они будут способны обеспечивать прикрытие не только отдельного корабля или корабельной группы, но и эффективную ПВО/ПРО на театре военных действий. Особо стоит отметить американскую инициативу «молниеносного глобального удара» («Prompt Global Strike»), которая, в случае успешной реализации, должна обеспечить американским Вооруженным силам возможность нанесения неядерного удара по любой точке Земного шара в течение часа.
Второй ключевой тенденцией является стремление снизить заметность собственного флота и облегчить обнаружение и поражение высокоточным оружием сил противника («battle of signatures»). Фактически речь идет о видоизмененном продолжении многовековой борьбы «пушек» и «брони». Новые технологии снижения заметности кораблей для радаров, сонаров и даже человеческого глаза будут противостоять распространению загоризонтных радаров, разведывательных спутников, пилотируемых и беспилотных аппаратов (БПА).
Уязвимость надводных кораблей будет способствовать дальнейшему расширению числа задач подводных лодок, которые уже сейчас способны не только бороться с надводными кораблями и другими подлодками, но и наносить удары по береговым объектам, осуществлять разведывательную деятельность и использоваться в проведении операций специального назначения. Одной из перспективных технологий будущего может стать обеспечение подводных лодок эффективными средствами ПВО. Работы в этом направлении уже ведутся, в частности, французской DCNS.
Одним из наиболее перспективных направлений технологического развития ВМТ в ближайшем столетии станет создание новых образцов БПА. Стоит отметить такие беспилотные летательные аппараты (БПЛА), как уже существующий разведывательный БПЛА MQ-4C Triton. Он предназначен для обеспечения круглосуточного наблюдения за обстановкой в Мировом океане и сбора данных в интересах ВМС. Перспективные ударно-разведывательные БПЛА, разрабатываемые европейскими и американскими компаниями, способны в будущем существенно увеличить радиус действия палубной авиации и облегчить нанесение ударов по территории противника, обладающего развитыми системами ПВО/ПРО. Помимо БПЛА стоит отметить надводные и подводные БПА, подобные перспективному БПА слежения за неатомными подлодками, который разрабатывается по проекту ACTUV. Развитие беспилотников может привести к появлению целых классов кораблей, ключевым вооружением которых будут БПА. В качестве примера можно привести перспективную концепцию Королевского флота «Black Swan» по разработке шлюпа водоизмещением около 3000 т для защиты морских линий коммуникаций.
В XXI веке морская мощь станет активно использоваться многими государствами для защиты своих национальных интересов вблизи и вдали от собственного побережья. На смену безраздельному господству США придет система военно-морского плюрализма. При этом возрастет угроза межгосударственных конфликтов с применением ВМТ. Способность России оказывать влияние на военно-политическую остановку в Мировом океане, эффективно осваивать его ресурсы, обеспечивать контроль и защиту своих протяженных морских границ будет во многом зависеть от решений, которые принимаются уже сейчас. Обновление морской компоненты стратегических ядерных сил является, несомненно, важной государственной задачей, но оно не должно препятствовать созданию современных сил общего назначения, без которых обеспечение защиты национальных интересов России в Мировом океане в XXI веке будет невозможным.