Украинский кризис и введение западных санкций против России сделали тему импортозамещения одной из самых животрепещущих для разных отраслей промышленности. Авиаотрасль, причем как гражданский, так и военный секторы, не оказалась исключением. Наиболее актуальные для России вопросы состоят в том, как быстро получится реализовать процесс импортозамещения украинских двигателей и сколько контрактов за данный период будет сорвано.
Украинский кризис и введение западных санкций против России сделали тему импортозамещения одной из самых животрепещущих для разных отраслей промышленности. Авиаотрасль, причем как гражданский, так и военный секторы, не оказалась исключением.
В течение десятилетий Россия размещала крупнейшие заказы на производство двигателей для многоцелевых российских вертолетов Ми-8/17, а также для ударных вертолетов Ми-28, Ми-35 и Ка-52 на Украине, в частности, на «живой легенде» авиационного двигателестроения времен СССР «Мотор Сич». Продление ресурса, техническое обслуживание и модернизация всех самолетов не менее легендарного Антонова, летающих в России: Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-124, а также Ан-24 и Ан-26, — отдельная статья российско-украинского сотрудничества.
В целом поставка двигателей для самолетов и вертолетов, комплектующих для авиационной техники, машинокомплектов для определенных типов ВС, — все это лишь малая часть многолетних кооперационных связей, которые были выстроены и годами поддерживались между Россией и Украиной.
В мае 2015 г. правительство Украины в одностороннем порядке решило приостановить действие соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Россией от 26 мая 1993 г. Это решение стало официальным итогом череды устных запретов на поставки украинской продукции военного назначения в Россию, которые фигурировали в публичном пространстве, начиная с 2014 г.
Наиболее актуальные для России вопросы состоят в том, как быстро получится реализовать процесс импортозамещения украинских двигателей, причем не только в гражданской или военной авиаотрасли, но и, например, для военно-морской техники, и сколько контрактов за данный период будет сорвано. Нельзя сказать, что российская сторона оказалась неготовой к такому повороту событий. Еще в июле 2014 г. Министерство промышленности и торговли России разработало программу по импортозамещению для российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Приблизительный временной ориентир стопроцентного удовлетворения потребностей заказчиков в двигателях обозначен в качестве 2017 г. Одну из ключевых ролей в этом процессе, может играть ОАО «Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК).
В случае c продлением ресурса украинских «Ан» ситуация обстоит более противоречиво. Идея создания специального центра по решению данной задачи обсуждалась неоднократно. Первоначально курировать работу по созданию центра, ответственного за весь спектр работ по поддержанию летной годности самолетов марки «Ан», должен был КБ им. Ильюшина. Часть работ по отдельным маркам самолетов «Ан» мог взять на себя ОКБ им. им. Мясищева, а также Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина. Однако пока эти планы не были реализованы. Вопрос продления и поддержания парка летной годности самолетов марки «Ан», определение остаточного ресурса машин – это процесс наукоемкий, сопряженный с большой научно-исследовательской работой, наличием технических возможностей и определенными финансовыми затратами.
Отдельная, оборотная сторона во всех выше обозначенных процессах – будущее самой украинской авиаотрасли, которую сотрясают скандалы, то со сменой руководителя ГП Антонова и переводом предприятия под зонтик «Укроборонпрома», то с первоначальным анонсированием контрактов на поставку двигателей и ракет для Boeing и последующим опровержением этой информации.
В публичном пространстве периодически мелькают сообщения о том, что украинский авиапром будут восстанавливать канадские авиагиганты, например, такие как Bombardier, Pratt & Whitney, CAE, Magellan Aerospace, Bell Helicopter (MTL) и Esterline CMC Electronics. Однако пока непонятно, будет ли это восстановление, или под эгидой восстановления ряд украинских предприятий, уже лишившихся российских заказов на авиадвигателестроение, потеряет еще большую долю, на этот раз уже внутреннего рынка, просто потому что у них появятся иностранные конкуренты.