Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Максим Сучков

К.полит.н., старший научный сотрудник Центра (лаборатории) анализа международных процессов (ЛАМП) МГИМО МИД России; редактор российской секции издания Al-Monitor (США); эксперт РСМД

Россия осторожно относится к любым попыткам оказаться втянутой в противостояние Ирана и Саудовской Аравии, не говоря уже о более масштабном выяснении отношений между суннитами и шиитами. Непосредственная «прибыль» в этой игре для Москвы не очевидна. Гораздо более значимыми выглядят потенциальные риски и возможность последующей реализации долгосрочных интересов России в ближневосточном регионе.

Турбулентность динамики событий в Йемене позволяет говорить о полноценном открытии на Ближнем Востоке нового фронта. Хотя их предсказуемость на текущем этапе достаточно низкая, уже сейчас нет недостатка в прогнозных сценариях относительно последствий йеменского кризиса для безопасности Аравийского полуострова и ближневосточного региона в целом. Одни убеждены, что события в Йемене станут началом конца Саудовской Аравии как государства, когда йеменцы забудут о своих внутренних спорах и консолидируются перед лицом внешней угрозы. Другие склонны считать, что результатом станет полномасштабная война между суннитами и шиитами с прямым или косвенным участием внешних игроков.

Тревожные сигналы потенциальной эскалации в этом двадцати пятимиллионном государстве российские дипломаты и эксперты-востоковеды отмечали еще задолго до текущих событий. Однако о степени серьезности, с которой Соединенные Штаты, Россия и ряд европейских стран оценивают ситуацию в этой стране сейчас, свидетельствуют спешная эвакуация ими своих граждан, включая сотрудников дипломатических ведомств. В Йемене стало не просто небезопасно: пустующие здания подвергаются разграблению мародеров, здания дипмиссий – нападениям. Накануне эта участь постигла российское генконсульство в Адене, на юге страны, которое до этого серьезно пострадало от инициированных саудитами авиационных бомбежек.

Отношения России с Йеменом насчитывают не одно десятилетие. Наиболее бурный этап их развития пришелся на советский период. Однако задолго до того, как Советский Союз и Мутаваккилитское Королевство Йемена установили официальные дипломатические отношения в 1955 году, страны наработали содержательную, хотя и не обширную, двустороннюю повестку. В целом, до распада СССР в (Южном) Йемене проработало более 4500 советских военных инструкторов. После «перерыва» 1990-х гг., связанного со спадом интереса к этой стране и объективными трудностями российской дипломатии, уже объединенный Йемен вновь стал значимым объектом на радаре российской ближневосточной политики. Торговый оборот между двумя странами в 2010 г. вырос на 5.5% и составил $167.5 млн. Еще одним ключевым направлением с глубокими историческими корнями является гуманитарная сфера – Советским Союзом/Россией было подготовлено более 50 тыс. йеменских специалистов.

REUTERS/ Amer Almohibany
Разрушения после авиаударов

Российский дискурс относительно истоков йеменского кризиса можно условно разделить на три «объяснительные конструкции»:

Внутренний нарратив – рассматривает Йемен как Ближний Восток в миниатюре. С одной стороны, голод, от которого страдает более 45% населения страны, катастрофическая бедность и стремительный рост числа безработной, малообразованной, но политически активной молодежи выступают серьезным двигателем социального протеста. С другой, Йемен – это гордиев узел сложных межплеменных противоречий. Учитывая, что столкновения даже внутри одного племени не редкость, а концентрация огнестрельного оружия на душу населения высока как нигде, практически любой подобный протест может легко перейти в полномасштабные столкновения. Высокий конфликтный потенциал и наличие большого числа неподконтрольных правительству «серых зон» способствовали закреплению в Йемене Аль-Каиды на Аравийском Полуострове (АКАП). Одна из самых могущественных террористических организаций в регионе также играет значимую роль в разворачивающейся конфликтной головоломке.

Второй нарратив – региональный – видит Йемен как поле противостояния между ведомым шиитами Ираном и «самопровозглашенным лидером» суннитов – Саудовской Аравией. Рассматривать их противостояние на разных региональных площадках – от Сирии и Ливана до Байхерна и Йемена – в экспертной среде стало общим местом. В этой связи, успех хуситов видится как удар по интересам саудовцев (и, в известном смысле, американцев) и укрепление позиции Ирана. Будучи отторгнутыми западными правительствами на ранних этапах своей деятельности, хуситы стали искать выходы на крупных игроков за пределами региона. В феврале 2015 г. делегация повстанцев «Ансар Алла», как именуют себя хуситы, совместно с представителями партии «Всеобщий Народный Конгресс» бывшего президента страны Салеха посетили российскую столицу. По отдельным данным, они предложили российской стороне выгодные контракты на торговлю и разработку нефтеносных провинций, «которые скоро окажутся под их контролем».

REUTERS/Khaled Abdullah/Pixstream
Леонид Исаев:
Йемен – по следам Афганистана?

Российский интерес к предложениям йеменцев мог бы быть реализован минимум в двух плоскостях.

Во-первых, подобное сотрудничество могло бы укрепить позиции Москвы в стране, которая еще с советских времен рассматривается как стратегический форпост. Говорить о геополитической значимости Йемена нет необходимости – достаточно упомянуть, что страна находится на пути ключевых коммерческо-логистических маршрутов из Красного моря через Аденский залив в Аравийское море и Индийский океан.

Во-вторых, оно могло бы дать России определенный рычаг влияния на Саудовскую Аравию, отношения с которой на протяжении двух десятилетий, мягко говоря, прохладные не без должных на то оснований. В Москве прекрасно понимают, что саудиты серьезно обеспокоены ситуацией в собственном «ближнем зарубежье». Рассматривать потенциальные варианты для создания инструментов давления на «заклятых друзей» в текущей ситуации было бы для Москвы резонно, по крайней мере, таким виделся расчет хуситов и, возможно, стоящих за ними более влиятельных сил.

Однако в действительности Россия рассматривает кризис в Йемене как системный и долгосрочный. В этом отношении у Москвы нет иллюзий относительно реальных перспектив собственного присутствия в этой стране – экономического или политического.

Тем более осторожно относится Россия к любым попыткам оказаться втянутой в противостояние Ирана и Саудовской Аравии, не говоря уже о более масштабном выяснении отношений между суннитами и шиитами. Непосредственная «прибыль» в этой игре для Москвы не очевидна. Гораздо более значимыми выглядят потенциальные риски и возможность последующей реализации долгосрочных интересов России в ближневосточном регионе. Поэтому Москва не спешит признавать или активно сотрудничать с хуситами на официальном уровне. Однако, и отказываться от контактов с ними пока не торопится. В то время как Эр-Рияд больше заботят шиитские радикалы, России куда более серьезной представляется угроза ИГИЛ – по соображениям внутренней безопасности в виде проекции этой угрозы на Северный Кавказ и Поволжье. В ситуации, когда все заинтересованные страны активно ищут союзников в борьбе с ИГИЛ, хуситы, у которых свой «зуб» на суннитских исламистов, могут рассматриваться Москвой, по крайней мере, как «ситуативные партнеры» в борьбе с «Исламским государством».

Для любой внешней державы становиться полноценным участником конфликтного пазла в стране, где политический ландшафт переполнен огромным количеством игроков и минимальным количеством ресурсов, – шаг опрометчивый. В этой связи на фоне нарастающего хаоса и провокационных акций, наподобие бомбардировки и нападения на российское генеральное консульство, удерживаться в рамках «избирательного дистанционного вовлечения» при сохранении собственных позиций для Москвы будет непросто, но необходимо.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся