25 октября 2015 г. в Польше прошли парламентские выборы, которые увенчали горячий политический сезон весьма занятным результатом: партия «Право и справедливость» будет в состоянии создать правительство без коалиции, левые партии остались вне парламента, а систему изнутри будет раскачивать «антисистемный» – по его собственным заявлениям – Павел Кукиз, занявший третье место. «Гражданская платформа» финишировала второй.
Скорость перемен
Партийная система Республики Польша – любопытный случай для наблюдения и анализа, логику развития которой можно было описывать как преодоление ее посткоммунистического характера. Понимание этого процесса определялось замещением политического и идеологического противостояния между «пост-демократической оппозицией» – «посткоммунистами» новой конфигурацией партийного спектра, связанной, в том числе, с позициями партий по вопросам так называемого «нового выбора», не стоявшим ранее на политической повестке дня (толерантность, проблема беженцев, возвращение молодежи из эмиграции, расширение полномочий президента, система налогообложения); ликвидацией доминирования в левой части политического спектра партии – прямой наследницы коммунистической; в появлении новых релевантных игроков, претендующих на – и получающих – парламентские мандаты.
На прошедших полугодом ранее президентских выборах довольно неожиданно победил Анджей Дуда, малоизвестный бюрократ и евродепутат, выдвинутый партией «Право и справедливость». Еще недавно Бронислав Коморовский казался абсолютным фаворитом гонки, партия «Гражданская платформа» – единственной разумной силой, способной управлять государством, а партия Я. Качиньского – поникшей партией вчерашнего дня. Изменения на политической арене Польши происходят стремительно.
Парламентские выборы подтвердили, что необычайная динамика перемен – это, пожалуй, важнейшая характеристика современного политического пространства, все больше попадающего под влияние политических коммуникационных технологий. Возникающие из ниоткуда политические партии во главе с людьми, не имеющими опыта политической борьбы (как зарегистрированная лишь в сентябре 2015 г. партия «Современная Рышарда Петру»), в кратчайшие сроки становятся значимой политической силой, а традиционные партии, опиравшиеся на разветвленные региональные структуры и опыт функционеров, терпят поражения. Очевидно, что все чаще возникает ситуация, в которой одна удачная шутка способна вознести на политический Олимп, и вместе с тем безобидная некогда коммуникационная ошибка способна низвергнуть в пропасть даже самого осмотрительного политика.
Ничего нового нет в том, что удачно – в плане политического маркетинга – проведенная кампания гораздо важнее содержательного компонента конкуренции, но скорость, с которой предаются забвению недавние герои вечерних новостей и политики первой волны, впечатляет. К слову сказать, в новоизбранном Сейме не будут представлены левые партии: коалиция объединенных левых, которую направлял бывший премьер-министр Лешек Миллер, не смогла преодолеть избирательный порог, а значит, она фактически выпадает из релевантного политического процесса в серую зону тления. Более того, даже в верхней палате парламента кандидаты левых сил фактически отсутствуют: среди новоизбранных сенаторов всего четверо независимых, непартийных – и среди них бывший некогда одним из лидеров левого блока – экс-спикер парламента Марек Боровский.
Еще недавно жители больших городов (в польском случае это города с населением свыше 500 тысяч) голосовали за «Гражданскую платформу», опасаясь национально-консервативных установок своего главного оппонента «Права и справедливости», традиционно побеждавшей в небольших городах и деревнях. Во вчерашних выборах, согласно информации опросов, опубликованных «Газетой Выборчей», «Право и справедливость» победила во всех возрастных группах, во всех крупных городах и социальных слоях. Только в одном регионе – Поморском воеводстве – победила с незначительным перевесом «Гражданская платформа».
Причины поражения кроются не только в сложном внешнеполитическом вихре, заставившем польских избирателей внимательнее прислушиваться к национально-консервативным политикам с их охранительной риторикой. После фактического ухода Дональда Туска на престижный пост в структуре Европейского союза, его политическая наследница, действующий премьер-министр Эва Копач оказалась слишком мягкой и слабой как лидер «Гражданской платформы» в эпоху турбулентности. Часть влиятельных политиков, в том числе и Радослав Сикорский, потребовали перемен и в самой партии – уж слишком болезненным стали два поражения подряд: и в президентских, и в парламентских выборах.
Павел Кукиз, известный музыкант, внезапно превратившийся в политика, обещает журналистам, что нынешний парламент долго не протянет, а миссией третьей силы в нижней палате парламента станет демонтаж сложившегося политического мирка со всеми его негативными и неприемлемыми для пресловутого «обычного гражданина» проявлениями, которые нашли свое однозначное подтверждение в результате скандала с публикацией прослушек застольных разговоров политиков и бизнесменов в респектабельном варшавском ресторане: коррупция, непотизм, стяжательство и откровенное использование служебного положения.
Что интересно, единственным островком стабильности в вихре бурь осталась Польская народная (крестьянская) партия, с 1991 г. постоянно проходившая в Сейм. Скорее всего, именно эта партия и войдет в символическую коалицию с победителем – хотя партия Ярослава Качиньского и способна утвердить премьера голосами одних лишь своих депутатов.
Облик будущего
Каким же будет новый политический сезон? Что станет содержанием политического процесса, какую страну будут строить победители?
В 2005 г. после победы на президентских выборах Лех Качиньский, трагически погибший в авиакатастрофе под Смоленском, сказал, обращаясь к брату – лидеру партии: «Господин председатель, докладываю о выполнении задания!». В 2015 г. после сокрушительной победы на выборах в Сейм Ярослав Качиньский, выступая перед празднующими победу сотрудниками избирательного штаба «Права и справедливости», вспомнил своего брата и обратился к нему: «Господин Президент, докладываю о выполнении задания». Этот весьма трогательный момент очень показателен: общий контекст политики победителей станет продолжением реализации так называемого «политического наследия» Леха Качиньского с его бескомпромиссной борьбой за права поляков за рубежом, созданием пояса влияния на восточных границах страны и безоговорочным следованием трансатлантическим курсом.
В польской политической системе бикамерализма Сенат (верхняя палата парламента) – скорее клуб политических пенсионеров, в то время как нижняя палата парламента – Сейм – основная площадка, на которой происходят важнейшие политические события.
В соответствии с официально опубликованными данными Избирательной комиссии, на выборах в Сейм из 7858 кандидатов было избрано 460 депутатов, из которых одно место получено независимо от результата (в силу специфики избирательного законодательства) кандидатом «немецкого меньшинства».
Итоговый протокол распределения мест выглядит так: «Право и справедливость» получает абсолютное большинство в 235 мандатов, «Гражданская платформа» – 138, «Кукиз’15» – 42, «Современная Рышарда Петру» – 28, «Польская народная партия» – 16, «Немецкое меньшинство» – 1.
Явка составила 50,92%, что можно оценить как стабильный результат: после парламентских выборов 2005 г., на которых явка составила чуть больше 40%, все остальные выборы проходили при явке около 50%.
Кандидатом на пост премьер-министра от партии победителей станет Беата Шидло, которая неоднократно подчеркивала симпатию к стилю и содержанию политической деятельности Виктора Орбана. Венгерское издание «Vilaggazdasag» в материале о выборах пишет: «выиграли "друзья Орбана"». В скобках отметим, что неизбежная «орбанизация» польской политики станет дополнительной головной болью для Брюсселя: избирательная платформа «Права и справедливости» и риторика ее основных политиков весьма далеки от идеалов общих политик Европейского союза.
Партия «Право и справедливость», заявляющая о себе как о партии консервативной, декларирует принцип солидарности в вопросах экономики, принцип конфронтации по отношению к нетрадиционным для польского общества ценностям, принцип «очищения» государства во внутренней политике.
Важным элементом кампании стали предложения по реформе конституции, связанные с расширениями полномочий президента (окончательный поворот в сторону президентской республики с правом издания президентом указов, имеющих силу закона), с сокращением численности членов парламента, с корректировкой системы местного самоуправления.
Принципы социальной солидарности и государственной поддержки экономики выглядят популистскими, но программа партии от 2014 г., которая легла в основу избирательной платформы, остается неизменной точкой зрения политиков партии.
Ситуация для реализации политических постулатов «Права и справедливости» сложилась практически идеальная: большинство в нижней палате парламента, однозначный социальный мандат на изменения (явка составила более 50% избирателей), сторонник на посту президента страны.
Мы и они
Во внешней политике «Право и справедливость» остается на своих неизменных позициях политического реализма, предполагающего борьбу за сохранение национального суверенитета в весьма нестабильном мире. Безусловно, идея беспрекословного следования общей внешней политике Европейского союза, вызывает раздражение и у Ярослава Качиньского, и у его сторонников. Одной из наиболее серьезных претензий к эпохе правления «Гражданской платформы» со стороны победителей вчерашних выборов стало резкое сокращение возможностей влияния на непосредственных соседей, на отсутствие реального прогресса в формировании особых отношений внутри стран Вишеградской группы, на фактическое устранение Польши с арены мировой политики как заметного игрока со своими интересами, амбициями, проектами.
Практически полностью свернулось политическое сотрудничество с Беларусью, хотя торгово-экономические отношения – в том числе и из-за режима санкций – находятся на подъёме. Отсутствие параллельного (к официальному изоляционистскому со стороны Европейского союза) треку выстраивания отношений с важным соседом, на территории которого проживает довольно значимое польское национальное меньшинство – стало важным обвинением политиков «Гражданской платформы» в непрофессионализме со стороны внешнеполитического блока Ярослава Качиньского.
Цитата из программы партии: «Польша стала пассивным наблюдателем и комментатором геополитических процессов, а не их соучастником и сореализатором». Очевидно, что, имея партийный консенсус с президентом страны, новая польская внешняя политика станет более резкой и ярко выраженной, в том числе и во взаимоотношениях со своими могущественными соседями: Германией и Россией. – что абсолютно четко коррелирует с внешнеполитическим наследием Леха Качиньского, демонстративно поддерживавшим политическую конфронтацию некоторых постсоветских стран с Россией.
Сильная армия, современная оборонная промышленность и твердость исполнения союзнических обязательств лежат в основе системы национальной безопасности – эти тезисы остаются неизменными уже в нескольких электоральных циклах. Геополитический выбор в Польше давно сделан – и никакие персональные и партийные изменения не смогут резко изменить трансатлантический вектор развития страны. Но реализация национального интереса требует гибкости и пространства для кооперации: именно в рациональности и реалистичности подходов и находится основная точка возможного сотрудничества Польши и России. Именно в плоскости рационального лежит возобновление нормального многовекторного диалога, в том числе и в рамках Российско-польской группы по сложным вопросам. Именно в плоскости рационального лежит развитие культурных связей и создание условий для массовых молодежных обменов. Именно в плоскости рационального лежит взаимовыгодное сотрудничество с соседом.
Состоявшиеся 25 октября 2015 г. парламентские выборы не станут новой отправной точкой в развитии российско-польских отношений, но декларируемая рациональность в определении задачи и инструментов внешней политики Польши создадут запрос и на расширение торгово-экономического сотрудничества с Россией, и на сохранение режима местного приграничного передвижения между пограничными регионами Польши с Россией, и на развитие неполитических контактов, которые также остались в замороженном состоянии отнюдь не по инициативе российской стороны.