Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 2.5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Николай Мурашкин

PhD, исследователь-японист, научный сотрудник Института Азии Университета Гриффита (Австралия), специалист по международным отношениям в Восточной Азии

По выражению французского публициста Альфонса Карра, чем больше все меняется, тем больше все остается по-старому. Логику сохранения порядка вещей путем перемен как лейтмотив сближения между японо-американским альянсом и странами Юго-Восточной Азии можно усмотреть в недавно выпущенном докладе гавайского East-West Center «U.S.-Japan Relations and Southeast Asia. Meeting Regional Demands». Как следует из названия и раскрывается в докладе, авторы — Сату Лимэй и Цутому Кикути — призывают Вашингтон и Токио проявлять стратегическую инициативу в регионе, при этом отталкиваясь прежде всего от запросов самих стран Юго-Восточной Азии в формировании новых партнерств.

По выражению французского публициста Альфонса Карра, чем больше все меняется, тем больше все остается по-старому. Логику сохранения порядка вещей путем перемен как лейтмотив сближения между японо-американским альянсом и странами Юго-Восточной Азии можно усмотреть в недавно выпущенном докладе гавайского East-West Center «U.S.-Japan Relations and Southeast Asia. Meeting Regional Demands». Как следует из названия и раскрывается в докладе, авторы — Сату Лимэй и Цутому Кикути — призывают Вашингтон и Токио проявлять стратегическую инициативу в регионе, при этом отталкиваясь прежде всего от запросов самих стран Юго-Восточной Азии в формировании новых партнерств.

Контекст

Подписанный еще в 1960 г. оборонный договор между США и Японией — одна из «несущих конструкций» американского стратегического присутствия в Азии и, возможно, наиболее крепкая из существующих. К слову, заключен пакт был во время правления премьер-министра Нобусукэ Киси — деда Синдзо Абэ и важного ориентира для нынешнего главы японского правительства. До настоящего момента Юго-Восточная Азия не входила в сферу действия «разделения труда» между Вашингтоном и Токио, как отмечается в докладе. После окончания холодной войны основным периметром безопасности для Японии оставалась Северо-Восточная Азия (на районировании мы еще остановимся), возможными источниками угроз в которой считались прежде всего КНДР и КНР. Важность же Юго-Восточной Азии как для Японии, так и для США была в первую очередь экономической, хотя некоторые из крупных стран региона — Таиланд и Филиппины, отчасти Индонезия — имеют тесные оборонные связи напрямую с Пентагоном. Анализируемый доклад предлагает распространить диапазон японо-американского сотрудничества и на ЮВА.

До настоящего момента Юго-Восточная Азия не входила в сферу действия «разделения труда» между Вашингтоном и Токио, как отмечается в докладе.

Предпосылки для этого есть самые различные. Во-первых, в Южно-Китайском море нарастает нестабильность — как вокруг спорных территорий, так и из-за пиратства: на ЮВА в последние два десятилетия приходилось до 41% всех пиратских нападений в мире. Кроме того, военнослужащие США и японских Сил самообороны эффективно проявили себя во время ликвидации последствий аварии на АЭС Фукусима-1, и этот опыт в докладе предлагается распространить на частые стихийные бедствия в ЮВА. Во-вторых, принятые при С. Абэ законы о безопасности добавили Японии возможностей в области коллективной обороны, позволив шире сотрудничать с вооруженными силами других стран, прежде всего США, а также и ЮВА. В частности, С. Абэ добился смягчения Японией самоограничений на экспорт оборонного оборудования и техники. Бенефициарами этого нововведения в первую очередь станут страны АСЕАН: их оборонный потенциал в докладе предлагается активнее укреплять.

Наконец, речь идет об амбициях США по разветвлению сотрудничества в области безопасности все более многополярной Азии за счет разнообразных форматов с целью сохранения существующей архитектуры. Видение регионального порядка, впрочем, может не совпадать у северных и южных стран АТР: если США и Япония выступают за порядок, основанный на нормах и правилах (rules-based order), то эксперты ЮВА предостерегают своих американских и японских коллег от акцента на правилах и продвижении универсальных ценностей. Такая расстановка акцентов может пойти вразрез с «путем АСЕАН», поскольку Ассоциация объединяет страны с разными политическими системами и ставит во главу угла согласованность между участниками. Помимо практических моментов, доклад дает широкий простор и для концептуальных интерпретаций: от теории баланса сил до (ре)конструирования регионов.

Север и Юг Восточной Азии

Помимо очевидного обозначения субрегионов Азии, термины СВА и ЮВА имеют и особый историко-политический контекст, отчасти являясь наследием холодной войны. Японский международник Акихиро Ивасита указал на сконструированность концепции СВА вкупе с ЮВА как площадок для проекции американской внешней политики в стратегической борьбе против коммунистических государств или движений: СССР, КНР и КНДР — на севере, Вьетнама, Камбоджи и Лаоса — на юге. Однако если в случае ЮВА политическое и культурное разнообразие стран не помешало сформировать АСЕАН и позднее принять в ее ряды бывших противников времен холодной войны, то СВА до сих пор сохраняет серьезные противоречия даже между союзниками США — Японией и Кореей.

Эксперты ЮВА предостерегают своих американских и японских коллег от акцента на правилах и продвижении универсальных ценностей. Такая расстановка акцентов может пойти вразрез с «путем АСЕАН».

Подробно эти и другие проблемы СВА проанализированы, например, в монографии The Making of Northeast Asia (2010) под авторством Кента Калдера и Е Минь [1]. В частности, авторы отмечают «организационный дефицит» внутри СВА, препятствующий коллективному сотрудничеству, и заключают, что в истории региона критические моменты в области безопасности (например, тайваньские и корейские кризисы) имели более значительные институциональные последствия, чем финансовые кризисы.

Вместе с тем Калдер и Е Минь подчеркивают отличие восточноазиатского регионализма от европейского, заключающееся в преобладании неформальных и аполитичных сетей. Такой «мягкий институционализм» особенно четко выражен в АСЕАН, и не исключено, что отдача от сближения японо-американского союза с ЮВА простимулирует динамику регионализма в рамках всей Восточной Азии, в том числе на северо-востоке. С другой стороны, как отмечается в анализируемом докладе, Япония больше не единственная крупная страна СВА, активно действующая в ЮВА, а ее отношения с КНР и Южной Кореей имеют прямые последствия для стран АСЕАН. Таким образом, перспектива возможного «реконструирования» азиатских субрегионов во внешнеполитической повестке и связанном дискурсе оказывается связанной с балансом сил в Азии.

От конструктивизма к неореализму

Поскольку современные международные отношения в Восточной Азии характеризуются меняющимся соотношением сил в сторону Китая, то стандартной стала трактовка ответного поведения держав региона в терминах внешнего и внутреннего балансирования (balancing), присоединения к сильнейшему (bandwagoning), сформулированных неореалистом Кеннетом Уолцем, или их комбинаций — т.н. «хеджирования», или перестраховки.

Так, внутреннее балансирование, помимо стимулирования экономики, включает в себя укрепление собственного оборонного потенциала — эта тенденция особенно заметна в странах Азии, где военные расходы растут на фоне их сокращения в общемировом масштабе. Обратная сторона — и менее «гладкий» синоним — укрепления оборонного потенциала — гонка вооружений. С точки зрения экспортеров военной техники, включая российских, эта тенденция означает рост рынка сбыта. С точки зрения государств АТР, включая Россию, как стейкхолдеров, для которых на кону стоит собственное развитие в рамках региона, подстегивание и без того высокой конфликтогенности в Азии — это угроза.

Если в случае ЮВА политическое и культурное разнообразие стран не помешало сформировать АСЕАН и позднее принять в ее ряды бывших противников времен холодной войны, то СВА до сих пор сохраняет серьезные противоречия даже между союзниками США — Японией и Кореей.

Внешнее балансирование подразумевает укрепление внешних союзов, а присоединение к сильнейшему — альянс более слабых государств или с действующим гегемоном, или с основным претендентом на этот статус. В ЮВА прослеживаются оба типа поведения: сотрудничество в области безопасности постепенно укреплялось между самими странами региона, тогда как в выборе внешнего «покровителя» одни государства делали ставку скорее на КНР (Камбоджа, КНДР, Лаос, Мьянма), а другие — на США (Таиланд, Филиппины и др.).

В данном контексте Вашингтон оказывается перед несколькими дилеммами сразу. Во-первых, США придется исхитриться, чтобы предотвратить возможное присоединение большего числа стран региона к КНР как перспективному гегемону, при этом избежав принятия на себя роли «регионального полицейского» и не разозлив Пекин. В докладе East-West Center прямо отмечается озабоченность некоторых стран Юго-Восточной Азии возможной конфронтацией с КНР. Во-вторых, хотя инициатива по сближению с ЮВА со стороны США пока сравнительно сильнее, чем запрос «на местах», директивное продвижение сверху вряд ли устроит обе стороны, особенно учитывая, что государства региона настаивают на «асеаноцентричности» процесса. В этих обстоятельствах Токио по ряду причин может выступить региональным партнером и посредником, тем более что общественное восприятие как Японии, так и С. Абэ в ЮВА весьма положительное.

«Бриллианты безопасности» и геометрия партнерств

И С. Абэ, и президент США Барак Обама отметились частыми визитами в ЮВА за время своего правления. Американский «разворот в Азию», декларированный в 2009 г., таким образом срезонировал с «проактивным пацифизмом» С. Абэ, вернувшегося к власти в 2012 г. Изначально С. Абэ в качестве доктрины в Азии предложил концепцию «демократического алмаза безопасности», под которым подразумевалось укрепление связей по ромбовидному контуру Япония-Индия-Австралия-Гавайи (как штат США) для сохранения status quo. В частности, в этой концепции С. Абэ предостерегал, что Южно-Китайское море может стать «Пекинским озером», китайским эквивалентом Охотского моря как места базирования атомных подводных лодок. В японском дипломатическом обороте «алмаз безопасности» не устоялся, хотя отношения с Вашингтоном, Дели и Канберрой С. Абэ продолжил развивать, параллельно, однако, упрочив и диалог с Пекином.

В рассматриваемом докладе наряду с активизацией диалога по линии оборонных ведомств, в частности в формате ASEAN+2 и «на полях» ADMM Plus, предлагается развитие трех- и четырехсторонних партнерств, аналогичных вышеупомянутому «алмазу». В такие «многоугольники безопасности» предлагается вовлечь прежде всего Вьетнам и Филиппины — страны региона, особенно близкие к Японии. При этом резким контрастом будут выглядеть контакты между японскими и китайскими оборонными ведомствами, сведенные к нулю за последние пять лет.

Удачным партнером для США Япония выглядит и ввиду необходимости балансировать между прагматикой и идеологией с учетом разнообразия политических систем АСЕАН. С. Абэ не колеблется регулярно совмещать приверженность демократическим ценностям с прагматизмом, особенно когда речь заходит о японо-китайском соперничестве, масштабы которого иногда выходят за пределы Азии.

Дуэль Токио-Пекин и повышение «весовой категории» Японии

Эхо японо-китайского противоборства в отношении ЮВА докатывается до глобальных институтов, что особенно наглядно видно в 2016 г., поскольку Япония председательствует в «Группе семи», а Китай — в «Группе двадцати».

Эхо японо-китайского противоборства в отношении ЮВА докатывается до глобальных институтов, что особенно наглядно видно в 2016 г., поскольку Япония председательствует в «Группе семи», а Китай — в «Группе двадцати». Так, С. Абэ намерен поднять вопрос спорных территорий в Южно-Китайском море на встрече «Группы семи», чему Пекин активно противодействует. Таким образом, итоговая повестка саммитов в Исэсиме и Ханчжоу покажет, насколько мировое сообщество готово реагировать на японо-китайские трения.

На более локальном уровне свежим примером прагматизма С. Абэ может послужить визит президента Зимбабве Роберта Мугабе в Токио и готовность Японии выделить кредит в 600 млн иен (5,3 млн долларов) на инфраструктуру в этой стране. С одной стороны, сумма для Токио и дорожного финансирования некритичная, а приоритет инфраструктуры в экономическом развитии японскими экономистами подчеркивался всегда. С другой стороны, при всем значительном японском вкладе в содействие развитию Африки, отношения Японии, декларирующей приоритет демократических ценностей, с Зимбабве могли бы выглядеть иначе в отсутствие китайской экспансии на этом континенте и оппозицию Пекина японской кампании за статус постоянного члена СБ ООН.

Шансы остаться у власти как минимум до 2018 г. у С. Абэ даже в случае проведения блиц-выборов в нижнюю палату парламента в 2016 г.

Возвращаясь к ЮВА, отмечу, что авторы доклада считают стратегическое использование японской помощи развитию в ЮВА предпосылкой к усилению роли Японии в области региональной безопасности. Что интересно, прямая корреляция между военными расходами и финансовым содействием развитию в целом характерна для развитых стран, согласно Глобальному индексу миролюбия. Япония здесь не стала исключением, будучи одновременно одним из крупных мировых доноров и располагая 7-м в мире военным бюджетом (в абсолютных цифрах) при известном ограничении расходов на оборону на уровне 1% ВВП. В правление С. Абэ расходы на оборону росли на протяжении 4 лет, достигнув рекордного показателя в 44 млрд долларов в 2016 г.

Оборонная диалектика Японии

Важность прагматизма для японских политических элит можно проиллюстрировать цитатой бывшего посла Японии в Таиланде Хисахико Окадзаки, сторонника тесного союза с США и многолетнего советника как С. Абэ, так и его «правой руки» Сётаро Яти. В 1992 г. Х. Окадзаки подчеркнул значимость геополитических императивов, так ответив американскому журналисту на вопрос о принципах Японии во внешней политике: «Ваша страна была построена на принципах. Япония была построена на архипелаге» [2]. Хотя за прошедшие годы ситуация в регионе изменилась, можно наблюдать преемственность в стратегическом видении правоконсервативных политиков в Токио. При растущей — и поощряемой США — автономности Японии в вопросах безопасности, союз этих стран только окреп, а попытки его пересмотреть, например, при Юкио Хатояма, не увенчались успехом.

Более того, по мнению исследователя Гейдельбергского университета Джулио Пульезе, расширение оборонительного сотрудничества с США в 2015 г. привело и к увеличению рычагов влияния Вашингтона на Токио [3]. В обмен на включение спорных островов Сенкаку/Дяоюйдао в зону действия пакта и вытекающую поддержку со стороны США, но на несколько расплывчатых условиях, Япония решила «подставить плечо» США по Южно-Китайскому морю — возможно, даже перестаравшись с услугой за услугу, учитывая меньший выигрыш Токио по сравнению с Вашингтоном [4]. Впрочем, оценки здесь тоже разнятся: кандидат в президенты США Дональд Трамп, напротив, счел Японию и Южную Корею большими «выгодополучателями» от союза с США, чем сами Штаты, и посоветовал им обзавестись собственным ядерным арсеналом, параллельно пообещав вывести американские войска в случае дальнейшего «иждивенчества» восточноазиатских союзников.

Японскую общественность при этом значительно больше заботит ситуация в Восточно-Китайском море, где находятся Сенкаку, чем в Южно-Китайском. Соответственно, возникает вопрос, насколько нынешнее оборонительное сближение США и Японии, включая его распространение на проблемы Южно-Китайского моря и озабоченность подъемом Китая, переживет правление С. Абэ. Обстоятельства пока благоволят премьеру: рейтинги доверия кабмина колеблются на вполне приемлемом для Японии уровне в 47%, градус несогласия японской общественности с изменениями законодательства по безопасности постепенно снижается, а вопросы внутренней экономической политики традиционно превалируют над внешней. Шансы остаться у власти как минимум до 2018 г. у С. Абэ сохраняются даже в случае проведения блиц-выборов в нижнюю палату парламента в 2016 г. Таким образом, в среднесрочной перспективе можно ожидать продолжения существующих тенденций с оговоркой в отношении летних выборов в верхнюю палату японского парламента и, разумеется, президентских выборов в США.

России, как одному из государств Северо-Восточной Азии с амбициями по углублению интеграции с АТР, следует пристально следить за происходящими сдвигами в тектонике азиатской безопасности, в меру возможностей поддерживая динамическое равновесие в регионе. Неформальные связи в Восточной Азии имеют особое значение, поэтому важно активное присутствие в различных региональных форматах и оборонных диалогах, включая «полуторные» и «вторые дорожки» и независимо от лояльности площадок той или иной державе. Национальным интересам России отвечают соблюдение регионального баланса интересов и одновременное укрепление связей с различными «полюсами» многополярной Азии без присоединения к тому или иному лагерю. Примером перспективного функционального взаимодействия может стать арктическое сотрудничество России и стран СВА. Отдельно стоит отметить значение контроля над вооружениями в региональном масштабе, где многое будет зависеть и от военно-технического сотрудничества России и стран АСЕАН. Говоря простыми словами, в условиях «холодного мира» в Азии надлежит сохранять хладнокровие.

1. Kent Calder & Min Ye, The Making of Northeast Asia, Princeton: Princeton University Press, 2010.

2. Okazaki, Hisahiko, “Ajia chōtaiken e no shinsenryaku,” This is Yomiuri, August 1992, pp.42-90. Цитируется по источнику: Kenneth Pyle, Japan Rising: The Resurgence of Japanese Power and Purpose, New York: Public Affairs, 2007.

3. Pugliese, Giulio, “Japan 2015: Confronting East Asia’s Geopolitical Game of Go,” Asia Maior XXVI, edited by Michelguglielmo Torri and Nicola Mocci, forthcoming, 2016.

4. Там же.


Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 2.5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju