Япония на протяжении многих лет стремится к получению постоянного членства в Совете Безопасности ООН, мотивируя свои амбиции, помимо всего прочего, своими значительными взносами в бюджет организации.
Однако далеко не все члены СБ ООН поддерживают подобные инициативы Токио. Во-первых, из-за того, что финансовое участие Японии в Совете Безопасности значительно сократилось в последние годы. Во-вторых, наличие на японской территории военных баз и одного из крупнейших зарубежных воинских контингентов США объективно ставит под вопрос суверенитет этой страны. Наконец, скептическое отношение государств — членов СБ ООН объясняется и неустанным проявлением японским руководством рефлексии постимперского реваншизма, выраженного в предъявлении территориальных претензий к ближайшим соседям — России, Китаю и Южной Корее.
Говоря о позиции Японии на площадке ООН, необходимо в первую очередь отметить настойчивые попытки Токио получить место постоянного члена Совета Безопасности. Особую активность Япония проявила в мае 2005 г., когда совместно с партнерами по так называемой четверке — Бразилией, Индией и ФРГ — распространила проект резолюции
Генассамблеи ООН, в соответствии с которым предлагалось в том же году обеспечить расширение СБ ООН до 25-ти членов. Проектом предусматривалось создание шести дополнительных постоянных мест (по два для Азии, Африки и по одному для Латинской Америки, Западной Европы) и четырех дополнительных непостоянных мест. В документ было заложено положение о проведении обзора состава СБ ООН через 15 лет после принятия решения о расширении Совета. Решение должно считаться принятым в случае его поддержки двумя третями голосов членов ГА ООН. Следующим шагом стали бы выборы новых постоянных членов СБ прямым тайным голосованием, после этого произошло бы внесение поправок в Устав ООН, для чего потребовалась бы ратификация парламентами двух третей членов ООН, включая всех постоянных членов Совета Безопасности.
Великобритания и Франция выразили тогда готовность поддержать проект «четверки», очевидно, стремясь обезопасить свое «именное» членство в свете возможности учреждения единого постоянного места для Европейского союза.
США заявили, что проект «четверки» их не устраивает, и они будут голосовать «против». Впоследствии президент Дж. Буш-младший в выступлении на общеполитической дискуссии 62-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2007 г. отметил лишь Японию как «хорошо подготовленного» кандидата на получение постоянного членства в Совете Безопасности. Россия, по состоянию на 2005 г., выразила поддержку
индивидуальным кандидатурам Бразилии, Германии, Индии и Японии при условии, что будет принято решение о расширении Совета в категории постоянных членов.
Одним из основных аргументов Японии в пользу повышения собственного статуса в рамках ООН являлся значительный взнос в регулярный бюджет Организации — в 2005 г. его объем составил 19,468% (второе место после США, чей показатель неизменно равен 22%).
В то же время детальное рассмотрение статистики последних лет девальвирует упомянутые аргументы Токио. По сравнению с 2005 г. японское финансовое участие сократилось более чем в два раза — в 2019 г. оно составляет 8,564%. При этом Япония уступила почетное второе место в списке плательщиков Китаю (12,005%), выступающему резко против амбиций Токио на постоянное членство в СБ ООН.
Абстрагируясь, однако, от сухих статистических выкладок, вполне уместно задать вопрос о приемлемости претензий Японии на получение постоянной «прописки» в Совете Безопасности c учетом военно-политического статуса страны. Наличие на японской территории военных баз и одного из крупнейших зарубежных воинских контингентов США объективно ставит под вопрос суверенитет этой страны.
Явным раздражителем для России и Китая является активное задействование американцами территории Японии для размещения элементов своей глобальной системы противоракетной обороны (ПРО). Как отметил министр иностранных дел России С. Лавров, «американцы имеют право размещать свои вооруженные силы где угодно в Японии и уже размещают там свою систему противоракетной обороны, которая создает риски и для России, и для Китайской Народной Республики».
Начиная с 2006 г. США развернули в Японии две станции радиолокационного слежения (в городах Цугару и Кётанго), покрывающие значительные территории России и Китая и способные обнаруживать и отслеживать объекты размером с бейсбольный мяч на удалении около 4,7 тыс. км. Помимо того, Токио активно подключился к испытаниям системы противоракетной обороны «Aegis» морского базирования. В декабре 2017 г. правительство Японии утвердило решение о развертывании на острове Хонсю до конца 2023 г. двух комплексов «сухопутной» версии системы «Aegis Ashore».
Другим принципиальным проблемным моментом является неустанное проявление японским руководством рефлексии постимперского реваншизма, выраженного в предъявлении территориальных претензий к ближайшим соседям — России, Китаю и Южной Корее.
Непосредственно в ООН Япония солидарно с США голосует по всем резолюциям, направленным против России, и выступает против или воздерживается по проектам, которые предлагает Москва. Например, позиционируя себя в качестве апологета ядерного разоружения, Токио тем не менее проголосовал против внесенного Россией в декабре 2018 г. проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в поддержку Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Разумеется, все перечисленные факторы, а также отсутствие прогресса в заключении мирного договора между Россией и Японией и инсинуации японского руководства вокруг этой темы делают все более призрачными перспективы предоставления российской протекции для получения Токио постоянного места в Совете Безопасности ООН.