Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.07)
 (28 голосов)
Поделиться статьей
Лев Панин

Независимый аналитик

В прошлом году произошел стремительный рост конфронтации в отношениях между Россией и США, чему предшествовала деградация системы ограничения ядерных вооружений и верификации. К этому добавилось обострение напряжения в Тайваньском проливе и в более широком контексте — нарастающее китайско-американское противостояние во всех сферах (технологической, экономической, военной).

На этом фоне незаслуженно забытым оказалось ядерное противостояние в треугольнике Пакистан — Индия — Китай. Однако именно отношения в этом регионе имеют наибольший долгосрочный потенциал для дестабилизации. Ядерные силы сторон стремительно развиваются, создавая всё новые возможности для конфликта. Кроме того, Индия и Пакистан — это единственные ядерные державы, которые периодически обмениваются авиаударами по территории друг друга.

Говорить о возможности заключения соглашения о сокращении вооружений в регионе пока не приходится — Китай воспринимает себя в качестве равноправного партнёра России и США и не станет идти на сокращение своего потенциала ниже американского или российского уровня, а Индия вынуждена будет наращивать свой потенциал вслед за ним.

Ранее США, имеющие прочные партнёрские отношения как с Пакистаном, так и с Индией, предпринимали усилия для стабилизации индо-пакистанских отношений. Однако после ухода США из Афганистана, стремительного похолодания в отношениях с Пакистаном и всё большего включения Индии в американские антикитайские инициативы становится всё труднее говорить о Вашингтоне как о возможном медиаторе.

В этой ситуации можно использовать потенциал ШОС, в которой состоят все три «грани треугольника», и использовать его для разработки мер по снижении напряжения, в особенности на индо-пакистанской линии контроля. Конечно, нельзя рассчитывать на соглашение формата всеобъемлющих договоров о европейской безопасности, которые были характерны для недавнего прошлого. Тем не менее, в свете недавнего заявления премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа с призывом к Индии о проведении переговоров по широкому кругу вопросов безопасности, можно рассчитывать на некоторые положительные изменения. Стороны могли бы предпринять меры по повышению взаимного доверия и снижению вероятности инцидентов. Речь, например, может идти о регулярных консультациях на уровне военного руководства государств, инспекциях ядерных объектов сторон, определенных мер по отводу наступательных вооружений от линии соприкосновения в Кашмире. Все эти меры позволят сторонам убедиться в том, что ни одна из них не готовится к внезапному крупномасштабному нападению на другую. Это также позволит лучше локализовать инциденты вроде того, что произошел в 2019 г. Индийское председательство в ШОС и теплые отношения России с Индией, Китаем и Пакистаном ставят нашу страну в уникальную позицию как посредника в достижении компромисса. Если же такой компромисс достигнут не будет, то в регионе продолжится стремительная гонка вооружений с растущими рисками ядерной конфронтации.

В прошлом году произошел стремительный рост конфронтации в отношениях между Россией и США, чему предшествовала деградация системы ограничения ядерных вооружений и верификации. К этому добавилось обострение напряжения в Тайваньском проливе и в более широком контексте — нарастающее китайско-американское противостояние во всех сферах (технологической, экономической, военной).

На этом фоне незаслуженно забытым оказалось ядерное противостояние в треугольнике Пакистан — Индия — Китай. Однако именно отношения в этом регионе имеют наибольший долгосрочный потенциал для дестабилизации. Ядерные силы сторон стремительно развиваются, создавая всё новые возможности для конфликта. Кроме того, Индия и Пакистан — это единственные ядерные державы, которые периодически обмениваются авиаударами по территории друг друга. В данной статье будет рассмотрена текущая ядерная конфигурация в регионе и сделаны предложения о возможных шагах по стабилизации ситуации.

Сегодня в треугольнике Пакистан — Индия — Китай мы наблюдаем беспрецедентный рост ядерных возможностей. Китай — один из лидеров в разработке гиперзвукового оружия, Индия также тестирует и разрабатывает гиперзвуковые вооружения, а также наращивает флот подводных лодок, несущих баллистические ракеты. Пакистан, обладающий значительно меньшими ресурсами, планирует создать собственный ядерный подводный флот и значительно модернизировать свой ядерный потенциал в первую очередь за счёт приобретения передовых китайских технологий.

Китай как первое ребро треугольника

Триггером для роста ядерных возможностей треугольника послужило нарастающее противостояние Китая и США. В рамках стремления КНР достичь по крайней мере относительного паритета с Соединенными Штатами, китайское руководство в последнее десятилетие пошло на количественное и качественное совершенствование своих возможностей. В частности, КНР существенно расширяет свой ядерный арсенал за счёт строительства новых ракетных шахт для межконтинентальных баллистических ракет, совершенствует их точность и средства преодоления ПРО, стремясь нивелировать эффективность американских разработок в противоракетной обороне [1]. Существующие и перспективные ракеты средней дальности, в том числе гиперзвуковые, предназначены для поражения укрепленных баз США в Тихом океане и прорыва ПРО [2].

Очевидно, что второй ядерный оппонент КНР — Индия — не воспринимается как приоритетный противник для ядерных сил Китая. Обе страны давно и упорно декларируют доктрину неприменения ядерного оружия первыми [3], а пограничные конфликты Нью-Дели и Пекина, хотя всё чаще переходят в горячую фазу, носят локализированный характер. Силы сторон в высокогорных регионах примерно равны, снабжение больших наступательных группировок крайне затруднено, а любой исход каждого из пограничных конфликтов не угрожает существованию обоих государств [4]. Стороны также успешно проводят переговоры на уровне командующих корпусами с целью снижения вероятности пограничных конфликтов. Нельзя говорить о вероятности завоевании Тибета Индией или о перерезании Китаем Силигурского коридора, который связывает основную территорию Индии с восточными штатами.

Индийская позиция

Несмотря на отсутствие острой угрозы со стороны Китая, Индия вынуждена модернизировать свой ядерный арсенал, чтобы в случае взрывной эскалации иметь возможность нанести ответный удар по чувствительным целям в Китае. Это хорошо укладывается в индийскую доктрину минимального сдерживания — необходимость гарантировать возможность ответного ядерного удара по центрам населения противника [5].

Индия обеспечивает выполнение этого принципа в отношении Китая за счёт наращивания подводного флота — подводных лодок типа «Арихант» и баз для них в восточной части Индийского океана. Другое важное направление — совершенствование индийских баллистических ракет за счёт создания ракет с разделяющимися боеголовками, например, соответствующей версии ракеты Agni-V и Agni-VI. Кроме того, Индия совместно с Россией разрабатывает гиперзвуковые технологии — ракеты BrahMos 2 и гиперзвуковые беспилотные самолёты-демонстраторы. Одна из важных задач таких систем — прорыв стремительно улучшающейся ПРО Китая, которая, кстати, тоже создается при поддержке России, для гарантированного нанесения ответного удара [6].

Индия сохраняет и будет усиливать свои возможности по нанесению ответного ядерного удара, а Китай, даже в случае успеха маловероятного и противоречащего собственной доктрине превентивного удара, не получит большого преимущества. Тем не менее обладающая кратно меньшим военным бюджетом [7] Индия вынуждена соответствовать (по крайней мере отчасти) по своим возможностям Китаю, который стремится конкурировать с главной военной силой мира — США.

Третий догоняющий

С третьей стороной треугольника — Пакистаном — складывается более сложная ситуация. С самого момента получения независимости от Великобритании отношения Индии и Пакистана оставались крайне непростыми. До сих пор остается взрывоопасной ситуация вокруг Кашмира. Кроме того, Пакистан воспринимает Индию как угрозу для своего существования. Это связано с тем, что Индия, во-первых, контролирует истоки Инда, который играет определяющее значение для экономики и водной безопасности Пакистана. Во-вторых, Индия обладает гораздо большим населением, экономикой и армией, а между государствами есть участки границы, которые вполне подходят для наступлений. И, в отличие от гипотетической войны с Китаем, Индия имеет возможность в случае начала полномасштабной войны угрожать наиболее густонаселённой и экономически важной части Пакистана, которая находится прямо на границе с Индией.

Исходя из этих реалий, военно-политическое руководство Пакистана сформулировало принципиально иную ядерную доктрину, делающую упор на первое применение в случае, если крупномасштабные конвенциональные боевые действия с Индией будут складываться не в его пользу. При этом важно отметить, что ядерное оружие не сыграло стабилизирующей роли в отношениях между государствами. Наиболее кровопролитная Каргильская война произошла в конце 1990-х гг., сразу после ядерных испытаний Пакистана и Индии, как и ряд громких террористических актов, в поддержке которых Нью-Дели обвиняет Исламабад. С точки зрения некоторых экспертов, Пакистан использует свой ядерный арсенал для собственной защиты от индийского возмездия за поддержку террористических актов. Индия в свою очередь делает шаги, которые могут провоцировать эскалацию конфликта, например — указ о реорганизации штата Джамму и Кашмир, который подразумевал прекращение действия особого статуса этой территории под контролем Индии.

В этой ситуации нарастают конфликты как между индийскими силами и поддерживаемыми Пакистаном группировками в Кашмире, так и между вооруженными силами двух стран. Наиболее выразительный пример — ряд пограничных стычек в 2019 г. После теракта, совершенного представителем пакистанской исламисткой группировки против сотрудников индийской службы безопасности, который унес жизни 40 человек, индийские ВВС нанесли авиаудар по предполагаемой базе группировки в Пакистане. На следующий день пакистанские ВВС нанесли ответный удар по территории под контролем Индии. В ходе воздушного боя был также сбит индийский истребитель. После того, как обе стороны объявили о своей победе, конфликт удалось нивелировать.

Развитие индийского ядерного арсенала также вызывает тревогу у пакистанского руководства. В условиях практически полного отсутствия взаимных мер контроля над ядерными вооружениями, за исключением ежегодного обмена координатами ядерных объектов и обещания не атаковать такие объекты, стремительное развитие индийского ядерного вооружения, особенно в сфере повышения мощности и точности боеголовок, а также гиперзвукового оружия может восприниматься руководством Пакистана которое не склонно доверять индийскому руководству, как инструменты, позволяющие Индии нанести превентивный удар. Более точные и мощные боеголовки в сочетании со сложными для перехвата гиперзвуковыми ракетами могут позволить нанести упреждающий удар по объектам ядерных сил Пакистана. Некоторые индийские аналитики также полагают, что Нью-Дели может отойти от политики неприменения первыми в случае получения информации о готовящемся ядерном ударе со стороны Исламабада [8].

Южноазиатская дилемма безопасности

На данный момент Индия не обладает возможностями для нейтрализации ядерного оружия Пакистана, поскольку сочетание количества, мощности и точности индийского ядерного оружия не позволяет поразить пакистанские мобильные пусковые установки и заглубленные хранилища ядерных боеприпасов. При этом из-за противостояния с Китаем Индия вынуждена стремительно модифицировать свои вооруженные силы в направлениях, которые в среднесрочной перспективе могут сделать такой удар выполнимым. По словам экспертов, пакистанское руководство наращивает количество тактических ядерных вооружений для их применения против индийской армии в случае создания угрозы прорыва на широком фронте и разрабатывает первую полноценную межконтинентальную баллистическую ракету. Также в индийской медиасфере часто встречаются заявления о том, что Китай может продать Пакистану гиперзвуковой ракетный комплекс df-17, предположительно, для преодоления индийской противоракетной обороны, которая существенно усилилась после приобретения российского комплекса С-400.

Можно сделать вывод о том, что мы имеем дело с классическим проявлением дилеммы безопасности — ситуации, когда повышение безопасности одной страны ведёт к тому, что другая страна чувствует угрозу. Действия Китая, который хочет чувствовать себя безопаснее по отношению к США, тревожат Индию. Действия Нью-Дели по повышению собственной безопасности беспокоят Исламабад. А действия Пакистана по повышению собственной безопасности пугают Индию и т. д. Этот своеобразный гордиев узел дилеммы безопасности не имеет аналогов в мире как по структуре, так и с точки зрения рисков эскалации конфликта.

Ядерное измерение конфликта России с Западом имеет более чем семидесятилетнюю историю, есть опыт выработки соглашений, сохраняются остатки архитектуры безопасности (в первую очередь СНВ-3), которая была создана после холодной войны. И что самое главное — в ядерном измерении мы видим противостояние двух сторон — НАТО, члены которого в ядерной доктрине почти беспрекословно следуют за США, с одной стороны, и Россией — с другой. В треугольнике Индия — Пакистан — Китай мы имеем дело с тремя независимыми региональными акторами, которые инициируют новые волны перевооружения в регионе не без внимания внешних сил.

Выводы

Гонка вооружений в регионе становится всё более дорогостоящей и опасной для Индии, которая тратит около 10% бюджета на вооруженные силы, и Пакистана, тратящего около 17%, при том, что эти государства обладают множеством нерешенных экономических проблем. Периоды острого противостояния имеют потенциал для эскалации, а в условиях отсутствия каких бы то ни было формальных договоров по повышению прозрачности лидеры государств могут неправильно оценивать ситуацию и пойти на необоснованный риск. Говорить о возможности заключения соглашения о сокращении вооружений в регионе пока не приходится — Китай воспринимает себя в качестве равноправного партнёра России и США и не станет идти на сокращение своего потенциала ниже американского или российского уровня, а Индия вынуждена будет наращивать свой потенциал вслед за ним.

Ранее США, имеющие прочные партнёрские отношения как с Пакистаном, так и с Индией, предпринимали усилия для стабилизации индо-пакистанских отношений. Однако после ухода США из Афганистана, стремительного похолодания в отношениях с Пакистаном и всё большего включения Индии в американские антикитайские инициативы становится всё труднее говорить о Вашингтоне как о возможном медиаторе.

В этой ситуации можно использовать потенциал ШОС, в которой состоят все три «грани треугольника», и использовать его для разработки мер по снижении напряжения, в особенности на индо-пакистанской линии контроля. Конечно, нельзя рассчитывать на соглашение формата всеобъемлющих договоров о европейской безопасности, которые были характерны для недавнего прошлого. Тем не менее в свете недавнего заявления премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа с призывом к Индии о проведении переговоров по широкому кругу вопросов безопасности, можно рассчитывать на некоторые положительные изменения. Стороны могли бы предпринять меры по повышению взаимного доверия и снижению вероятности инцидентов. Речь, например, может идти о регулярных консультациях на уровне военного руководства государств, инспекциях ядерных объектов сторон, определенных мер по отводу наступательных вооружений от линии соприкосновения в Кашмире. Все эти меры позволят сторонам убедиться в том, что ни одна из них не готовится к внезапному крупномасштабному нападению на другую. Это также позволит лучше локализовать инциденты вроде того, что произошел в 2019 г. Индийское председательство в ШОС и теплые отношения России с Индией, Китаем и Пакистаном ставят нашу страну в уникальную позицию как посредника в достижении компромисса. Если же такой компромисс достигнут не будет, то в регионе продолжится стремительная гонка вооружений с растущими рисками ядерной конфронтации.

1. Tellis A.J., Striking Asymmetries: Nuclear transitions in southern Asia. Washigton, DC. 2022. P. 25

2. Ibid. p. 29

3. Ibid. p. 27

4. Ibid. pp. 211-212

5. Tellis A.J., op. cit. pp. 74-76

6. Tellis A.J., op. cit. pp 85

7. https://www.reuters.com/world/india/india-raises-defence-budget-726-bln-amid-tensions-with-china-2023-02-01/

8. Tellis A.J., op. cit. pp 237-238.


Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.07)
 (28 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся