Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Игорь Моргулов

Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Китайской Народной Республике, член РСМД

Сессия «Россия и Китай в трансформирующемся миропорядке»

Уважаемые участники Девятой международной конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху»,

Искренне рад в очередной раз принять участие в ежегодной российско-китайской Конференции — значимом с точки зрения укрепления двустороннего взаимопонимания экспертном мероприятии.

Наш форум, а я участвую в нем с момента создания, за последние годы стал действительно востребованной дискуссионной площадкой по самым различным вопросам как двусторонних отношений, так и международной повестки дня. Вот и тема этой панельной сессии — Россия и Китай в трансформирующемся миропорядке, надеюсь, позволит широко взглянуть на происходящие в мире перемены, проанализировать роль в них наших двух стран, а также возможности взаимодействия в новых условиях.

Думаю, не нужно никого убеждать, что международные отношения переживают сегодня по-настоящему эпохальные, тектонические сдвиги. Буквально на наших глазах зарождается новое, уверен, более справедливое многополярное мироустройство. Приметой времени становится стремление все большего числа государств Глобального Юга и Востока укреплять свой суверенитет во всех областях, реализовывать прагматичный, самостоятельный, национально-ориентированный курс в мировых делах. Геополитический расклад сил продолжает меняться не в пользу «исторического» или, как его принято называть у нас, «коллективного» Запада.

Данные магистральные тенденции оказывают влияние и на процессы, которые разворачиваются на нашем общем с Китаем континенте — Евразии. Здесь продолжают укреплять свои позиции новые мировые центры, демонстрирующие волю для поиска таких решений в сфере политики, безопасности, экономики, которые опирались бы на выверенный баланс интересов всех игроков.

Однако усилия стран Мирового большинства, включая Россию, по продвижению созидательной, устремленной в будущее межгосударственной повестки дня в Евразии, да собственно и в других регионах планеты наталкиваются на ожесточенное сопротивление западного меньшинства.

Очевидно, что текущая агрессия Запада против России, происходящая на Украине, — лишь часть «крестового похода» США и их сателлитов против любого члена международного сообщества, проявляющего самостоятельность и ставящего во главу угла собственные национальные интересы. Другими словами, Россию хотят наказать, чтобы было неповадно другим, в случае, если они вознамерятся возвысить свой голос.

Параллельно фиксируется стремление Вашингтона со своими союзниками создать долговременный очаг напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который уже открыто декларируется зоной ответственности НАТО. Целенаправленно нагнетается ситуация вокруг Тайваня, в Южно-Китайском море. В любой момент они могут быть задействованы для провокаций в отношении Китая по украинскому сценарию. Сколачиваются различные узкие форматы для военных приготовлений вроде AUKUS, по сути предвестники азиатского НАТО, продвигаются различные «индо-тихоокеанские стратегии», за «цветной оберткой» которых скрывается намерение сдержать в регионе КНР, изолировать Россию и в конечном счете развалить сложившуюся после окончания «холодной войны» вокруг АСЕАН региональную архитектуру, опирающуюся на равноправие и принцип консенсуса.

С учетом деструктивной линии Запада на подрыв устойчивого развития Евразии, его неготовности к честной конкуренции и совместной работе,
в своем Послании Федеральному Собранию Президент В.В.Путин обозначил задачу формирования новой общеконтинентальной архитектуры равной и неделимой безопасности, максимально открытой для самого широкого круга стран, готовых к равноправному и конструктивному взаимодействию.

В полной мере осознаем сложность поставленной задачи, однако ясно представляем ее результат — объединение евразийского пространства в целях противодействия общим вызовам во имя обеспечения мира и процветания всех его народов.

В этом контексте логичным представляется опереться на потенциал существующих международных структур, функционирующих на нашем континенте на принципах равенства, открытости, продвигающих конструктивную, инклюзивную повестку во имя целей безопасности и развития. В их числе — Евразэс, СНГ, ШОС, АСЕАН, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Лига арабских государств, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, Ассоциация сотрудничества стран Индийского океана. Перспективны и другие интеграционные механизмы на континенте, в том числе в Центральной Азии и на Южном Кавказе. При этом работе над евразийской безопасностью должна оставаться открытой для всех без исключения государств и структур, расположенных на нашем континенте, включая те из них, кто сегодня по тем или иным причинам не готов к вовлечению в данные усилия.

Логично предположить, что именно Россия и Китай — как крупнейшие государства Евразии, отношения между которыми сегодня без преувеличения стали образцом того, как страны-соседи должны выстраивать свой диалог в ХХI веке, могли бы стать инициаторами серьезного разговора всех конструктивных сил о контурах будущей системы евразийской безопасности.

Как представляется, российское видение органично стыкуется с выдвинутой Председателем Си Цзиньпином в 2022 г. инициативой в области глобальной безопасности, также основанной на логике ее неделимости. Кстати, хорошо известно, что данный принцип был зафиксирован ОБСЕ еще в 1999 г. в Стамбуле и в Астане в 2010 г. Тогда неделимость безопасности провозгласили в качестве всеобщего политического обязательства, но, к сожалению, только провозгласили, на деле не придерживаясь его, что, как видим, привело к печальным последствиям для европейской безопасности.

Мне могут возразить, что инициатива Председателя Си носит глобальный характер, а Вы говорите только об одном континенте. Это так, но к сложным темам бывает проще подступаться, двигаясь от простого к сложному, от частного к общему, да и евразийский континент по своим масштабам и количеству потенциально «горячих точек» в разных своих концах вряд ли уступает какой-либо другой части света.

Полагаю, что Москва и Пекин могли бы начать диалог по данному вопросу еще и потому, что азиатская составляющая евразийского континента, охватывающая территорию развития Евразэс, СНГ и ШОС, сопряжённая с китайским проектом «Один пояс, один путь», имеет множество перспективных и взаимовыгодных сфер приложения поистине неисчерпаемых природных, человеческих и технологических ресурсов нашего обширного континента.

Понимаю, что работа над архитектурой евразийской безопасности предстоит титаническая. Понимаю, что это вопрос не одного года и не двух, что это — скорее процесс, чем организация каких-либо разовых встреч и переговоров. Но также понимаю, что откладывать практическое начало этой работы, этого разговора нельзя — это лишь будет создавать дополнительные риски для всех нас. Безопасность не терпит пустоты, если мы не хотим повторения допущенных в Европе ошибок, если хотим, чтобы в Евразии не появлялись новые разделительные линии, новые очаги напряженности и конфликтов, этот процесс обязательно необходимо начать, причем чем быстрее, тем лучше для судеб нашего континента, а соответственно, и всего мира.

Благодарю за внимание.

Источник: Посольство России в Китае.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся