14 июня 2015 года в Молдове состоялись выборы в местные органы власти. По результатам выборов партии проевропейской ориентации одержали победу над сторонниками сближения с Россией. Однако при нынешней политико-социальной динамике, несмотря на прозападную ориентацию действующего руководства страны, двусторонние отношения Москвы и Кишинева обладают серьезным потенциалом.
14 июня 2015 года в Молдове состоялись выборы в местные органы власти. По результатам выборов партии проевропейской ориентации одержали победу над сторонниками сближения с Россией. Политические силы, выступающие за интеграцию с Европой, обеспечили себе поддержку 51% избирателей. Им принадлежит большинство в 25 муниципальных образованиях, в то время как пророссийские партии, набравшие 36% голосов, контролируют остальные семь муниципальных округов. К финишу предвыборной гонки на пост мэра Кишинева конкуренты прибыли с минимальным разрывом и в настоящий момент готовятся ко второму туру. В городах Бельцы и Орхей победили пророссийски настроенные политики.
Очевидное отсутствие согласия в вопросе о геополитическом курсе страны естественным образом сказалось на результатах как недавних выборов в местные органы власти, так и прошлогодних парламентских выборов. И хотя тогда три проевропейские партии в общей сложности набрали больше голосов, чем пророссийские политические силы, им не удалось образовать трехстороннюю коалицию и пришлось ограничиться формированием правительства меньшинства. В действительности проевропейски ориентированный блок прошел через целый ряд сменяющих друг друга политико-институциональных кризисов. К примеру, правительство, которое после нескольких месяцев политической неразберихи было наконец сформировано в феврале, буквально накануне выборов в местные органы власти было вынуждено уйти в отставку в связи с обвинениями в адрес премьер-министра Кирилла Габурича в том, что он подделал собственные документы об образовании.
Политический хаос — во многом результат отсутствия единства и стабильности в настроениях общества. Согласно итогам недавнего социологического опроса, проведенного Институтом публичной политики (молдавский центр изучения общественного мнения), 50% респондентов поддерживают вступление Молдавии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и лишь около 32% выступают за присоединение к Европейскому союзу. Для сравнения в 2007 году та же организация при опросе общественного мнения получила совсем другие результаты: 78% респондентов заявили, что проголосовали бы за вступление в Европейский союз (в этом году такого мнения придерживались лишь 40%). Кроме того, социологические опросы показывают, что граждане Молдовы более всего озабочены растущей бедностью населения, вопросами экономического развития и уровнем жизни.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что при нынешней политико-социальной динамике, несмотря на прозападную ориентацию действующего руководства страны, двусторонние отношения Москвы и Кишинева обладают серьезным потенциалом. Во-первых, пророссийские партии пользуются в Молдове значительной поддержкой. Скажем, Социалистическая партия, выступавшая в предвыборной компании под девизом «Вместе с Россией», по итогам всеобщих выборов 2014 года заняла первое место. Во-вторых, Россия — второй после ЕС торговый партнер Молдовы, на ее долю приходится 28% национального экспорта и 8% импортируемых в Молдову потребительских товаров. Кроме того, именно из России поступает почти 70% денежных переводов, и она является практически единственным поставщиком энергоносителей для Молдовы.
Таким образом, экономики двух бывших республик Советского Союза по-прежнему связаны неразрывными узами. Эту экономическую взаимозависимость следует всячески культивировать — как в целях обеспечения долгосрочной стратегической безопасности России, так и в интересах российской экономики. После подписания Молдовой Договора об ассоциации с ЕС (июль 2014 года) Москва ужесточила иммиграционную политику и наложила эмбарго на импорт молдавских вин, мяса и овощей. Эти меры можно объяснить защитой от угрозы проникновения европейских товаров на российский рынок в связи с заключением договора о беспошлинной торговле между Молдовой и ЕС; кроме того, они были в значительной степени обусловлены политикой Евросоюза, склонного ставить страны перед выбором: либо работающие экономические связи с Россией, либо заманчивая перспектива партнерства с Европой. Согласно оценкам молдавского НПО Expert-Grup, последовательная реализация курса на ограничение иммиграции может привести к 10-процентному снижению ВВП Молдовы. И хотя все эти меры штрафного характера действительно заставили Кишинев призадуматься и взвесить потенциальные последствия отказа от ориентации на Москву, репрессивные действия такого рода всегда бывают контрпродуктивны. Их последствия могут не только повлиять на объем российского экспорта в Молдову, но и в конечном итоге привести к выходу Кишинева из зоны свободной торговли СНГ. За последнее время молдавская сторона несколько раз выражала готовность к обсуждению перспектив отмены эмбарго, и Россия поступила бы дальновидно, если бы воспользовалась такой возможностью.
Поскольку внутриполитический расклад сил Молдовы в значительной степени определяется геополитической ориентацией партий, Москве следовало бы расширять политические связи с пророссийскими силами в целях повышения их шансов на национальных выборах. Ведь пророссийские Социалистическая и Коммунистическая партии опираются в основном на значительный русскоговорящий сегмент населения Молдовы. Поддержав их программы, направленные на возобновление и расширение сотрудничества с Россией, Москва могла бы значительно повысить их популярность среди сторонников вступления Молдовы в ЕАЭС. И хотя взаимосвязь между этими двумя элементами еще не доказана, не следует забывать, что неожиданная победа Социалистической партии на последних всеобщих выборах случилась после масштабной кампании в поддержку России, организованной партией в сентябре-ноябре 2014 года.
Июньские выборы в местные органы власти продемонстрировали исключительно широкий спектр возможностей, которые Россия может и должна использовать. Если Москва хочет защитить свои стратегические интересы в Молдове, ей следует уделить особое внимание расширению политико-экономических связей с Кишиневом.