2 июня 2024 г. в Мексике пройдут крупнейшие в ее истории всеобщие выборы в один тур. Граждане страны будут выбирать президента, 128 представителей в Сенат, 500 депутатов в Палату депутатов, девять губернаторов и госслужащих на тысячи местных должностей.
Выборы 2024 г. имеют принципиальное значение для будущего страны не только потому, что с высокой (почти со 100% вероятностью) президентом Мексики впервые станет женщина, но и потому, что уходящий президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор за шесть лет работы сделал все, чтобы изменить политический режим, и страна, похоже, семимильными шагами накануне следующей президентской шестилетки движется к режиму авторитарного президентства партии-гегемона. Сегодняшняя ситуация очень похожая на ту, которая наблюдалась до начала 2000-х гг. в случае с Институционно-революционной партией (PRI), бывшей у власти почти 70 лет. Сейчас в роли гегемона выступает правящая левоцентристская партия Национального возрождения (MORENA).
В большинстве последних опросов К. Шейнбаум лидирует с отрывом в 20 п.п. и более. И хотя всегда есть вероятность, что избиратели передумают, да и в современной политике никогда не известно, что может произойти в момент голосования (неожиданные результаты последних президентских выборов в Бразилии и Аргентине тому пример), эксперты склонны считать, что Клаудия Шейнбаум станет следующим президентом Мексики. Даже старт ее президентской кампании 1 марта был символичен: она провела многолюдный митинг на главной площади Мехико — Сокало — так, как будто она уже глава государства, а грядущие выборы 2 июня — не более, чем формальность.
История стран Латинской Америки последних двух десятилетий насчитывает достаточно примеров того, что может произойти, если популярный глава государства передает власть своему преемнику, имеющему, казалось бы, те же политические взгляды, что у уходящего президента. Учитывая все существующие факторы, предстоящие выборы в Мексике, да и вся следующая шестилетка могут стать отличной головоломкой с не вполне, а точнее с вполне непредсказуемым результатом.
2 июня 2024 г. в Мексике пройдут крупнейшие в ее истории всеобщие выборы в один тур. Граждане страны будут выбирать президента, 128 представителей в Сенат, 500 депутатов в Палату депутатов, девять губернаторов и госслужащих на тысячи местных должностей.
Выборы 2024 г. имеют принципиальное значение для будущего страны не только потому, что с высокой (почти со 100% вероятностью) президентом Мексики впервые станет женщина, но и потому, что уходящий президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор за шесть лет работы сделал все, чтобы изменить политический режим, и страна, похоже, семимильными шагами накануне следующей президентской шестилетки движется к режиму авторитарного президентства партии-гегемона. Сегодняшняя ситуация очень похожая на ту, которая наблюдалась до начала 2000-х гг. в случае с Институционно-революционной партией (PRI), бывшей у власти почти 70 лет. Сейчас в роли гегемона выступает правящая левоцентристская партия Национального возрождения (MORENA). Чтобы понимать, почему так получилось, почему окрепла MORENA и как это может повлиять на исход выборов в 2024 г., стоит вернуться на шесть лет назад.
Выборы 2018 г. в Мексике стали логичной составляющей модели политических изменений, распространенной в Латинской Америке второй половины 2010-х гг., когда оппозиционные силы одерживали победу на большинстве президентских выборов в регионе. И Мексика не стала исключением.
Недовольство избирателей правительством президента Энрике Пеньи Ньето (2012–2018), а также его крайняя непопулярность на протяжении практически всего его президентского срока, открыли путь к победе оппозиционного кандидата. Андрес Мануэль Лопес Обрадор (АМЛО) одержал убедительную победу: более 50% голосов избирателей и отрыв от второго кандидата на 15 п.п. Причем он получил поддержку по всей стране, что необычно для мексиканского президента —более привычно, когда одни штаты предпочитают левоцентристскую Партию демократической революции (PRD), другие — отдают предпочтение правой Партии Национального действия (PAN), а третьи — поддерживают прогрессистскую MORENA. Впрочем, ситуацию 2018 г. можно объяснить ослаблением традиционных политических партий — PRI, PAN и PRD — в регионах. Так что на этом фоне представители MORENA, которую, отколовшись от PRD, основал нынешний президент Мексики, за короткий период получили значительное количество губернаторских постов. Правящей партии за шесть лет удалось не растерять своих позиций, а наоборот — нарастить свой политический капитал, в чем уходящий президент сыграл не последнюю роль, хоть его правление и оценивается неоднозначно.
Безусловно, можно в целом положительно оценить ряд социальных программ, которые поспособствовали росту минимальной заработной платы, а также снижению числа мексиканцев, живущих в бедности. С большими оговорками можно поприветствовать реализацию важных инфраструктурных проектов (таких как «Поезд Майя» или «Межокеанический коридор»), которые были призваны придать импульс развития мексиканскому югу. Однако при этом не стоит забывать и о весьма посредственных темпах экономического роста, притеснении прессы (вплоть до обнародования самим президентом в ходе пресс-конференции личных данных журналистов, которые делали расследования о нем), конфликтах с коренным населением, беспрецедентной волне насилия, усилении роли вооруженных сил (они контролируют строительство ключевых инфраструктурных проектов во время мандата АМЛО) и авторитарных тенденциях. Последние выражаются в попытке мексиканского президента продвигать реформы, которые покончат с автономией судебной власти и фактически ликвидируют независимость ключевых для мексиканской демократии институтов — прежде всего, Национального избирательного института (INE), который организует выборы и следит за правильностью соблюдения процедур.
При этом у АМЛО, что опять же не совсем обычно для уходящего президента, рейтинг одобрения остается на удивление высоким — от 55% до 60%. Он не снижался даже во время таких серьезных кризисов, как пандемия COVID-19. Критика оппозиции и наличие ряда проблем в стране практически не повлияли на имидж ее лидера.
А еще следует отдать должное эффективной пропагандистской деятельности правительства, которая внесла значительный вклад в поддержание популярности президента и укрепление его имиджа.
Социальные программы и «правильный пиар» — это ключевые моменты, на наш взгляд, объясняющие значительное преимущество (по результатам опросов) кандидата в президенты от правящей коалиции Клаудии Шейнбаум. Впрочем, это отнюдь не значит, что ее рейтинг за этот неполный месяц останется неизменным, поскольку другие кандидаты в президенты придерживаются своих стратегий, способных изменить предвыборный расклад.
А потому настало время поближе познакомиться с участниками президентской гонки.
Альварес Маинес: кандидат «на вырост»
Альварес Майнес идет на выборы от левоцентристской партии «Гражданское движение». Он вот уже второй срок работает в нижней палате парламента Мексики и координирует работу партии, от которой сам выдвигается, в Конгрессе. Он вступил в гонку в январе 2024 г. весьма неожиданно для себя: сперва он был руководителем кампании изначального кандидата от партии — губернатора штата Нуэво-Леон Самуэля Гарсии, который остановил кампанию в декабре, когда выяснилось, что он все-таки не сможет оставить губернаторство в Нуэво-Леоне.
И теперь положение А. Майнеса не выглядит очень-то выигрышным. Во-первых, сама партия «Гражданское движение», по политическим меркам, молодая. Во-вторых, она не вступила ни в какие коалиции с другими партиями для получения дополнительных голосов избирателей, считая это предательством своих принципов. Это обстоятельство значительно снижает ее потенциал. А в-третьих, из-за срочного переформатирования президентской кампании на пиар и повышение узнаваемости кандидата просто не осталось времени, так что А. Майнеса избиратели практически не знают.
При таки исходных данных вероятность победы кандидата от «Гражданского движения» стремится к нулю. Однако не все так плохо. Прежде всего, А. Майнес — это кандидат на будущее; у него есть возможность побороться за президентское кресло через шесть лет, а пока победой для «Гражданского движения» будет рост узнаваемости на национальном уровне и шанс увеличить число своих представителей в Конгрессе. И, разумеется, за эти годы партия сможет нарастить политический капитал. Ядро избирателей «Гражданского движения» — это молодые люди, находящиеся в поисках альтернативы; их не привлекают ни традиционные слабые партии, ни правящая MORENA, которые критикует А. Майнес, говоря, что все они «застряли в прошлом», в то время как он сам и его способ ведения политики — это будущее.
Кстати, А. Майнес поддерживает декриминализацию абортов и однополые браки, чем может привлечь социальных прогрессистов. Он выступает за расширение отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, за декриминализацию и регулирование некоторых наркотиков, например, марихуаны, для получения новых доходов в казну. Что касается самого острого для мексиканцев вопроса — обеспечения безопасности, то тут А. Майнес предлагает «Национальный план умиротворения», который включает в себя создание полицейских академий, прекращение некоторых видов досудебного содержания под стражей и укрепление института общественных защитников.
Если верить опросам, то за прошедшие пять месяцев рейтинг Альвареса Майнеса вырос с 4–5% до 8–10%, поэтому ряд правых политиков стали призывать его снять свою кандидатуру в пользу кандидата от оппозиции Сочитль Гальвес, на что А. Майнес парирует, что это именно С. Гальвес должна это сделать, а не он, ведь ее рейтинги стагнируют.
Сочитль Гальвес: кандидат для среднего класса
Сочитль Гальвес идет на выборы от коалиции таких, казалось бы, несочетаемых партий, как правая PAN, левая «Партия демократической революции» (PRD) и центристская «Революционно-институционная партия» (PRI). Партии с разными целями и политическими ориентациями объединились, чтобы не дать победить кандидату от правящей MORENA.
Сочитль Гальвес (ее имя, которое в переводе с ацтекского языка науатль означает «цветок», произносится как «Сочи» из-за того, что на науатле не читается конечный «-тль») при президенте Висенте Фоксе руководила Управлением по развитию коренных народов (2000–2006), а затем участвовала в создании Национальной комиссии по развитию коренных народов (CDI), став ее первым директором (2003–2006). В 2015 г. она заняла пост мэра одного из районов Мехико, баллотируясь от консервативной Партии национального действия (PAN), а в 2018 г. получила место в Сенате.
Сегодня С. Гальвес пользуется популярностью среди тех, кто выступает против довольно противоречивых реформ действующего президента и, прежде всего, против реформирования независимых политических институтов и политики правящей MORENA, в целом. За нее — многие представители мексиканского среднего класса и часть мелких предпринимателей. В своей кампании С. Гальвес неизменно пытается представить АМЛО и его партию MORENA как неэффективных и некомпетентных в вопросах борьбы с преступностью и здравоохранения.
В случае победы она планирует отменить налоги для тех, кто зарабатывает меньше 15 000 песо в месяц (примерно 900 долл.), будет стимулировать развитие малого бизнеса и модернизирует государственную нефтяную компанию «Petróleos Mexicanos», открыв ее для иностранных инвестиций и развивая в стране возобновляемые источники энергии. Однако в основном С. Гальвес делает упор на безопасность, и ее предвыборная программа включает строительство новых тюрем и переориентацию армии на борьбу с организованной преступностью. В своих выступлениях она неоднократно в качестве удачного примера такой борьбы называла политику президента Сальвадора Найиба Букеле, на которого в этом вопросе ориентируется целый ряд глав латиноамериканских государств.
Судя по результатам опросов общественного мнения и анализу дебатов, два раунда которых уже прошли, разница в поддержке С. Гальвес и К. Шейнбаум составляет внушительные 15–20–25 п.п. (в зависимости от компании, которая их проводила). Как бы то ни было, эту разницу очень сложно или практически невозможно отыграть, особенно «на финишной прямой». Кроме того, MORENA обладает гораздо более сильным административным ресурсом на национальном уровне (большинство губернаторских позиций, 21 из 32 штатов находятся под ее управлением, включая самый населенный — Эстадо де Мехико). Правящая партия, безусловно, будет пользоваться таким эффективным рычагом власти. В этом плане пестрая коалиция, от которой идет С. Гальвес, выглядит куда слабее.
Клаудия Шейнбаум: (не)копия АМЛО
Итак, фаворит предстоящих выборов — Клаудия Шейнбаум, баллотирующая в составе коалиции между левыми MORENA, Партией труда (PT) и Зеленой экологической партией Мексики (PVEM). Она — бывший ученый, инженер. Во время пребывания АМЛО на посту мэра Мехико была секретарем по вопросам окружающей среды, в 2015 г. ее избрали мэром одного из районов Мехико, а в 2018 г. К. Шейнбаум возглавила уже столицу Мексики, набрав 48% голосов избирателей на выборах городского головы. Она покинула пост мэра в июне 2023 г., чтобы баллотироваться в президенты.
Ядерный электорат экс-мэра Мехико (в отличие от Сочитль Гальвес) включает в себя в основном избирателей с низким уровнем дохода, на которых и заточены большинство социальных программ правящей партии, а также некоторых прогрессистов. К. Шейнбаум за годы своей политической карьеры приобрела определенную узнаваемость, и именно тесная связь с АМЛО способствует ее успеху в опросах, по которым она сейчас лидирует с большим отрывом от двух других кандидатов в президенты.
К. Шейнбаум неоднократно заявляла, что продолжит многие проекты АМЛО, но с учетом собственного видения. Она пообещала сохранить режим экономии, за который выступал АМЛО, расширить стратегические инвестиции в инфраструктуру. Ее программа «100 шагов правительства» включает в себя планы по продвижению использования возобновляемых источников энергии при одновременном укреплении государственных энергетических компаний, ориентированных на ископаемое топливо.
Что примечательно, К. Шейнбаум ведет свою президентскую кампанию очень осмотрительно и аккуратно, без нападок на соперников (не считая вторых дебатов, где она не сдержалась и назвала Сочитль Гальвес коррупционеркой), чтобы не потерять то преимущество, которое у нее есть сейчас. И даже критическую ситуацию с преступностью в стране ей удалось обратить в свою пользу, подчеркивая улучшение ситуации с безопасностью во время ее пребывания на посту мэра Мехико. По состоянию на июль 2023 г. количество убийств в столице упало до самого низкого уровня за последние 16 лет.
Сочитль нападает и… проигрывает
Оппозиция в лице Сочитль Гальвес, делающая фокус на некомпетентности администрации Лопеса Обрадора в вопросах общественной безопасности, чтобы поднять для избирателей значимость этой проблемы и акцентировать внимание на неудачах действующего правительства (напомним, что стратегия АМЛО «Объятия, а не пули» не сработала), находится в более слабой позиции по сравнению с кандидатом от MORENA.
Действительно, по результатам ряда опросов, главной проблемой страны мексиканцы считают безопасность, вернее — ее отсутствие. Однако это не проблема, возникшая при администрации Лопеса Обрадора, а застарелый конфликт, начавшийся как раз при президентстве Фелипе Кальдерона (2006–2012) из PAN. Именно он провозгласил открытую борьбу с организованной преступностью и наркокартелями. Так что косвенно в волне насилия, захлестнувшей страну, виноваты именно те партии, от коалиции которых идет С. Гальвес, а уж никак не АМЛО.
Кроме того, насилие в Мексике рутинизировалось, стало привычным элементом повседневной жизни страны и утратило свою остроту для мексиканцев, уступив место усталости и разочарованию. Поэтому рецептами «мегатюрьмы» и расширением участия вооруженных сил в политике (по лекалам С.Н. Букеле) сложно мобилизовать и вдохновить граждан голосовать против кандидата от правящей партии. Тем более что милитаризация как последний возможный (но без гарантий) вариант обеспечения безопасности мексиканцев уже частично воплотился в жизнь при мандате АМЛО. Например, военные контролируют морские порты и управляют строительством важных инфраструктурных проектов (как НПЗ или железные дороги).
Очень напористая и агрессивная президентская кампания, которую ведет С. Гальвес (в противовес осторожной и даже где-то консервативной К. Шейнбаум) пока не обеспечила ей успех в опросах. Она чувствует себя комфортно, критикуя Лопеса Обрадора и действия его администрации, однако эта критика (надо сказать, далеко не безосновательная) зачастую выглядит как выплескивание эмоций и отсутствие конструктивных предложений. Осталась пара недель до дня выборов, однако кампании С. Гальвес до сих пор не хватает цельности, последовательности и четкого дискурса. Если угодно — того, что мы привыкли называть «национальным проектом».
Клаудия продолжает и… выиграет?
В большинстве последних опросов К. Шейнбаум лидирует с отрывом в 20 п.п. и более. И хотя всегда есть вероятность, что избиратели передумают, да и в современной политике никогда не известно, что может произойти в момент голосования (неожиданные результаты последних президентских выборов в Бразилии и Аргентине тому пример), эксперты склонны считать, что Клаудия Шейнбаум станет следующим президентом Мексики. Даже старт ее президентской кампании 1 марта был символичен: она провела многолюдный митинг на главной площади Мехико — Сокало — так, как будто она уже глава государства, а грядущие выборы 2 июня — не более, чем формальность.
Уверенность эту подпитывает своим авторитетом и высоким рейтингом действующий президент, который убеждает электорат, что за К. Шейнбаум стоит голосовать. Однако тут возникает закономерный вопрос: учитывая тот факт, что сегодня мексиканский режим является персоналистским и завязан в большей степени на личность Лопеса Обрадора, сможет ли АМЛО «передать» свою популярность Клаудии Шейнбаум? Несомненно, его харизма полезна во время предвыборной кампании, однако после ее окончания и уже без такой поддержки К. Шейнбаум непременно столкнется с трудностями в управлении страной (на кону большой пакет конституциональных реформ). Это произойдет даже в том случае, если АМЛО вопреки сложившейся традиции не уйдет из политики, а будет продолжать играть в ней важную роль (прежде всего в управлении и координации правящей партии «МОРЕНА», которая тесно связана со своим основателем и в его отсутствие склонна будет быстро растерять политическое влияние).
А еще история стран Латинской Америки последних двух десятилетий насчитывает достаточно примеров того, что может произойти, если популярный глава государства передает власть своему преемнику, имеющему, казалось бы, те же политические взгляды, что у уходящего президента. Подскажу: все шло не по плану; преемник всегда становился самостоятельной политической фигурой и выбирал свой путь, и путь этот, к ужасу и разочарованию передающего власть, кардинально отличался от вроде как согласованного и запланированного. Достаточно вспомнить президента Эквадора Ленина Морено, который был предпочтительным преемником президента Рафаэля Корреа; или президента Боливии Луиса Арсе, считавшегося человеком Эво Моралеса. Оба пошли в радикально ином направлении, против своих харизматических предшественников, немало поспособствовав развязыванию серьезных политических кризисов в этих странах.
Учитывая все эти факторы, предстоящие выборы в Мексике, да и вся следующая шестилетка могут стать отличной головоломкой с не вполне, а точнее с вполне непредсказуемым результатом.