Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Власов

К.и.н., зам. декана исторического факультета МГУ, эксперт РСМД

На прошедших в Казахстане парламентских выборах победу одержала партия власти – Народно-демократическая партия «Нур Отан», набравшая более 80 % голосов избирателей. По мнению руководства страны, этот успех должен способствовать сохранению стабильности не только в самом Казахстане, но и во всем центральноазиатском регионе. Астана позиционирует себя в качестве «локомотива регионального развития», а значит, устойчивость нынешней казахстанской власти может рассматриваться как один из факторов, позитивно влияющих на положение в соседних государствах, прежде всего, в Кыргызстане.

На прошедших в Казахстане парламентских выборах победу одержала партия власти – Народно-демократическая партия «Нур Отан», набравшая более 80 % голосов избирателей. По мнению руководства страны, этот успех должен способствовать сохранению стабильности не только в самом Казахстане, но и во всем центральноазиатском регионе. Астана позиционирует себя в качестве «локомотива регионального развития», а значит, устойчивость нынешней казахстанской власти может рассматриваться как один из факторов, позитивно влияющих на положение в соседних государствах, прежде всего, в Кыргызстане.

Досрочные парламентские выборы в Казахстане: причины, цели, последствия

15 января 2012 г. в Казахстане состоялись досрочные парламентские выборы, по результатам которых в нижнюю палату казахстанского парламента (мажилис) прошли три партии – Народно-демократическая партия «Нур Отан», Демократическая партия «Ак Жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК).

Избирательной кампании в Казахстане предшествовал длительный период дискуссий внутри элит, в ходе которых обсуждались различные сценарии развития политической ситуации в стране после того, как 3 апреля 2011 г. Нурсултан Назарбаев в четвертый раз был избран президентом Республики Казахстан.

Основные аргументы сторонников формирования нового состава мажилиса можно свести к нескольким положениям.

Первое. Необходимость подготовки к новой волне мирового экономического кризиса. Досрочное завершение электорального цикла дает возможность сосредоточиться на реализации антикризисных мер и избавляет от проведения дорогостоящих избирательных кампаний в самый разгар финансовой нестабильности.

Второе. Необходимость завершения политической реформы, объявленной в Казахстане еще в 2007 г. Политические преобразования в стране предполагают расширение полномочий парламента РК в части контроля над исполнительной властью и постепенный переход от президентской формы правления к президентско-парламентской.

Перед партией власти и администрацией президента РК стояла непростая задача – набрать максимально возможное количество голосов и при этом пропустить в парламент только «конструктивную» оппозицию.

Третье. Формирование по итогам парламентских выборов 2007 г. однопартийного парламента [1] вызвало критику со стороны ОБСЕ и других международных организаций в адрес казахстанских властей за недемократичность и нетранспарентность политической системы. Проведение в 2012 г. новых выборов в мажилис позволяло Ак Орде [2] снять неприятные вопросы со стороны международных организаций в отношении демократичности политической системы.

Что касается отношений с соседями по региону, то едва ли новый состав парламента может оказать серьезное влияние на формирование нового курса Ак Орды в сфере региональной политики. Эти вопросы являются абсолютной прерогативой президента и правительства РК.

Наконец, еще одним немаловажным обстоятельством, повлиявшим на решение Н. Назарбаева о проведении досрочных выборов, стало наметившееся со второй половины 2011 г. обострение ситуации в стране и в центральноазиатском регионе в целом. Взрывы в Таразе, Актобе и Астане, появление террористической организации «Солдаты Халифата», забастовки на западе Казахстана, переросшие в волнения в Жанаозене, – все это диктовало необходимость расширения пространства для маневра и фокусирования общественного недовольства на «неправедных» чиновниках и неэффективных местных властях. Эти события явились результатом сочетания внутренних факторов (неэффективной работы местных органов власти и менеджмента национальных компаний) и негативного влияния со стороны наиболее радикальных противников нынешнего режима. Речь идет, прежде всего, об опальном олигархе Мухтаре Аблязове, который в настоящее время находится в Лондоне.

Вполне вероятно, что сторонники досрочных парламентских выборов в окружении Н. Назарбаева ссылались именно на это обстоятельство как на имеющее ключевое значение и требующее принятия незамедлительных мер. И после достаточно длительной паузы президент РК поддержал эту точку зрения.

Перед партией власти и администрацией президента РК стояла непростая задача – набрать максимально возможное количество голосов и при этом пропустить в парламент только «конструктивную» оппозицию, лишив шансов на депутатские мандаты непримиримых противников режима.

В качестве основных соперников партии власти были выбраны «правые» и «левые» оппоненты «Нур Отан» – партия предпринимателей «Ак Жол» и «коммунисты-народники», получившие доступ к СМИ в объемах, на которые они не могли рассчитывать на предыдущих выборах.

Прежняя модель с доминированием одной партии (партии власти) сохранится в неизменном виде, хотя и получит «фасадное» обрамление в виде «правого» и «левого» крыльев мажилиса.

Важным фактором, оказавшим влияние на исход избирательной кампании, стали события в Жанаозене. Следует отметить, что практически ни одна политическая партия не использовала эти события в качестве главной темы для критики власти в рамках собственной избирательной кампании. Попытки предпринять шаги в этом направлении, обвинив руководство страны в «беспрецедентном применении силы и гибели мирных жителей», обернулись для партии зеленых «Руханият» исключением из предвыборной гонки.

По мнению казахстанских экспертов, несмотря на то, что в ходе избирательной кампании-2012 возникали «внештатные ситуации» (такие, например, как упомянутая выше ситуация с партийным списком «Руханият»), администрация президента Казахстана в целом справилась с задачей формирования благоприятного информационного фона вокруг выборов, за одним, но существенным исключением.

Еще на стадии формирования предварительного отчета миссии ОБСЕ стало ясно, что ее выводы будут в целом негативны. Представители миссии наблюдателей отмечали, в частности, что законодательная база в стране по-прежнему по большей части не соответствует требованиям ОБСЕ и международным стандартам.

Между тем наблюдатели от миссий СНГ и ШОС признали выборы соответствующими демократическим нормам.

Действительно, если отталкиваться от самого факта прохождения в парламент трех партий, то политический плюрализм в Казахстане вышел на качественно новый уровень. Однако разрыв в 73 % между первым и вторым местами не оставляет сомнений в том, что прежняя модель с доминированием одной партии (партии власти) сохранится в неизменном виде, хотя и получит «фасадное» обрамление в виде «правого» и «левого» крыльев мажилиса.

Казахстан в поствыборный период: сценарии и прогнозы

Результатом досрочных парламентских выборов стало появление в мажилисе представителей оппозиционных партий, как правого («Ак Жол»), так и левого толка (КНПК). Но станет ли от этого казахстанская модель политического устройства более устойчивой?

В новом составе мажилиса ключевые позиции занимают политики, последовательно поддерживающие стратегию российско-казахстанской интеграции.

В условиях нарастания негативных тенденций в мировой экономике новому составу мажилиса придется серьезно заниматься подготовкой и принятием законов, нацеленных на поддержку антикризисных действий исполнительной власти. Риски, связанные с возможным падением цен на энергоресурсы, способны негативно повлиять на темпы движения страны по пути экономической диверсификации. Вместе с тем Казахстан обладает достаточными резервами, чтобы минимизировать воздействие кризисных тенденций на свою экономику. В настоящее время в Национальном фонде РК аккумулировано около 41 млрд долл. (Заметим, что на реализацию антикризисных мер в 2008–2009 гг. из Национального фонда РК было выделено 10 млрд долл.) Грамотные антикризисные меры позволят не только сохранить устойчивость национальной экономики, но и создать условия для ее дальнейшего развития.

Вторым важным направлением работы обновленного состава мажилиса должно стать формирование прочной и эффективной законодательной базы в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Что касается внешнеполитического курса Казахстана, то он, очевидно, и дальше будет направлен на углубление взаимодействия с партнерами по евразийской интеграции. Состав обновленного правительства позволяет с полной уверенностью говорить о кадровом укреплении вектора на интеграцию с Россией. Так, сохранивший пост премьер-министра Карим Масимов имеет тесные дружеские контакты в российском политическом истеблишменте и считается одним из наиболее пророссийски настроенных представителей казахстанской элиты. Новый парламент при этом не будет играть решающей роли во внешней политике, поскольку в функции мажилиса не входит определение внешнеполитического курса страны. Но и в новом составе мажилиса ключевые позиции занимают политики, последовательно поддерживающие стратегию российско-казахстанской интеграции. Достаточно упомянуть таких «тяжеловесов», как спикер мажилиса Нурлан Нигматулин и дочь Н. Назарбаева Дарига Назарбаева.

Одним из решений существующих проблем должна стать интеграция, которая позволит странам Центральной Азии выработать единую стратегию противодействия вызовам и угрозам.

Стратегия превращения Казахстана в президентско-парламентскую республику реализуется пока только на уровне кадровых, аппаратных решений. Неслучайно новым спикером нижней палаты парламента стал Н. Нигматулин – сильный администратор, пользующийся личным доверием Н. Назарбаева и к тому же сохранивший пост заместителя председателя партии «Нур Отан». Безусловно, Н. Нигматулин, используя свой аппаратный ресурс, станет в перспективе эффективным противовесом главе правительства К. Масимову, благодаря чему будет формироваться новая система сдержек и противовесов между различными ветвями власти.

Пока система сдержек и противовесов, которая могла бы обеспечить устойчивость политической системы Казахстана в условиях форс-мажорной смены власти, до конца не сформирована, существует угроза социальной и экономической дестабилизации казахстанского общества.

Существенные угрозы для Казахстана связаны с развитием ситуации в центральноазиатском регионе. На этом пространстве риски постоянно множатся, начиная от проявлений экстремизма и терроризма, наркотрафика, исламизации и заканчивая возможным вторжением в регион внешних сил. Дестабилизация в любой из частей ЦАР неизбежно окажет негативное влияние на Казахстан.

Одним из решений существующих проблем должна стать интеграция, которая позволит странам Центральной Азии выработать единую стратегию противодействия вызовам и угрозам, связанным с решением вопросов социальной безопасности, проблемы водно-энергетических ресурсов и т. д. Более того, очевидно, что будущее Казахстана и Центральной Азии актуально и в контексте формирования Евразийского экономического союза, который может стать важнейшим фактором, обеспечивающим движение ЦАР к стабильному и устойчивому развитию.

Как справедливо заметил руководитель проекта «Центральная Евразия» В. Парамонов: «Потеряв Казахстан как партнера, Россия потеряет всю Центральную Азию. И, наоборот, доказав на примере Казахстана эффективность совместного интеграционного проекта, Россия может приобрести еще большее доверие со стороны других государств региона».

Однако перспективы более тесной интеграции государств ЦАР представляются весьма туманными в силу глубоких и трудноразрешимых противоречий, разделяющих страны региона.

Таким образом, отсутствие общей интеграционной стратегии для Центральной Азии превращается в одну из ключевых проблем с точки зрения интересов России в этом регионе.

Выводы

Сценарий «арабской весны» для стран Центральной Азии по-прежнему остается актуальным.

Итоги досрочных парламентских выборов в Казахстане следует рассматривать, прежде всего, с точки зрения внутриполитических аспектов. Расширение пространства для маневра у нынешних властей страны за счет включения в состав мажилиса представителей оппозиционных партий должно повысить степень устойчивости режима в условиях растущих в обществе протестных настроений.

Сохранение стабильности в наиболее экономически успешной стране ЦАР, безусловно, окажет позитивное влияние на ситуацию во всем регионе. Однако масштабы этого воздействия не следует переоценивать. Ни таджикская, ни киргизская элиты не располагают ресурсной «подушкой безопасности», позволяющей сдерживать растущие угрозы в сфере социальной безопасности. Сценарий «арабской весны» для стран Центральной Азии по-прежнему остается актуальным.

  1. По итогам парламентских выборов 2007 г. в Казахстане президентская партия «Нур Отан» набрала 88,41 % голосов избирателей. Ни одна другая партия не смогла преодолеть семипроцентный избирательный барьер. В результате в мажилисе была сформирована самая крупная и монолитная фракция, полностью состоявшая из депутатов, избранных по единому списку НДП «Нур Отан».
  2. Ак Орда – резиденция президента Республики Казахстан.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся