Менее чем за год, прошедший после смерти своего отца, Ким Чен Ын сумел утвердиться во власти, завоевал популярность благодаря пиар-акциям («руководство на местах», появление на публике с молодой женой, посещение концертов и аттракционов). После «чистки» армейской верхушки в июле 2012 г. были внесены коррективы в «вертикаль власти». Военным и спецслужбам было указано их место в государстве – внешняя и внутренняя безопасность, но не решение политических и экономических вопросов. Партийные структуры призваны руководить государственным управлением, а кабинет министров – экономикой. Все это дало повод говорить о надеждах на реформы в КНДР, тем более что началось обсуждение «экономических мер».
Однако к осени процесс, похоже, затормозился, и сегодня вопрос о возможных изменениях в КНДР остается открытым.
Дилеммы, стоящие перед Ким Чен Ыном
Может ли Ким-младший оставить все как есть, как того хочет старая часть руководства? Первые шаги – закрытие границ для перебежчиков и контрабандистов, репрессии в отношении нелояльных, направление инспекций на места «нагонять страху», усиление борьбы с «враждебной идеологией» – свидетельствуют скорее о попытке «закрутить гайки», чем о либерализации. Геополитическое положение страны – соседство с Южной Кореей, стратегической целью которой остается поглощение Севера, – не допускает экспериментов, ставящих под угрозу безопасность режима. Официально заявлено, что слухи о коренных реформах являются «глупыми мечтами» и «нелепостью». Руководство КНДР надеется подлатать тоталитарно-монархическую политическую систему и без серьезных изменений сохранять ее на протяжении десятилетий.
Но можно ли путем запретов и «закручивания гаек» вернуть страну в прошлое, в эпоху деда нынешнего лидера? В условиях проникновения информации извне и развития рыночных отношений это маловероятно. Население давно утратило веру в социалистические идеалы, научилось обходить запреты с помощью взяток и воспринимает пропаганду просто как «белый шум».
Однако без новаций не обойтись, иначе режим обречен. Новому руководству нужно привести «правила игры» в соответствие с действительностью. По сути, чтобы сохранить КНДР как самостоятельное государство, элита должна предложить новую «национальную идею», модернизирующую набившие населению оскомину идеи изоляционизма, милитаризма, аскетизма и эгалитаризма.
Сравнительно легко отказаться от импортированных идей коммунизма. Еще в 2009 г. из конституции КНДР исчез этот термин, а недавно с улиц Пхеньяна пропали последние портреты К. Маркса и В. Ленина. Термин же «социализм нашего образца» весьма эластичен, в его рамки можно вписать самые разные варианты общественного устройства. Поскольку «кимирсенизм-кимчениризм» все больше напоминает религиозное учение (вспомним, что Конфуций также был исторической личностью), возможны различные трактовки «наследия».
Летом 2012 г. на высшем уровне был запущен лозунг о «кимченировском патриотизме». Основой формирования идеологем может стать корейский национализм, замешанный на глубоко въевшихся в менталитет корейцев конфуцианских идеях о примате государства и иерархичности. Появился лозунг о «мощной стране, бесконечном процветании», представляющий собой «творческое развитие» более ранней идеи о «сильной и процветающей державе» с акцентом на рост уровня жизни. Похоже, руководство КНДР присматривается к опыту таких стран, как Сингапур и Бруней, в попытке, возможно, преобразовать режим в «диктатуру развития».
Решится ли Ким Чен Ын на экономические реформы?
Экономическая реальность КНДР – это отнюдь не сталинизм. Полупарализованный государственный сектор соседствует с квазирыночным «серым» и «товарным» сектором с участием хозяйствующих субъектов, принадлежащих административным, региональным, партийным органам, спецслужбам, военным. К «несоциалистическому» сектору относятся совместные предприятия, свободные экономические зоны, которые в последний год получили новое развитие. Подспудно складывается полугосударственная олигархическая экономика, которая в принципе может стать опорой режима в будущем.
Пора изменить схему управления, чтобы получить возможность воздействовать на общество не только «кнутом», но и «пряником». Для этого необходимо ввести новые понятные «правила игры» и решительно бороться с коррупцией, которая сделала соблюдение отставших от жизни старых драконовских законов во многом необязательным.
С чего начать? Летом в КНДР обсуждались реформы в экономике, названные «мерами 28 июня». Они предусматривают, в частности, фактический переход на семейный подряд в сельском хозяйстве (уменьшение бригад до 4–6 человек, предоставление им права оставлять себе до 30% урожая), отказ от карточной системы, которая находится в параличе с 1990-х годов, резкий рост зарплаты, переход к расчетам между предприятиями напрямую в налично-безналичной форме, децентрализацию хозяйственного управления, предоставление предприятиям большей самостоятельности. Правда, одно только обсуждение этих планов вызвало всплеск инфляционных ожиданий, рост спроса на валюту и продовольствие.
Однако осенью 2012 г. все внезапно остановилось, проводившаяся разъяснительная работа была свернута. В споре между «консерваторами», призывающими к борьбе с капиталистическим методами, ограничению рыночных механизмов, и «радикалами», которые признают, что реформы должны «иметь запах капитализма», хотя и клянутся в верности «социалистическим идеалам», верх пока одержали первые. Надолго ли?
На наш взгляд, рано или поздно Ким Чен Ыну все же придется принимать решение о легализации уже действующей рыночной экономики и формировании соответствующей правовой базы. Необходимо вывести из тени частных торговцев и предприятия, систематизировать основы работы госкорпораций и госкомпаний, внедрить нормальную систему расчетов, оздоровить финансовую систему, создать налоговую систему. Следует признать, что такого рода преобразования могут быть успешными лишь при условии финансовых вливаний, которым неоткуда взяться, кроме как из-за рубежа.
Внешний фактор реформирования и роль России
На сегодня крупнейшим донором КНДР, в том числе в плане инвестиций, остается Китай – его экспансию даже называют «экономической колонизацией» КНДР. Однако при нормализации международного положения КНДР и отношений с Южной Кореей именно она может выйти на передовые позиции. Возможна помощь и международных организаций.
Очевидно, что КНДР надо выйти из изоляции и хотя бы частично ослабить противостояние с внешним миром. Есть ли признаки этого? Северокорейцы в последнее время реагируют на «враждебные действия» (маневры в Южной Корее, меры южнокорейцев по развитию ракетного потенциала и т.д.) весьма эмоционально, хотя пока только вербально, по всем каналам демонстрируя заинтересованность в прямом диалоге с США.
Шаг навстречу Западу в ядерном вопросе успокоил бы ситуацию. Снижение воинственной риторики, поиск компромиссов в области ядерной программы и в отношениях с соседями могут создать более благоприятные условия для реформирования и модернизации страны, а те, в свою очередь, – для улучшения отношений с Западом. Но диалог будет затяжным. В мире должно произойти что-то экстраординарное, чтобы политическая элита США согласилась сосуществовать со столь одиозным режимом, как пхеньянский.
В отличие от других «стран-изгоев» (например, Мьянмы), что бы КНДР теоретически ни делала в области демилитаризации, демократизации и улучшения ситуации с правами человека, она не будет принята оппонентами в качестве равноправного партнера. Причина проста – расчет делается на объединение Кореи, а не на сохранение КНДР в качестве независимого государства.
Поэтому национальное примирение с Югом – единственный шанс КНДР на выживание. Ей также важно найти «балансир» для освобождения от китайской зависимости. Приход к власти в Южной Корее нового правительства взамен архи-консервативной администрации Ли Мен Бака создает для этого условия. В интересах обеих стран было бы восстановление диалога на правительственном уровне, реанимация торгово-инвестиционного сотрудничества, возобновление туристических проектов, начало реализации многосторонних инициатив, смягчение остроты территориального спора в Желтом море (возможно, на основе принципиальных итогов межкорейского саммита в октябре 2007 г.). Ким Чен Ын даже мог бы посетить Сеул. Ведь к нему лично пока нет таких претензий, которые выдвигались в адрес его отца. Хотя минимум половина населения Республики Корея негативно настроена по отношению к Северу и против уступок ему.
России надо исходить из того, что цель денуклеаризации КНДР пока недостижима, а дипломатический процесс – лишь инструмент купирования ядерного распространения.
У России появилось «окно возможностей» для налаживания доверительных отношений с руководством КНДР «кимченыновского призыва» и повышения своей роли в корейском вопросе. Возможные реформы в соседней стране – шанс для России укрепить позиции в регионе Северо-Восточной Азии, подключить российский бизнес к многосторонним проектам.
С геоэкономической и геополитической точек зрения Россию интересуют, прежде всего, перспективы строительства газопровода в Южную Корею через территорию КНДР и соединения Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб. Реформы способствовали бы реализации этих проектов и стабилизации экономической ситуации в КНДР. Урегулирование в 2012 г. вопроса о долге КНДР путем списания 90% и перечисления 10% (1,1 млрд долл.) в инвестиционный фонд позволяет мобилизовать эти средства, например, путем соинвестирования.
В интересах России стимулировать возможные реформенные процессы в КНДР, содействуя обеспечению безопасности вблизи своих границ. Это значит, что нам надо способствовать реализации эволюционного сценария преобразований в КНДР, исключающего потрясения.