Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Георгий Толорая

Д.э.н., профессор кафедры востоковедения МГИМО МИД России, руководитель Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, заместитель председателя Правления НКИ БРИКС

Менее чем за год, прошедший после смерти своего отца, Ким Чен Ын сумел утвердиться во власти, завоевал популярность благодаря пиар-акциям («руководство на местах», появление на публике с молодой женой, посещение концертов и аттракционов). После «чистки» армейской верхушки в июле 2012 г. были внесены коррективы в «вертикаль власти». Военным и спецслужбам было указано их место в государстве – внешняя и внутренняя безопасность, но не решение политических и экономических вопросов. Партийные структуры призваны руководить государственным управлением, а кабинет министров – экономикой. Все это дало повод говорить о надеждах на реформы в КНДР, тем более что началось обсуждение «экономических мер».

Менее чем за год, прошедший после смерти своего отца, Ким Чен Ын сумел утвердиться во власти, завоевал популярность благодаря пиар-акциям («руководство на местах», появление на публике с молодой женой, посещение концертов и аттракционов). После «чистки» армейской верхушки в июле 2012 г. были внесены коррективы в «вертикаль власти». Военным и спецслужбам было указано их место в государстве – внешняя и внутренняя безопасность, но не решение политических и экономических вопросов. Партийные структуры призваны руководить государственным управлением, а кабинет министров – экономикой. Все это дало повод говорить о надеждах на реформы в КНДР, тем более что началось обсуждение «экономических мер».

Однако к осени процесс, похоже, затормозился, и сегодня вопрос о возможных изменениях в КНДР остается открытым.

Дилеммы, стоящие перед Ким Чен Ыном

Может ли Ким-младший оставить все как есть, как того хочет старая часть руководства? Первые шаги – закрытие границ для перебежчиков и контрабандистов, репрессии в отношении нелояльных, направление инспекций на места «нагонять страху», усиление борьбы с «враждебной идеологией» – свидетельствуют скорее о попытке «закрутить гайки», чем о либерализации. Геополитическое положение страны – соседство с Южной Кореей, стратегической целью которой остается поглощение Севера, – не допускает экспериментов, ставящих под угрозу безопасность режима. Официально заявлено, что слухи о коренных реформах являются «глупыми мечтами» и «нелепостью». Руководство КНДР надеется подлатать тоталитарно-монархическую политическую систему и без серьезных изменений сохранять ее на протяжении десятилетий.

Чтобы сохранить КНДР как самостоятельное государство, элита должна предложить новую «национальную идею», модернизирующую идеи изоляционизма, милитаризма, аскетизма и эгалитаризма.

Но можно ли путем запретов и «закручивания гаек» вернуть страну в прошлое, в эпоху деда нынешнего лидера? В условиях проникновения информации извне и развития рыночных отношений это маловероятно. Население давно утратило веру в социалистические идеалы, научилось обходить запреты с помощью взяток и воспринимает пропаганду просто как «белый шум».

Однако без новаций не обойтись, иначе режим обречен. Новому руководству нужно привести «правила игры» в соответствие с действительностью. По сути, чтобы сохранить КНДР как самостоятельное государство, элита должна предложить новую «национальную идею», модернизирующую набившие населению оскомину идеи изоляционизма, милитаризма, аскетизма и эгалитаризма.

Фото: www.nknews.org
Со зданий Пхеньяна пропали портреты
Маркса и Ленина

Сравнительно легко отказаться от импортированных идей коммунизма. Еще в 2009 г. из конституции КНДР исчез этот термин, а недавно с улиц Пхеньяна пропали последние портреты К. Маркса и В. Ленина. Термин же «социализм нашего образца» весьма эластичен, в его рамки можно вписать самые разные варианты общественного устройства. Поскольку «кимирсенизм-кимчениризм» все больше напоминает религиозное учение (вспомним, что Конфуций также был исторической личностью), возможны различные трактовки «наследия».

Летом 2012 г. на высшем уровне был запущен лозунг о «кимченировском патриотизме». Основой формирования идеологем может стать корейский национализм, замешанный на глубоко въевшихся в менталитет корейцев конфуцианских идеях о примате государства и иерархичности. Появился лозунг о «мощной стране, бесконечном процветании», представляющий собой «творческое развитие» более ранней идеи о «сильной и процветающей державе» с акцентом на рост уровня жизни. Похоже, руководство КНДР присматривается к опыту таких стран, как Сингапур и Бруней, в попытке, возможно, преобразовать режим в «диктатуру развития».

Решится ли Ким Чен Ын на экономические реформы?

Экономическая реальность КНДР – это отнюдь не сталинизм. Полупарализованный государственный сектор соседствует с квазирыночным «серым» и «товарным» сектором с участием хозяйствующих субъектов, принадлежащих административным, региональным, партийным органам, спецслужбам, военным. К «несоциалистическому» сектору относятся совместные предприятия, свободные экономические зоны, которые в последний год получили новое развитие. Подспудно складывается полугосударственная олигархическая экономика, которая в принципе может стать опорой режима в будущем.

Рано или поздно Ким Чен Ыну все же придется принимать решение о легализации уже действующей рыночной экономики и формировании соответствующей правовой базы.

Пора изменить схему управления, чтобы получить возможность воздействовать на общество не только «кнутом», но и «пряником». Для этого необходимо ввести новые понятные «правила игры» и решительно бороться с коррупцией, которая сделала соблюдение отставших от жизни старых драконовских законов во многом необязательным.

С чего начать? Летом в КНДР обсуждались реформы в экономике, названные «мерами 28 июня». Они предусматривают, в частности, фактический переход на семейный подряд в сельском хозяйстве (уменьшение бригад до 4–6 человек, предоставление им права оставлять себе до 30% урожая), отказ от карточной системы, которая находится в параличе с 1990-х годов, резкий рост зарплаты, переход к расчетам между предприятиями напрямую в налично-безналичной форме, децентрализацию хозяйственного управления, предоставление предприятиям большей самостоятельности. Правда, одно только обсуждение этих планов вызвало всплеск инфляционных ожиданий, рост спроса на валюту и продовольствие.

Фото: Reuters / Damir Sagolj
Северокорейский крестьянин

Однако осенью 2012 г. все внезапно остановилось, проводившаяся разъяснительная работа была свернута. В споре между «консерваторами», призывающими к борьбе с капиталистическим методами, ограничению рыночных механизмов, и «радикалами», которые признают, что реформы должны «иметь запах капитализма», хотя и клянутся в верности «социалистическим идеалам», верх пока одержали первые. Надолго ли?

На наш взгляд, рано или поздно Ким Чен Ыну все же придется принимать решение о легализации уже действующей рыночной экономики и формировании соответствующей правовой базы. Необходимо вывести из тени частных торговцев и предприятия, систематизировать основы работы госкорпораций и госкомпаний, внедрить нормальную систему расчетов, оздоровить финансовую систему, создать налоговую систему. Следует признать, что такого рода преобразования могут быть успешными лишь при условии финансовых вливаний, которым неоткуда взяться, кроме как из-за рубежа.

Внешний фактор реформирования и роль России

На сегодня крупнейшим донором КНДР, в том числе в плане инвестиций, остается Китай – его экспансию даже называют «экономической колонизацией» КНДР. Однако при нормализации международного положения КНДР и отношений с Южной Кореей именно она может выйти на передовые позиции. Возможна помощь и международных организаций.

Крупнейшим донором КНДР остается Китай – его экспансию даже называют «экономической колонизацией» КНДР.

Очевидно, что КНДР надо выйти из изоляции и хотя бы частично ослабить противостояние с внешним миром. Есть ли признаки этого? Северокорейцы в последнее время реагируют на «враждебные действия» (маневры в Южной Корее, меры южнокорейцев по развитию ракетного потенциала и т.д.) весьма эмоционально, хотя пока только вербально, по всем каналам демонстрируя заинтересованность в прямом диалоге с США.

Шаг навстречу Западу в ядерном вопросе успокоил бы ситуацию. Снижение воинственной риторики, поиск компромиссов в области ядерной программы и в отношениях с соседями могут создать более благоприятные условия для реформирования и модернизации страны, а те, в свою очередь, – для улучшения отношений с Западом. Но диалог будет затяжным. В мире должно произойти что-то экстраординарное, чтобы политическая элита США согласилась сосуществовать со столь одиозным режимом, как пхеньянский.

Фото: Reuters
Ли Мен Бак, президент Республики Корея

В отличие от других «стран-изгоев» (например, Мьянмы), что бы КНДР теоретически ни делала в области демилитаризации, демократизации и улучшения ситуации с правами человека, она не будет принята оппонентами в качестве равноправного партнера. Причина проста – расчет делается на объединение Кореи, а не на сохранение КНДР в качестве независимого государства.

Поэтому национальное примирение с Югом – единственный шанс КНДР на выживание. Ей также важно найти «балансир» для освобождения от китайской зависимости. Приход к власти в Южной Корее нового правительства взамен архи-консервативной администрации Ли Мен Бака создает для этого условия. В интересах обеих стран было бы восстановление диалога на правительственном уровне, реанимация торгово-инвестиционного сотрудничества, возобновление туристических проектов, начало реализации многосторонних инициатив, смягчение остроты территориального спора в Желтом море (возможно, на основе принципиальных итогов межкорейского саммита в октябре 2007 г.). Ким Чен Ын даже мог бы посетить Сеул. Ведь к нему лично пока нет таких претензий, которые выдвигались в адрес его отца. Хотя минимум половина населения Республики Корея негативно настроена по отношению к Северу и против уступок ему.

России надо исходить из того, что цель денуклеаризации КНДР пока недостижима, а дипломатический процесс – лишь инструмент купирования ядерного распространения.

КНДР не будет принята оппонентами в качестве равноправного партнера. Расчет делается на объединение Кореи, а не на сохранение КНДР в качестве независимого государства.

У России появилось «окно возможностей» для налаживания доверительных отношений с руководством КНДР «кимченыновского призыва» и повышения своей роли в корейском вопросе. Возможные реформы в соседней стране – шанс для России укрепить позиции в регионе Северо-Восточной Азии, подключить российский бизнес к многосторонним проектам.

С геоэкономической и геополитической точек зрения Россию интересуют, прежде всего, перспективы строительства газопровода в Южную Корею через территорию КНДР и соединения Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб. Реформы способствовали бы реализации этих проектов и стабилизации экономической ситуации в КНДР. Урегулирование в 2012 г. вопроса о долге КНДР путем списания 90% и перечисления 10% (1,1 млрд долл.) в инвестиционный фонд позволяет мобилизовать эти средства, например, путем соинвестирования.

В интересах России стимулировать возможные реформенные процессы в КНДР, содействуя обеспечению безопасности вблизи своих границ. Это значит, что нам надо способствовать реализации эволюционного сценария преобразований в КНДР, исключающего потрясения.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся