Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 2.7)
 (23 голоса)
Поделиться статьей
Гульнара Краснова

Д. филос. н., профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Последнее время количество публикаций, в которых содержится упоминание научной дипломатии, выросло как во всем мире, так и в России. Тем не менее динамика интереса к данной теме значительно отличается по интенсивности в англоязычном и русскоязычном сегментах Интернета: в первом тема находится на пике популярности с конца февраля, а во втором — хоть и наблюдается повышение интереса, но сравнительно небольшое. При этом обращаются к научной дипломатии как к аргументу и для блокировки, и для продолжения сотрудничества между российскими и зарубежными учеными.

Впервые «научная дипломатия» в нынешнем ее понимании была использована администрацией президента США Б. Обамы в странах Ближнего Востока в ответ на крайне низкий уровень популярности Соединенных Штатов в регионе после американского вторжения в Ирак в 2003 г. Использование науки для дипломатии стало попыткой восстановить репутацию и имидж США путем политики «мягкой силы» через американскую науку и американских ученых, деятельность которых продолжала высоко оцениваться среди местного населения.

В последующие десятилетия идея использования науки и ученых как нейтральной основы для поддержания межгосударственных отношений в условиях напряженности привлекала все больше сторонников в разных странах мира, но появились у нее и критики. Мы являемся свидетелями и кооперации стран в рамках решения глобальных проблем и вызовов, и конкуренции, ведущей к еще большей напряженности между странами. Все зависит от характера конкретных задач, решаемых странами: решение глобальных и трансграничных проблем происходит в рамках кооперации, а конкуренция связана с реализацией национальных интересов.

Научная дипломатия появляется именно в тот момент, когда появляется государство с его институтами государственного управления, которые определяют и устанавливают стратегическую и правовую основу научной дипломатии с учетом национальных интересов в текущей внешнеполитической повестке, а также взаимодействуют с негосударственными акторами, действующими в конкретный временной отрезок. В этом принципиальное отличие научной дипломатии от МНТС.

Эффективность реализации научной дипломатии зависит от наличия или отсутствия двух факторов: механизмов координации между ее участниками и уполномоченного института государственного управления (единого оператора), задающего стратегические рамки и координирующего деятельность всех участников. К настоящему моменту условий для эффективной реализации научной дипломатии в России не наблюдается. Тем не менее необходимо работать над повышением уровня компетентности участников научной дипломатии в России, продвижением российской науки за рубежом, в рамках программных инициатив (в том числе со странами СНГ) и концептуализации российской научной дипломатии.

Прошло почти полтора года с момента публикации первого доклада Российского совета по международным делам «Новые горизонты научной дипломатии в России и мире», где авторы писали о необходимости формирования российской научной дипломатии и более широкого вовлечения российского академического и научного сообщества в эту деятельность, реализующуюся на стыке науки, техники и международных отношений. Авторы доклада констатировали, что научная дипломатия в России используется не в полной мере как в рамках международного научно-технического сотрудничества (МНТС), так и на уровне внешнеполитической стратегии, а значительная часть научного и образовательного сообщества имеет о ней достаточно расплывчатое представление.

После 24 февраля 2022 г. количество публикаций, в которых содержится упоминание научной дипломатии, выросло как во всем мире, так и в России. Это показал анализ данных о трафике поисковых запросов и количестве упоминаний термина в российских («научная дипломатия») и зарубежных (science diplomacy) СМИ, который провела исследовательская компания «Сетевые Исследования» [1]. Тем не менее динамика интереса к теме научной дипломатии значительно отличается по интенсивности в англоязычном и русскоязычном сегментах Интернета: в первом она находится на пике популярности с конца февраля, а во втором — хоть и наблюдается повышение интереса, но сравнительно небольшое.

Контент-анализ публикаций показывает, что обращаются к научной дипломатии как к аргументу и для блокировки, и для продолжения сотрудничества между российскими и зарубежными учеными. Противоположные подходы связаны, вероятно, со сложностью все еще формирующегося концепта научной дипломатии.

По мнению экспертов, научная дипломатия является феноменом XXI в., хотя в теории и практике международных отношений можно обнаружить значительное количество примеров использования науки и ученых во внешней политике.

Впервые «научная дипломатия» в нынешнем ее понимании была использована администрацией президента США Б. Обамы в странах Ближнего Востока в ответ на крайне низкий уровень популярности Соединенных Штатов в регионе после американского вторжения в Ирак в 2003 г. Использование науки для дипломатии стало попыткой восстановить репутацию и имидж США в ближневосточном регионе путем политики «мягкой силы» через американскую науку и американских ученых, деятельность которых продолжала высоко оцениваться среди местного населения. Центральное место в новой американской внешнеполитической стратегии в этом регионе занимало научное сотрудничество, в том числе создание научных центров, новых экологически чистых рабочих мест, программы научных посланников и др.

В последующие десятилетия идея использования науки и ученых как нейтральной основы для поддержания межгосударственных отношений в условиях напряженности привлекала все больше сторонников в разных странах мира [2]. Но появились у нее и критики, которые поставили под сомнение аполитичность науки [3]. По мнению исследователя Т. Флинка, «идеализированный образ науки едва ли соответствует реалиям окружающего нас мира, и даже не нужно 50 лет социальных исследований науки, чтобы доказать, что наука — как и любая другая социальная система — может также включать шовинизм, жесткую конкуренцию, тщеславие и репутационные игры, неправомерные действия и сомнительные связи с гнусными деловыми и политическими интересами» [4].

Обе точки зрения имеют множество подтверждений. Мы являемся свидетелями и кооперации стран в рамках решения глобальных проблем и вызовов, и конкуренции, ведущей к еще большей напряженности между странами. Все зависит от характера конкретных задач, решаемых странами и направленных на удовлетворение национальных интересов страны (реализация «мягкой силы», продвижение достижений национальной науки, экономических, торговых интересов, интересов в области безопасности, доступ к ноу-хау и ресурсам, знаниям и др.), трансграничных интересов (борьба с кризисами, стихийными бедствиями и др.) или глобальных интересов (общие трансграничные проблемы, неуправляемые пространства, находящиеся вне юрисдикции конкретных стран и др.).

Решение глобальных и трансграничных проблем происходит в рамках кооперации, а конкуренция связана с реализацией национальных интересов [5], например, оказание влияние на общественное мнение или лиц, принимающих решения («мягкая сила»), продвижение национальной науки за рубежом, получение доступа к результатам исследований, инфраструктуре и природным ресурсам, человеческому капиталу в зарубежных странах [6].

Уровень и масштабы национальных интересов стран предполагают участие в научной дипломатии различных заинтересованных сторон и участников: международных организаций, внешнеполитических ведомств, институтов государственного управления наукой и образованием и находящихся в их ведомстве организаций [7].

Все участники могут иметь собственные интересы в соответствии с их миссиями. Однако научная дипломатия появляется именно в тот момент, когда появляется государство с его институтами государственного управления, которые определяют и устанавливают стратегическую и правовую основу научной дипломатии с учетом национальных интересов в текущей внешнеполитической повестке, а также взаимодействуют с негосударственными акторами, действующими в конкретный временной отрезок.

В этом принципиальное отличие научной дипломатии от международного научно-технического сотрудничества (МНТС). Научная дипломатия «выходит за рамки международного научного сотрудничества, поскольку она затрагивает интересы, которые выходят за рамки науки и могут прямо или косвенно служить достижению внешнеполитических целей».

Не случайно научная дипломатия активно развивается и является важным инструментом внешней политики прежде всего в странах, где МНТС находится исключительно в зоне ответственности национальных внешнеполитических ведомств (США, Япония, Швеция и др.) или торгово-экономических ведомств (Великобритания). По сути, в этих странах наука признана в качестве инструмента внешней политики [8].

В целом эффективность реализации научной дипломатии зависит от наличия или отсутствия двух факторов: механизмов координации между ее участниками и уполномоченного института государственного управления (единого оператора), задающего стратегические рамки и координирующего деятельность всех участников. Приходится констатировать, что к настоящему моменту условий для эффективной реализации научной дипломатии в России нет: концепт российской научной дипломатии, стратегические и институциональные рамки не сформированы. Более того, некоторые эксперты считают, что про научную дипломатию нужно забыть до лучших времен и не использовать этот термин в публичном пространстве. Мы склонны не согласиться с этим мнением, ведь еще Махатма Ганди говорил: «Будущее зависит от того, что вы делаете сегодня».

Поэтому, продолжая традицию докладов РСМД по научной дипломатии и рекомендаций в логике: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть» [9], были собраны мнения экспертов, которые считают, что даже в текущей ситуации необходимо продолжать развивать российскую научную дипломатию. Здесь уместно отметить, что за последние месяцы мероприятий по научной дипломатии прошло больше, чем за все время с момента выделения научной дипломатии в качестве отдельного вида публичной дипломатии в 2019 г. в рамках «Концепции международного научно-технического сотрудничества (МНТС) РФ» [10].

Все эксперты сходятся по вопросу о необходимости поддержки отечественной науки и ученых. Если речь идет даже не об увеличении финансирования науки, то хотя бы о сохранении финансирования на том же уровне. Безусловно, это крайне важные и правильные вопросы, но они выходят за рамки данной статьи.

На текущем этапе для развития российской научной дипломатии представляются уместными следующие направления в рамках:

Повышения уровня компетентности участников научной дипломатии:

  • организация и проведение курсов повышения квалификации или переподготовки в области научной дипломатии;
  • введение курсов по научной дипломатии в образовательные программы подготовки в аспирантуре.

В рамках продвижения российской науки за рубежом:

  • поддержка российских научных журналов и обязательный перевод статей российских авторов на английский язык;
  • организация и проведение международных научных конференций в режиме онлайн;
  • сохранение личных коммуникаций с коллегами из других стран, при необходимости разделяя их с институциональными коммуникациями.

В рамках программных инициатив:

  • активизация взаимодействия с учеными государств — участников СНГ, например, Программы научной дипломатии стран Содружества;
  • увеличение финансирования совместных научных проектов по линии российских научных фондов;
  • увеличение количества ознакомительных визитов в Российскую Федерацию талантливой молодежи в рамках программы «Новое поколение».

В рамках концептуализации российской научной дипломатии:

  • активизация фундаментальных и прикладных исследований по научной дипломатии с подключением к исследованиям представителей правоведения, экономики, философии, педагогики, информатики, культурологии и др.;
  • для формирования общих подходов и решения актуальных задач у профессиональных дипломатов и ученых создание разнообразных площадок, например, центров научной дипломатии в российских вузах и научных организациях.

1. Wikimedia, Google Trends, Google News, Яндекс WordStat, Яндекс.Новости и др.

2. Penca J. The rhetoric of ‘science diplomacy’: innovation for the EU’s scientific cooperation. [EL-CSID working paper], No 16, 2018. Pp. 1–16.

3. Ruffini P.-B. Collaboration and Competition: The Twofold Logic of Science Diplomacy // The Hague Journal of Diplomacy, No 15, 2020. Pp. 371–382.

4. Flink T. The Sensationalist Discourse of Science Diplomacy: A Critical Reflection // The Hague Journal of Diplomacy, No 15, 2020. Pp. 359–370.

5. Ruffini P.-B. Conceptualizing science diplomacy in the practitioner-driven literature: a critical review // Humanities and Social Sciences Communications, 2020.

6. Flink T., Schreiterer U. Science diplomacy at the intersection of S&T policies and foreign affairs: toward a typology of national approaches // Science and Public Policy, 37(9), November 2010. Pp. 665–677.

7. Young M., Rungius C., Aukes E., Melchor L., Dall E., Černovská E., Eliška Tomolová, Plumhans, L.-A., Ravinet P., Flink T., Moreno A. E. The 'Matters' of Science Diplomacy: Transversal Analysis of the S4D4C. Centre for Social Innovation, 2020.

8. Балякин А.А., Задорина А.К., Куклина И.Р., Малышев А.С., Тараненко С.Б. Позиционирование международного научно-технического сотрудничества в правовых документах стран — участников научной глобализации // Вестник РУДН. Серия: Социология, №4, 2018.

9. Высказывание принадлежит 26-ому президенту США в 1901–1909 гг., лауреату Нобелевской премии мира за 1906 г. Т. Рузвельту.

10. Концепция международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации. Одобрена решением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 года № ТГ-П8-952.

Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 2.7)
 (23 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju