Воздушный щит Зеленого континента. «Через тернии к звездам»
F/A-18A "Hornet" КВВС Австралии над
Сиднеем F/A-18A
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
(1 голос) |
Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Наряду с ВМС Королевские Военно-воздушные силы – один из ключевых видов Сил обороны Австралии. На них и на флот возложены задачи по защите Зеленого континента от возможного морского или воздушного нападения, прикрытию морских коммуникаций, проецированию силы в южной части Тихого океана, участию в международных операциях по обеспечению глобальной безопасности и стабильности. Для решения этих задач власти Австралии сформировали компактные, но хорошо оснащенные ВВС и реализуют планы их качественного развития.
Наряду с Военно-морскими силами Королевские Военно-воздушные силы – один из ключевых видов Сил обороны Австралии (Australian Defence Force). На них и на флот возложены задачи по защите Зеленого континента от возможного морского или воздушного нападения, прикрытию морских коммуникаций, проецированию силы в южной части Тихого океана, участию в международных операциях по обеспечению глобальной безопасности и стабильности. Для решения этих задач власти Австралии сформировали компактные, но хорошо оснащенные ВВС и реализуют планы их качественного развития.
Настоящее
На сегодня основу ВВС Австралии составляют американские истребители семейства «Hornet»: 69 самолетов F/A-18A/B четвертого поколения лицензионного производства второй половины 1980-х годов (здесь и далее данные о количестве летательных аппаратов взяты из отчета Flightglobal «World Air Forces 2014») и 24 новейших F/A-18F «Super Hornet» поколения «4+».
В начале 2000-х годов F/A-18A/B прошли модернизацию в рамках «Hornet Upgrade Program», в ходе которой было обновлено их бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и добавлена поддержка современного вооружения. Были также проведены мероприятия по увеличению ресурса самолетов для продления срока их службы до 2020 г. Благодаря предпринятому комплексу мер F/A-18A представляют собой достаточно современные истребители-бомбардировщики, способные противостоять большинству угроз, а количество выполняющих учебные задачи F/A-18B (15 самолетов) достаточно для обучения и поддержания квалификации летчиков истребительной авиации. 14 «Hornet» из 75-й эскадрильи – единственные самолеты австралийских ВВС, принимавшие за последние десятилетия участие в реальных боевых действиях: в 2003 г. в ходе второй войны в Ираке они выполнили 350 боевых вылетов. С их участием в войне связан курьезный факт, наглядно характеризующий отношение австралийского общества к данному военному конфликту. На официальном сайте Королевских ВВС Австралии, в историческом разделе, посвященном двум войнам в Персидском заливе, говорится о роли австралийских военнослужащих в поддержании порядка и восстановлении вооруженных сил Ирака, но об участии боевой авиации, впервые со времен войны во Вьетнаме, нет ни слова.
Качественное превосходство авиатехники Индонезии, которым, несомненно, обладает Су-30МК2 по сравнению с F/A-18A, для Австралии, привыкшей быть на голову выше других стран в южной части Тихого океана и Юго-Восточной Азии, недопустимо.
Серьезные задержки с поступлением на вооружение истребителя пятого поколения F-35A «Lightning II», списание в 2007–2010 гг. тактических бомбардировщиков F-111C/G «Aardvark», моральное и физическое устаревание F/A-18A/B поставили Австралию перед необходимостью пополнить свои ВВС «промежуточным» самолетом для поддержания боеспособности на высоком уровне. Этому, безусловно, способствовало и принятие Индонезией на вооружение современных истребителей российского производства – Су-27СК/СКМ и Су-30МК/МК2. Несмотря на в целом дружественные отношения, близкую позицию по Восточному Тимору, усиление соседнего государства не может не вызывать беспокойства у австралийцев. К тому же в последнее время Индонезия позволяет себе все более смелые высказывания в адрес Австралии. На этом фоне качественное превосходство авиатехники Индонезии, которым, несомненно, обладает Су-30МК2 по сравнению с F/A-18A, для Австралии, привыкшей быть на голову выше других стран в южной части Тихого океана и Юго-Восточной Азии, недопустимо.
В 2007 г. Австралия подписала контракт на закупку 24 многофункциональных истребителей F/A-18F «Super Hornet» новейшей на тот момент версии Block II с продвинутым БРЭО (в частности, с бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой). Начальной оперативной готовности первая эскадрилья «Super Hornet» достигла в декабре 2010 г., полной – в декабре 2012 г. Все самолеты были закуплены в двухместной модификации, оптимизированной для длительного патрулирования и выполнения ударных задач. Благодаря сдвоенному управлению не пришлось отдельно закупать учебно-тренировочные версии. Несмотря на небольшое количество, самолеты «Super Hornet» компенсируют моральное устаревание F/A-18A/B и способны эффективно выполнять любые задачи, которые могут быть поставлены перед ВВС Австралии.
Специфика географического положения вынуждает Австралию уделять особое внимание охране морских коммуникаций и границ. Эти задачи в австралийских ВВС выполняют 18 AP-3C «Orion» – прошедшие модернизацию в 1997–2002 гг. американские P-3C «Orion» производства второй половины 1970-х годов. Благодаря широкой номенклатуре БРЭО эти самолеты наряду с морским патрулированием способны решать и разведывательные задачи – в течение десяти лет (с 2003 по 2012 гг.) они выполняли их на Ближнем Востоке в интересах воевавших в Ираке и Афганистане коалиционных войск. Хотя модернизация позволила продлить срок службы самолетов и вывести их на новый уровень, к 2019 г. они все равно потребуют замены из-за исчерпания ресурса.
В развитии ВВС серьезное внимание уделяется противовоздушной обороне. Наряду с «Super Hornet» для этих целей в последние годы были закуплены самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-7A «Wedgetail». Они были специально разработаны для Австралии на основе среднемагистрального пассажирского самолета «Boeing» 737-700. Шесть таких самолетов достигли начальной оперативной готовности в ноябре 2012 г., полной – в конце 2013 г.Эти самолеты дают возможность обнаруживать и перехватывать на достаточном удалении воздушные цели, в том числе и низколетящие. Кроме того, E-7A можно использовать и для обнаружения и сопровождения надводных целей. Тем не менее систему ПВО Австралии нельзя считать надежной в полной мере из-за отсутствия зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) наземного базирования. Помимо авиации защиту от воздушного нападения могут обеспечивать только корабельные ЗРК. В настоящее время ведется строительство современных эсминцев ПВО типа «Hobart». Однако основной защитой традиционно является географическая удаленность густонаселенных районов, расположенных на юге и востоке континента.
Несмотря на небольшое количество, самолеты «Super Hornet» компенсируют моральное устаревание F/A-18A/B и способны эффективно выполнять любые задачи, которые могут быть поставлены перед ВВС Австралии.
Большую важность для Австралии представляет обеспечение действия авиации на большом удалении от своих баз. Эту задачу решают 5 новых танкеров KC-30A, переоборудованных концерном «Airbus» из авиалайнеров A330 и переданных ВВС Австралии в 2011–2012 гг. Экспедиционные возможности Вооруженных сил Австралии, ключевые для этой страны, поддерживает парк военно-транспортных самолетов – 6 стратегических C-17 «Globemaster III» и 12 многоцелевых C-130J «Super Hercules». Это новые самолеты, которые не потребуют замены в обозримом будущем. Для расширения возможностей по переброске войск и грузов на средние расстояния подписан контракт на закупку 10 тактических транспортных самолетов C-27J «Spartan» с поставками начиная с 2015 г.
Будущее
Военно-воздушные силы Австралии активно закупают новую авиатехнику, и многие позиции (самолеты ДРЛОиУ, танкеры, транспортная авиация) в них занимают новейшие самолеты, достойные первоклассных ВВС. Проблемными остаются только два элемента структуры ВВС, но по стечению обстоятельств именно они наиболее значимы.
Основа любых современных ВВС – многоцелевой истребитель. В настоящее время эту роль в австралийских ВВС играют F/A-18A «Hornet», которые, как уже отмечалось, стремительно устаревают морально и физически. В качестве замены в 2002 г. был выбран американский многоцелевой истребитель пятого поколения F-35A «Lightning II», который было запланировано закупить в количестве 100 ед. Малозаметный самолет, оснащенный передовым БРЭО, удовлетворил требованиям австралийских властей, хотя некоторые эксперты утверждали, что для паритета с перспективными истребителями Китая Австралии необходим исключительно F-22A «Raptor» (наиболее известны высказывания по этому вопросу К. Коппа). На тот момент предполагалось, что в 2011 г. F-35A достигнет первоначальной оперативной готовности в ВВС США, а в 2012 г. поступит в ВВС Австралии При этом австралийцы смогли бы относительно безболезненно списать свои F-111C/G и постепенно заменить «Hornet».
Однако эти сроки оказались далеки от реальности – сейчас первоначальной оперативной готовности F-35A в ВВС США планируется достичь в 2016 г. В Австралию «Lightning II» поступят только в 2019 г., а первоначальной оперативной готовности достигнут до конца 2020 г. Справедливости ради следует отметить, что два первых самолета, предназначенных для ВВС Австралии, уже находятся на финальной стадии сборки и летом 2014 г. будут переданы заказчику. Но в ближайшие годы они останутся в США, где австралийские летчики и технические специалисты будут совместно с американскими коллегами обучаться эксплуатации новой машины.
Систему ПВО Австралии нельзя считать надежной в полной мере из-за отсутствия зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) наземного базирования. Помимо авиации защиту от воздушного нападения могут обеспечивать только корабельные ЗРК.
Задержки вынудили Австралию закупить в качестве «промежуточного» самолета F/A-18F «Super Hornet» в количестве 24 ед. В последние несколько лет на фоне удорожания F-35A и переноса сроков достижения им оперативной готовности высказывались предложения по дополнительным закупкам «Super Hornet», уменьшению объема закупок «Lightning II» в будущем и эксплуатации смешанного парка истребителей. Планировалось переоборудовать часть парка «Super Hornet» в самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и подавления ПВО EA-18G «Growler» (машин этого крайне нужного типа в ВВС Австралии сейчас нет) и дополнительно приобрести «обычные» F/A-18F. На данный момент принят иной, значительно более рациональный план: закупить в США сразу EA-18G «Growler» в количестве 12 ед., отказаться от планов модернизации имеющихся самолетов, а в случае необходимости дополнительно приобрести 12 F/A-18F.
Самолеты EA-18G «Growler» призваны качественно повысить потенциал ВВС Австралии и вместе с модернизированными F/A-18A и новыми F/A-18F поддержать его на достаточно высоком уровне до поступления F-35A. Правительство официально продолжает придерживаться плана по закупке «Lightning II» в количестве 100 ед., но на фоне возможного дополнительного приобретения F/A-18F можно уверенно говорить о поступлении 72 ед. для формирования трех эскадрилий. Окончательное решение о закупках большего количества самолетов, предназначенных для постепенной замены уже флота «Super Hornet», будет принято в 2030-х годах.
Интересным нюансом возможного будущего «Lightning II» в Австралии представляется строительство двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Canberra» для нужд ВМС. Проект этих судов основан на испанском УДК «Juan Carlos I». Они обладают трамплином для самолетов с укороченным взлетом, таких, например, как F-35B (одна из модификаций «Lightning II»). Вообще приспособленность к базированию F-35B изначально была одним из требований австралийской стороны (в частности, Францией был предложен вариант УДК «Mistral» c трамплином). Однако говорить о закупках F-35B рано – возможность базирования самолетов на УДК типа «Canberra» пока интересует ВМС Австралии только с целью проведения совместных операций с Корпусом морской пехоты США.
Еще одним элементом ВВС, требующим замены, является морская патрульная авиация. Для Австралии она имеет особое значение в силу зависимости страны от безопасности морских границ и путей сообщения. В австралийских ВВС морская патрульная авиация представлена самолетами «Orion», требующими замены в ближайшие пять лет. Замена уже выбрана – это, несомненно, лучший на сегодня патрульный самолет P-8A «Poseidon». В 2017–2018 гг. планируется закупить 8 таких машин. Высокая цена не позволяет заменить 18 «Orion» в соотношении «один к одному», но уменьшение числа пилотируемых патрульных самолетов будет, вероятно, компенсировано закупкой тяжелых БПЛА MQ-4C «Triton». Последние были специально разработаны для американского флота на основе разведывательного БПЛА RQ-4 «Global Hawk» для действий в паре с «Poseidon».
Место ВВС в Силах обороны Австралии
Согласно Белой книге по обороне Австралии 2013 г. перед Вооруженными силами страны поставлены следующие задачи:
- сдерживание и отражение возможной вооруженной агрессии;
- укрепление стабильности и безопасности в южной части Тихого океана и в Восточном Тиморе;
- сотрудничество в целях укрепления безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, особенно в Юго-Восточной Азии;
- сотрудничество в целях обеспечения глобальной безопасности.
С усилением Индонезии и превращением Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в арену противостояния США и Китая Австралия уже не может чувствовать себя в полной безопасности только за счет своего географического положения.
Для успешного выполнения поставленных задач активно ведется перевооружение и поддерживается высокий уровень подготовки персонала. Замена устаревших образцов современной техникой – процесс весьма затратный, но жизненно необходимый для сохранения позиций Австралии в регионе. С усилением Индонезии и превращением Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в арену противостояния США и Китая Австралия уже не может чувствовать себя в полной безопасности только за счет своего географического положения. Тем не менее непосредственное столкновение с Китаем вряд ли произойдет, а залогом добрососедских отношений с Индонезией могут служить современные и боеготовые вооруженные силы.
Несмотря на то, что нападение на Австралию маловероятно, высоки шансы на участие страны в миротворческих операциях/интервенциях в малых государствах АТР, которые австралийцы относят к сфере своего влияния. Ситуация в этих государствах далека от стабильной, поэтому велика вероятность того, что Австралии придется применить силу для защиты своих интересов. К тому же у нее уже есть удачный опыт проведения подобных операций в Восточном Тиморе и на Соломоновых островах. Как показывает практика, ключевую роль в этих операциях играет авиация: военно-транспортные самолеты обеспечивают быструю переброску войск, а ударные дают интервентам и местным союзникам решающее преимущество над противником. Серьезное внимание, уделяемое австралийцами переоснащению транспортной авиации, свидетельствует об учете ими современных веяний.
Укрепляются союзнические отношения Австралии и США. На территории Австралии размещается американский контингент. Военная техника закупается почти исключительно в Соединенных Штатах, причем аналогичная той, что находится на вооружении у американцев. Личный состав совместно обучается и тренируется: первые австралийские летчики и техники истребителей F-35A будут проходить обучение вместе с американскими коллегами. ВВС Австралии регулярно принимают участие в учениях ВВС США. Например, на учения «Red Flag 14-1», проходившие с 27 января по 14 февраля 2014 г., были отправлены несколько истребителей-бомбардировщиков F/A-18A и самолет ДРЛОиУ E-7. Тесные союзнические отношения с США, кроме очевидных преференций, накладывают на страну серьезные обязательства – в случае необходимости ВВС Австралии будут вовлечены в конфликт, как это уже было в Афганистане и Ираке.
В заключение можно сделать вывод, что спокойный период для Австралии заканчивается. Это вызвано как нестабильностью в ряде соседних государств, так и обострением противостояния сверхдержав в АТР. Весьма вероятно, что в обозримом будущем австралийским ВВС придется вступить в бой не только в качестве союзника США, но и самостоятельно, и они уже к этому готовятся – не торопясь, но активно и добросовестно.
1. «Per аrdua ad аstra» (лат.) – девиз Королевских Военно-воздушных сил Австралии, доставшийся от Королевского летного корпуса Британской империи и сохранившийся с 1912 г.
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
(1 голос) |