Война в Северо-Восточной Азии: возможные сценарии
Китайский корабль окружен береговой
охраной Японии после высадки активистов
на острова Уоцури и Дяоюйдао в августе
2012
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
К.полит.н., профессор кафедры международных отношений Восточного института Дальневосточного федерального университета
К.полит.н., доцент кафедры международных отношений ДВФУ, адъюнкт-профессор Исследовательского центра Северо-Восточной Азии Цзилиньского университета (КНР)
Если Азиатско-Тихоокеанский регион все больше выдвигается в центр мировой политики и экономики, то центром тяжести самого АТР является Северо-Восточная Азия, где непосредственно сходятся и сталкиваются интересы великих держав – Китая, Японии, США и России. Вопросы войны и мира в Северо-Восточной Азии приобретают уже не просто региональное, но глобальное значение.
Если Азиатско-Тихоокеанский регион все больше выдвигается в центр мировой политики и экономики, то центром тяжести самого АТР является Северо-Восточная Азия, где непосредственно сходятся и сталкиваются интересы великих держав – Китая, Японии, США и России. Вопросы войны и мира в Северо-Восточной Азии приобретают уже не просто региональное, но глобальное значение.
Восточно-Китайское море: скоро грянет буря?
Если в Восточной Азии вспыхнет война, то ее основным театром, скорее всего, будет море. Это обусловлено географией региона, в котором главные игроки отделены друг от друга морскими просторами. Крупномасштабные военные действия на суше, например, в Европе, на Ближнем Востоке или Корейском полуострове, могут привести к колоссальным людским и материальным потерям, вынуждая политиков действовать более осторожно. На безлюдных океанских пространствах подобные риски гораздо слабее, что может понизить порог для принятия решения о начале войны.
В Северо-Восточной Азии (СВА) главный конфликтный потенциал сконцентрирован в Восточно-Китайском море, где в качестве антагонистов выступают Китай и Япония. Предмет их противоречий – суверенитет над островами Сенкаку (кит. Дяоюйдао) и разграничение исключительных экономических зон.
Если в Восточной Азии вспыхнет война, то ее основным театром, скорее всего, будет море. Это обусловлено географией региона, в котором главные игроки отделены друг от друга морскими просторами.
Тревожные симптомы, свидетельствующие об опасном росте напряженности, налицо. В 2012 г. Китай чрезвычайно резко отреагировал на решение японского правительства о национализации (путем покупки у частного владельца) островов Сенкаку. Китайские самолеты и суда все чаще вторгаются в зону японской юрисдикции в спорном районе. В свою очередь, в Японии наблюдается сдвиг общественных настроений в сторону более жесткой позиции в отношении Китая. Это показали и состоявшиеся в декабре 2012 г. парламентские выборы. Одно из предвыборных предложений нового премьер-министра Синдзо Абэ (пока нереализованное) – обеспечить на островах Сенкаку постоянное присутствие японских чиновников и персонала береговой охраны. Правительство Японии уже объявило об увеличении военных расходов в 2013 г., первом повышении оборонного бюджета за одиннадцать лет. Это соответствует предвыборным обещаниям Абэ нарастить военную мощь для противостояния «китайской угрозе».
По мнению ряда аналитиков, война в Восточно-Китайском море, казавшаяся почти невероятной еще несколько лет назад, может стать реальностью. Причина конфликта коренится не в военно-стратегическом значении этих необитаемых островков и не в залежах нефти и газа в Восточно-Китайском море. Спор вокруг Сенкаку приобрел символическое значение, став делом принципа между поднимающимся и становящимся все более националистическим Китаем, с одной стороны, и старающейся удержать свои слабеющие позиции Японией, с другой.
Вмешаются ли США?
Американская администрация неоднократно заявляла, что в вопросе о суверенитете над Сенкаку не занимает позицию в пользу той или другой стороны, но в то же время признает административный контроль Токио над островами. Следовательно, на эти территории распространяется действие американо-японского договора безопасности (1, 2). Вместе с тем примечательно, что американцы ни разу не заявляли о готовности вмешаться и применить военную силу на стороне своего японского союзника.
В Вашингтоне хорошо осознают риск, который обусловлен наличием антагонизма между Японией и Китаем, с одной стороны, и союзнических обязательств Вашингтона по отношению к Токио, с другой. Именно по этой причине подход США к спору вокруг островов Сенкаку приобретает некоторую схожесть с политикой «стратегической неопределенности» («strategic ambiguity»), которую Америка уже давно проводит в отношении «тайваньской проблемы». Некоторые авторитетные американские аналитики утверждают, что, если Токио станет инициатором кризиса, то США могут отказаться выступить на стороне Японии в военном столкновении с Китаем.
И все же, несмотря на вышеприведенные оговорки, США, по всей вероятности, окажут Японии военную поддержку в случае возникновения критической ситуации в Восточно-Китайском море, если Токио окажется не в состоянии справиться с ней самостоятельно. Однако этот прогноз действителен только на ближне- и среднесрочную перспективу – пока Америка сохраняет явное военное превосходство над Китаем в западной части Тихого океана.
Позиции других игроков
В случае использования Пекином своего ядерного оружия (несмотря на декларативную позицию неиспользования его против неядерных государств ни при каких обстоятельствах) в дело вступают позитивные гарантии США перед Японией. Россия совершенно точно не поддержит Китай ударом по территории Соединенных Штатов – наше стратегическое партнерство этого не предусматривает.
Как поведут себя другие государства Северо-Восточной Азии в случае военного столкновения Китая и Японии?
Южная Корея окажется в довольно сложной ситуации. С одной стороны, корейцы имеют к японцам претензии, во многом схожие с китайскими. С другой стороны, Сеул находится в военно-политическом альянсе с США. Поэтому Республика Корея, вероятно, займет официальную позицию нейтралитета, хотя многие в стране будут желать поражения Токио.
Северная Корея, хотя и является союзницей Китая, тоже вряд ли вмешается в конфликт. Непосредственные интересы КНДР с Восточно-Китайским морем никак не связаны, да и военных возможностей серьезно повлиять на исход конфликта у Пхеньяна нет.
Тайбэй, подобно Пекину, считает спорные острова китайской территорией. Однако почти невозможно представить, чтобы ради номинального патриотизма Тайвань включился в войну против главных гарантов своей де-факто независимости – США и Японии. Исключено и военное выступление против материкового Китая.
Соотношение сил Японии и Китая в вероятном конфликте
Андрей Губин:
Военно-морское строительство как
«лекарство от кризиса»: японский пример
В случае использования Пекином своего ядерного оружия (несмотря на декларативную позицию неиспользования его против неядерных государств ни при каких обстоятельствах) в дело вступают позитивные гарантии США перед Японией. Россия совершенно точно не поддержит Китай ударом по территории Соединенных Штатов – наше стратегическое партнерство этого не предусматривает. По этой причине ядерный потенциал КНР «выносим за скобки».
Япония располагает мощной базой ВВС и ВМС на Окинаве, что ставит ее в благоприятное положение, так как на острове можно будет сосредоточить главные силы и создать плацдарм, фактически «непотопляемый авианосец». Окинава при этом надежно прикрывается от атак с воздуха (включая удары крылатыми ракетами) комплексами «Пэтриот», истребителями, корабельными средствами ПВО.
Японская тактическая авиация не оснащена системой дозаправки топливом в воздухе, однако ввиду малого подлетного времени с Окинавы способна обеспечить практически беспрерывное патрулирование и выполнение задач по уничтожению морских и воздушных целей. Говорить о массированных ударах японской авиации по наземным целям на территории материкового Китая затруднительно – такие полеты возможны только с небольшой нагрузкой для поражения точечных целей.
Стоит исключить и возможность высадки воздушного десанта на острова Сенкаку – они слишком малы, да и обеспечить безопасность доставки крайне проблематично.
Москва, несомненно, почувствует на себе последствия войны в Восточно-Китайском море, прежде всего экономические. Разрыв, пусть даже временный, торговых и финансовых связей между Китаем и Японией, Китаем и США, а также возможная блокада Америкой морских коммуникаций КНР вполне могут вызвать глобальный экономический кризис, который больно ударит и по России
Япония может без ущерба для защиты основной территории сосредоточить в зоне конфликта треть парка боевых самолетов (около 100 единиц). Основа ВВС – современные машины, способные наносить удары по морским целям бомбами и управляемыми ракетами, не входя в зону поражения большинства китайских корабельных средств ПВО, а также уничтожать воздушные цели на значительном расстоянии. Токио также обладает самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), радиоэлектронной борьбы (РЭБ), что существенно упрощает контроль за воздушной и морской обстановкой, наведение авиагрупп и может затруднить работу китайских электронных средств.
Китай может сосредоточить основную часть боевых средств и обеспечения в районе городов Фучжоу, Тайчжоу и Нинбо. Нет достоверных данных относительно степени контроля китайскими радиолокационными станциями воздушного пространства страны, однако в случае конфликта он, бесспорно, будет усилен в узловых районах. То же можно сказать и о наземных системах ПВО.
Ввиду значительных размеров страны массовая переброска боевых средств будет затруднена. Китай также не сможет оставить полностью без прикрытия границу с «северным соседом» – Россией, равно как и ослабить «индийский участок». Техническое состояние и опыт китайских пилотов тоже вызывают вопросы, поэтому используемый парк боевых самолетов первоначально вряд ли превысит 15% (около 200 единиц).
И снова в небе могут столкнуться «советы» и «штаты» – Китай совершенно точно устроит испытание многофункциональным истребителям поколения Су-27 (как российским, так и собственного производства). По летным характеристикам они превосходят истребители противников и обладают высокими возможностями поражения морских и воздушных целей.
Хотя расстояние от аэродромов до Сенкаку будет несколько большим, чем у японцев, технически сохраняется возможность непрерывно находиться над спорным районом. Однако из-за географического расположения японцам легче контролировать с моря и воздуха маршрут китайских самолетов над Восточно-Китайским морем, нежели китайцам японские передвижения от Окинавы.
ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) обладают крайне немногочисленными самолетами обнаружения и управления. Реального опыта наведения авиагрупп у них нет, равно как и практики взаимодействия с флотом. Поэтому в воздухе китайцы будут полагаться, прежде всего, на «эффект масштаба», и «битва за Сенкаку» для ВВС НОАК первоначально будет сопряжена со значительными потерями. Вместе с тем китайцы смогут покрыть потери в авиации переброской соединений из других районов, а в будущем и активным строительством новой техники (ежегодные темпы обновления – 100 машин).
Сходным образом обстоит дело на море. Морские силы самообороны Японии – это современный многочисленный полноценный флот. В зоне Сенкаку японцы смогут развернуть, по крайней мере, четыре эсминца с системой «Иджис» с баз Йокосука, Сасебо и Куре. Их отличительные особенности – способность обеспечивать управление морскими силами и авиацией, высокие возможности по обнаружению целей и управлению огнем всего соединения.
Японцы способны также задействовать дюжину эсминцев с более скромными боевыми возможностями для задач противолодочной обороны и ближней ПВО. Для решения боевых задач, направленных против Китая, прежде всего, для слежения за атомными подводными лодками, могут быть выделены до восьми современных дизельных субмарин. Новый эсминец-вертолетоносец «Хиуга» может быть использован для выполнения противолодочных функций в составе эскадры.
У японцев имеются и десантные корабли. Однако на Сенкаку возможна высадка только малых групп без тяжелого вооружения с вертолетов и катеров на воздушной подушке. Кроме того, амфибийная операция может быть успешной только в случае превосходства на море и в воздухе, которого ни одна из сторон в нынешнем положении обеспечить не в состоянии.
Необходимо также отметить, что в случае оборудования форпоста на Окинаве Японии придется значительные объемы техники, боеприпасов и обеспечения доставлять морем. Даже при следовании «тихоокеанским путем», с заходом в Восточно-Китайское море на финальной стадии, уязвимость перевозок существенно возрастает. Поэтому японцам нужно будет обеспечить мощную противолодочную оборону конвоям.
Важно упомянуть и то, что японские корабли не обладают возможностью поражать береговые объекты на китайской территории – стране запрещено иметь ракетное оружие подобного класса.
ВМС НОАК обладают внушительным боевым потенциалом. В зоне конфликта непосредственно находится Восточный флот (основные базы – Нинбо, Шанхай). Реальную боевую силу представляют четыре эсминца российской постройки, оснащенные мощным противокорабельным вооружением. В Восточном флоте имеются также семь современных дизельных подводных лодок (в том числе четыре российские), которые могут выполнять весь спектр боевых задач, включая слежение за надводным и подводным противником, уничтожение врага противокорабельными ракетами и торпедами, постановку мин. Тем не менее Восточному флоту не хватает эффективных противолодочных сил. Не стоит забывать и о китайских ракетных катерах (точное их количество в районе неизвестно, но не меньше двух десятков), которые не позволят японским надводным силам приблизиться к побережью.
Следует ожидать, что в случае конфликта вокруг Сенкаку в бой вступит и часть сил Южного флота, что перечеркнет кажущееся превосходство японцев на море. Наиболее современные боевые единицы оснащены китайским аналогом многофункциональной системы «Иджис» и способны уничтожать надводного и воздушного противника за пределами действия японского оружия.
Два флота в совокупности располагают двадцатью десантными кораблями разных типов, однако перспектива масштабной амфибийной операции на Сенкаку маловероятна в силу причин, указанных выше.
Корабли Северного флота Китай вполне может приберечь. Исключение составляют многоцелевые атомные лодки. Доподлинно неизвестно, сколько новых атомных подводных лодок имеется в составе ВМС НОАК (предположительно три) и какова боеготовность четырех устаревших лодок. Тем не менее можно рассчитывать, что, по крайней мере, две субмарины будут использоваться для нарушения снабжения Окинавы. Китайский авианесущий крейсер «Ляонин» проходит цикл испытаний и пока еще не может считаться боевой единицей.
Таким образом, при масштабном японо-китайском конфликте в районе Сенкаку без вмешательства третьей стороны победу, скорее всего, одержат китайцы, хотя и ценой значительных потерь. Об этом можно говорить, прежде всего, исходя из численного превосходства КНР на море и в воздухе и наличия солидных резервов при сопоставимых или лучших характеристиках боевых систем и средств поражения. Все это перевешивает высокие способности японцев в плане организации и управления.
Что если вмешается Америка?
Американская администрация неоднократно заявляла, что в вопросе о суверенитете над Сенкаку не занимает позицию в пользу той или другой стороны, но в то же время признает административный контроль Токио над островами. Следовательно, на эти территории распространяется действие американо-японского договора безопасности.
Как отмечалось выше, США, скорее всего, окажут Японии военную поддержку. Но принципиально важно, что будет представлять собой американское вмешательство в конфликт.
Вероятно, Вашингтон сначала изберет наиболее умеренный вариант и направит в район «контролирующую группировку», которая не будет напрямую вмешиваться, но своим присутствием убавит пыл китайцев. При этом ВМС США, устроив массовые маневры в Южно-Китайском море, фактически могут блокировать выход в район Сенкаку сил Южного флота, что будет на руку японцам и сравняет шансы. Представляется, что и самим американцам будет крайне интересно оценить потенциал НОАК без непосредственного боестолкновения, «чужими руками».
Если окажется, что эти меры не помогают и китайцы одерживают верх, то Вашингтон должен будет решиться на прямое военное вмешательство, чтобы не допустить разгрома Японии. При этом будут задействованы Седьмой оперативный флот США, базирующийся в Йокосуке, Сасебо и на Гуаме, а также база ВВС Андерсен (Гуам).
В нынешних условиях бесспорного превосходства над Китаем в стратегических вооружениях американцы могут пойти на жесткую показательную акцию, включая удары крылатыми ракетами и авиацией по аэродромам и базам флота. Потенциала ВВС и ВМС НОАК сегодня будет явно недостаточно для действия против объединенных японо-американских сил. Флот и авиация США обладают колоссальным боевым опытом, японская техника стандартизована с американской, регулярно проводятся совместные учения, поэтому проблем с взаимодействием на театре военных действий не возникнет.
Более того, США в состоянии применить против Китая политико-дипломатические и, что самое главное, экономические санкции вплоть до введения полного эмбарго на торговлю и установления морской блокады. Учитывая, что экономика Китая все еще весьма зависима от торговли с Америкой, особенно от морских поставок углеводородов, экономическая блокада может стать очень эффективным инструментом воздействия. Но решиться на такой шаг американцам, возможно, будет даже сложнее, чем открыть военные действия против Китая. Учитывая значение КНР для глобальной экономики и для самих США, торговое эмбарго может со временем превратиться в обоюдоострое оружие.
Крайне сложно говорить о перспективах японо-китайского столкновения (с возможным участием США), скажем, через 10–15 лет. Китай за это время удвоит (количественно и качественно) свой военный потенциал. Япония, вероятно, останется на той же позиции в военном отношении. США, скорее всего, несколько усилят свой военный потенциал в западной части Тихого океана, но из-за бюджетных ограничений рост их военных возможностей будет весьма затруднен. Таким образом, в долгосрочной перспективе соотношение сил явно изменится в пользу Китая.
Чем все закончится?
Хотя вариантов развязки конфликта может быть бесконечно много, выделим пять базовых сценариев.
- Проигрыш Китая и наступление биполярной конфронтации. Поражение приведет к еще большему росту массового национализма и ужесточению антияпонских и антиамериканских настроений в КНР. Китай, жаждущий реванша, начнет готовиться к новой войне. Международный порядок в АТР приобретет законченный вид конфронтационной биполярной системы (Китай против блока США, Японии и их союзников), балансирующей на грани войны.
- Проигрыш Китая и смена режима. Этот сценарий напоминает то, что произошло с Аргентиной после ее проигрыша в Фолклендской войне [1]. Сокрушительное военное поражение послужит катализатором массовых волнений, направленных против КПК, что приведет к радикальной трансформации политического режима и приходу к власти новых политических сил, исповедующих более демократические, но, скорее всего, не менее националистические взгляды.
- Боевая ничья. Контроль над спорными островами останется за японцами, однако ВМС и ВВС НОАК нанесут японо-американской объединенной группировке значительный урон, избежав при этом катастрофических потерь. Это позволит каждой стороне объявить о своей победе. Далее, скорее всего, произойдет консолидация конфронтационной биполярности в АТР, и обе стороны начнут готовиться к новой схватке.
- Победа Китая и проигрыш Японии. Этот вариант может материализоваться, если США откажутся оказать Японии действенную военную поддержку. Япония потерпит поражение, и контроль над островами перейдет к китайцам. Далее возможны три альтернативы.
- Сообщество безопасности. Конфликт, который будет стоить всем его участникам колоссальных материальных потерь, окажется для них трансформирующим опытом, даже независимо от того, кто одержит в нем военную победу. В Токио и Вашингтоне убедятся в том, что Китай стал по-настоящему мощной державой и способен нанести противнику неприемлемый ущерб, даже если он применит свою силу в ограниченном масштабе. В Пекине поймут, что не стоит недооценивать решимости Японии (при поддержке США) защищать свои национальные интересы. Обе стороны осознают, что конфликт мог легко подвергнуться эскалации, в том числе и ядерной, в результате чего на кону оказалось бы уже само существование государств. Кризис в Восточно-Китайском море послужит поворотным пунктом, подобно Карибскому кризису между США и СССР, и значительно ускорит формирование в регионе мирного «сообщества безопасности» [3].
Первое. Поражение еще больше усилит националистические и реваншистские настроения в Японии. Токио выйдет из показавшего свою ненадежность альянса с США, примет решение о снятии военных самоограничений, включая, возможно, создание собственного ядерного оружия, и начнет готовиться к длительному и ожесточенному противостоянию с Китаем. В АТР возникнет триполярная система, где в роли главных полюсов выступят Китай, США и Япония.
Второе. Поражение приведет к осознанию японцами бесперспективности дальнейшего противостояния. Подобно тому, как проигрыш американцам в Тихоокеанской войне заставил Токио признать верховенство Вашингтона, Япония признает Пекин в качестве нового сюзерена и порвет с США. Среди части японской элиты уже сегодня существует мнение в пользу вхождения в орбиту стратегического влияния Китая [2]. Проигрыш в войне может парадоксальным образом усилить эти настроения, продемонстрировав бесполезность сопротивления растущей китайской мощи.
Третье. Испытав шок от разгрома, Япония окончательно потеряет веру в собственные силы и фактически превратится в американский протекторат. Это, скорее всего, будет способствовать наступлению в АТР жесткой биполярности «Пекин против Вашингтона» в духе первого сценария.
Выводы для России
Вследствие относительной отдаленности театра военных действий от территории страны непосредственной военной угрозы для России конфликт представлять не будет. Однако Москва, несомненно, почувствует на себе последствия войны в Восточно-Китайском море, прежде всего экономические. Разрыв, пусть даже временный, торговых и финансовых связей между Китаем и Японией, Китаем и США, а также возможная блокада Америкой морских коммуникаций КНР вполне могут вызвать глобальный экономический кризис, который больно ударит и по России. В связи с этим Россия должна использовать все имеющиеся у нее рычаги (в основном дипломатического характера), чтобы постараться предотвратить кризис между Китаем и Японией. Не исключено, что Москва и Вашингтон могли бы сыграть в унисон, чтобы умерить пыл участников конфликта. США в состоянии повлиять на своего союзника – Японию, а Россия на своего стратегического партнера – КНР.
1. После завершения конфликта возглавлявший Аргентину генерал Л. Галтьери был отстранен от власти, начались массовые выступления против правления военных, и в 1983 г. в стране состоялись демократические выборы. По некоторым оценкам, «война за Мальвины» отбросила Аргентину в экономическом отношении на пятнадцать лет назад.
2. Luttwak E. The Rise of China Vs. the Logic of Strategy. Cambridge, MA: The Belkhap Press of Harvard University Press, 2012. P. 125–126.
3. Сообщество безопасности – это международная система, участники которой воздерживаются от применения насилия в отношениях друг с другом и решают споры только мирным путем. В мире сегодня существуют четыре таких сообщества – Европа, Северная Америка, Южная Америка и (с определенными оговорками) Юго-Восточная Азия.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |