Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Марьясис

К.э.н., руководитель отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН

Восточное Средиземноморье — это во многом удивительный регион, в котором пересекаются политические, культурные, экономические интересы трёх частей света — Европы, Азии и Африки. И собственно море здесь играет не последнюю роль. Если в ХХ в. — это была в основном транспортная артерия, а также арена ведения военных действий со всеми вытекающими отсюда последствиями, то в последнее десятилетие к этому прибавилась существенная экономическая функция — на континентальном шельфе ряда стран был найден природный газ, а скоро, возможно, найдут и нефть. Для этих стран, в частности Израиля, это означает кардинальное изменение ситуации как непосредственно в сфере энергетики, так и в области национальной безопасности.

Восточное Средиземноморье — это во многом удивительный регион, в котором пересекаются политические, культурные, экономические интересы трёх частей света — Европы, Азии и Африки. И собственно море здесь играет не последнюю роль. Если в ХХ в. — это была в основном транспортная артерия, а также арена ведения военных действий со всеми вытекающими отсюда последствиями, то в последнее десятилетие к этому прибавилась существенная экономическая функция — на континентальном шельфе ряда стран был найден природный газ, а скоро, возможно, найдут и нефть. Для этих стран, в частности Израиля, это означает кардинальное изменение ситуации как непосредственно в сфере энергетики, так и в области национальной безопасности.

Интересно, что на всём протяжении истории современного Израиля морю уделялось относительно немного внимания, хотя береговая линия у страны весьма протяженная. ВМС были на вторых ролях по сравнению с другими видами вооружённых сил, водная пассажирская инфраструктура не развивалась. Грузовые морские перевозки, правда, получили в стране достойное развитие. Однако этим, пожалуй, роль этой акватории для Израиля ограничивалась.

Сейчас мы наблюдаем серьезное изменение уклада жизни в восточном Средиземноморье как с политической, так и с экономической точек зрения. Происходящее требует всестороннего анализа. Именно поэтому доклад «Report of the Commission on the Eastern Mediterranean», выпущенный совместной израильско-американской группой исследователей, весьма актуален. Состав экспертной группы впечатляет — тут и бывшие руководители ВМС Израиля, и дипломаты высокого ранга, и представители деловых кругов. В фокусе доклада находится вопрос перспектив взаимодействия Израиля и США в этом регионе. Структурно доклад разбит на разделы, отражающие различные группы проблем/возможностей для сотрудничества двух стран в восточном Средиземноморье.

Стратегическая трансформация

В этом разделе показана динамика изменений отношения США к Ближнему Востоку на фоне происходящих в регионе событий. Авторы доклада подчёркивают стремление нынешней администрации США «уйти» из Восточного Средиземноморья и обратить свои взоры на Азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Но в реальности сделать это крайне сложно. Процессы, запущенные США в этом регионе, в частности в Ираке, Афганистане, Сирии, уже невозможно остановить, сократив там своё присутствие или завершив свои операции. Попытки сделать это приводят лишь к росту напряжения. Сложности во взаимоотношениях наблюдаются сегодня у США практически со всеми региональными союзниками — Израилем (в частности по вопросам урегулирования палестино-израильского конфликта и ядерной сделки с Ираном), Саудовской Аравией (в данном случае можно говорить о комплексе факторов, среди них: начало разработки в США сланцевого газа и нефти, что делает их зависимость от саудовских энергоресурсов существенно меньше). США также недовольны тем, что КСА больше озабочено своей враждой с Ираном, а не борьбой с запрещённой в РФ ИГ; всё это приводит к нежеланию американцев увеличивать поставки королевству вооружений, отсюда и довольно холодный приём президента США руководством Саудовской Аравии). В случае с Турцией США недовольны отношением страны к гражданской войне в Сирии, так как турков волнует исключительно решение курдской проблемы. На остальное они готовы закрыть глаза. Также сам факт непредсказуемости политики Р. Эрдогана раздражает американскую администрацию, ведь Турция — член НАТО. Демарш Р. Эрдогана в отношениях с Россией мог привести к угрозе военного конфликта России с Альянсом. Р. Эрдоган, в свою очередь недоволен тем, что США отказываются выдать известного проповедника Фетхуллу Гюлена, которого турецкие власти подозревают в инспирировании попытки государственного переворота). При этом, как кажется, идея уйти из Восточного Средиземноморья противоречит базовой идеологеме США как модельного общества «города на холме», призванного привести остальные страны мира к максимально приближенному к идеальному, с точки зрения американцев, общественному укладу. Эта искренняя убеждённость в правильности своего видения мира и в своей глобальной миссии зачастую мешает американскому истеблишменту проводить беспристрастный анализ ситуации, увидеть «лес за деревьями», не подменять ценности (демократию, например) инструментами (выборами). Как показано в докладе, в настоящее время США не только обострили свои взаимоотношения со странами региона, но и с другими глобальными игроками — Россией и Китаем.

Между тем, как справедливо отмечают авторы, экономические и политические взаимоотношения Израиля с этими внерегиональными, но активными в Восточном Средиземноморье игроками, достаточно позитивны. И этому есть ряд подтверждений. В частности, Израиль не поддержал антироссийские санкции, а руководство обеих стран осуществляет очень интенсивную координацию в зоне боевых действий в Сирии — об этом много пишут в прессе обеих стран. Китай же активно развивает торгово-экономические отношения с Израилем. Даже со странами ЕС, несмотря на существенные расхождения по вопросам палестино-израильского урегулирования, Израилю вполне удаётся выстраивать эффективные торгово-экономические отношения. В частности, ЕС является ведущим торговым партнёром Израиля.

Более того, у еврейского государства появились возможности для диалога с такой, формально враждебной Израилю страной, как Саудовская Аравия. Авторами этот факт преподносится как сугубо положительный момент. Это действительно так. Наличие возможности обсуждения проблем само по себе является положительным фактором в развитии двусторонних отношений. Однако почему-то в докладе, да и в израильском истеблишменте в принципе, упускается тот момент, что суннитская Саудовская Аравия с закостенелым тоталитарным режимом, активно поддерживающим исламистов по всему миру, вряд ли может считаться прогрессивным обществом, имеющим потенциал стать надёжным партнёром страны в долгосрочном периоде. Видимо, большое значение здесь имеет тот факт, что эта страна, в отличие, скажем, от шиитского Ирана, пока имеет статус регионального союзника США.

Вызовы региональной безопасности

К вызовам такого рода авторы доклада относят: конфликт между шиитами и суннитами и ирано-российскую ось; ситуацию в Сирии; распространение конвенционального и не конвенционального вооружения; кибербезопасность; проблему беженцев; израильско-турецкие отношения; морской терроризм и некоторые другие.

REUTERS/Mohamed Azakir
Наталья Беренкова:
Ливанский фронт

В целом набор достаточно очевиден. Иран, руководство которого отказывается называть Израиль Израилем, поддерживает враждебную еврейскому государству ливанскую шиитскую организацию «Хезболла» и в общем выражает одобрение любых попыток стереть это государство с политической карты мира, давно воспринимается в Израиле как серьезная угроза безопасности страны. Взаимоотношения Ирана и США, несмотря на определённое снижение накала страстей, дружескими тоже никак не назовёшь. Возможность появления в Иране ядерного оружия воспринимается странами региона крайне болезненно, а достигнутое соглашение по этому вопросу позволяет режиму аятолл довести свою ядерную энергетику до так называемого «порогового состояния».

Гражданская война в Сирии — очевидная угроза безопасности региона. Об этом много пишут, поэтому в данном материале нет смысла подробнее останавливаться на этой проблеме, как, собственно, во многом и на связанной с ней проблеме беженцев, счёт которых идёт уже на миллионы. В свою очередь, вопросы кибербезопасности носят глобальный характер, а не специфически региональный, и требуют серьёзного анализа вне рамок этой статьи.

Распространение вооружений в Восточном Средиземноморье — давняя забота Израиля. У проблемы существует несколько аспектов. Первый вопрос — это доставка оружия морским и сухопутным путём в места расположения организаций, считающихся в Израиле террористическими — ХАМАС и «Хезболлы». Израиль и Египет (в меру своих возможностей) активно противодействуют этому явлению. В частности, ведут постоянные консультации со странами, оружие чьего производства попадает в руки террористам. К таким странам относится и Россия, которая поставляет оружие в Иран, а оно потом оказывается в руках «Хезболлы». Второй аспект — распространение ядерного оружия в регионе. В Израиле опасаются (и в этом они не до конца находят понимание американских партнёров), что возможность получения ядерного оружия Ираном заставит, как минимум, Саудовскую Аравию, Турцию и Египет задуматься о создании собственных арсеналов данного вида вооружений, что в корне изменит обстановку в регионе. Напомним, что Израиль также, судя по всему, располагает ядерным потенциалом, к тому же он не является подписантом договора о нераспространении ядерных вооружений. Однако существует понимание, что правящая элита страны очень ответственно относится к своим ядерным возможностям. В частности, известно, что уже во время войны 1973 г. правительство Израиля обсуждало вопрос применения ядерного оружия против напавших тогда на страну арабских стран — Египта и Сирии — но воздержалось от этой меры.

Авторы доклада считают, что снятие санкций с Ирана, а также возможность закрепления боевиков ИГ на средиземноморском побережье Сирии и Ливии увеличивают угрозу активизации морского терроризма в рассматриваемом регионе. Для Израиля это может стать существенной проблемой, так как с недавнего времени страна ведёт разработку шельфовых месторождений газа в Восточном Средиземноморье [1] . Такой терроризм может представлять опасность и для Египта, и для Кипра, и для Турции, которые также заинтересованы в интенсификации развития экономического потенциала этой акватории. Проблема действительно существует. Однако, как кажется, кооперация ВМС этих стран (в особенности Израиля и Турции) вкупе с поддержкой кораблей 6-го флота США и нарастания операционных возможностей в регионе российских ВМС позволят купировать данную проблему.

Израильско-турецкие отношения в последние годы характеризуются крайней нестабильностью, что является отражением в целом не самого предсказуемого, с точки зрения своей внешнеполитической линии, режима президента Р. Эрдогана. В 1990-е гг. Турция была одним из ключевых союзников Израиля в регионе. Однако в XXI в. отношения между двумя странами ухудшались и достигли открытой враждебности в 2010 г. после событий вокруг так называемой «флотилии свободы». Тогда небольшая флотилия во главе с судном «Мави Мармара» пыталась прорвать морскую блокаду Сектора Газа израильскими ВМС, для предотвращения которой Израиль послал десант. Встретив вооружённое сопротивление, десант застрелил 9 пассажиров судна, имевших турецкое гражданство. В 2015-2016 гг., оказавшись во внешнеполитическом тупике из-за резкого ухудшения отношений и с Россией, и со странами Запада, турецкие власти начали активно искать возможности примирения с Израилем, чего в итоге достигли (также как и примирения с Россией). Вместе с тем, в настоящее время израильтяне относятся к кооперации с Турцией с недоверием, хотя возможности как экономического сотрудничества в сфере освоения восточносредиземноморского бассейна, так и кооперации по борьбе с терроризмом выглядят достаточно привлекательно.

Взгляд на роль России в регионе

Хотелось бы подробнее остановиться на том аспекте доклада, который анализирует влияние России в регионе. Вызывает удивление утверждение о существовании оси Россия–Иран. Действительно, страны интенсифицировали двусторонние экономические отношения после отмены санкций. Россия, как и Иран, поддерживает усилия президента Сирии в борьбе с исламистами запрещённых в России ИГ и Аль-Каиды. При этом нельзя сказать, что в Сирии ВКС России действуют в кооперации с вооружёнными силами Ирана. Это, скорее, выглядит, как две параллельные операции.

Не меньшее удивление вызывает утверждение авторов доклада, что подобные действия России в Сирии наносят вред интересам Израиля. Тот факт, что Б. Асад является давним союзником Ирана негативно воспринимается в Израиле, особенно с учетом его поддержки «Хезболлы». И то, что Россия, поддерживая усилия правящего режима в Сирии, тем самым косвенно поддерживает эту шиитскую организацию, тоже представляет собой негативный для Израиля фактор. Однако активные и достаточно эффективные действия российских ВКС против исламистов — положительные новости для Израиля, так как ни одна из этих организаций не является (мягко говоря) дружественной для еврейского государства. Если их представители придут к власти в Сирии, то Б. Асад покажется Израилю меньшим из двух зол. Поэтому зачастую израильтяне говорят, что они не поддерживают ни одну сторону сирийского конфликта, и их единственный интерес — это предотвращение поставок оружия «Хезболле», чем Армия обороны Израиля активно и занимается. Возникает ощущение, что упрощённая оценка, озвученная в докладе, дана под влиянием мнений его американских соавторов.

Противоречащим фактом выглядит также заявление и о том, что нестабильность в регионе выгодна России, так как она способствует росту цен на нефть. Сейчас, наоборот, наблюдается существенное падение цен на углеводороды и пока не видно, чтобы гражданская война в Сирии стимулировала их рост. К тому же нельзя забывать, что и нынешнему иракскому правительству крайне важны высокие цены на нефть, из-за падения которых (вкупе с рядом собственно внутрииракских проблем) бюджет страны сегодня крайне напряжён [2] , что ложится дополнительным грузом на американскую финансовую систему. Воюющая сегодня в Йемене Саудовская Аравия, как кажется, не отказалась бы от более высоких цен на чёрное золото, хотя, конечно, финансовое состояние королевства гораздо более стабильное, чем у Ирака.

Шельфовый газ — возможности региона

На средиземноморском шельфе Израиля, Ливана, Египта, Кипра найдены существенные запасы газа. Израиль первым смог начать их разработку в пределах своей экономической зоны. Считается, что часть добываемого газа страна будет использовать для собственных нужд, а часть — экспортировать. Новые реалии не только стимулировали трансформацию внутреннего хозяйственного уклада Израиля, но и привели к целой серии скандалов, связанных как с антимонопольными процессами, так и вообще с параметрами формирующегося рынка энергоносителей. Сегодня можно сказать, что основные проблемы преодолены и развитие газодобывающей отрасли Израиля будет развиваться более эффективно. Кстати, Россия заинтересована стать одним из игроков на этом рынке.

Авторы доклада справедливо отмечают и возможности кооперации стран региона по добыче, транспортировке и экспорту газа, и проблемы, как с точки зрения безопасности, так и в вопросах параметров регионального сотрудничества. Например, существует возможность создать единый консорциум в этой сфере между Израилем, Египтом и Турцией. Но это исключает кооперацию Израиля с Кипром и Грецией по поставкам шельфового газа в Европу. Заинтересованная в получении этого углеводорода Турция находится в непростых отношениях с Египтом, да и с Израилем, как показано выше, система доверия ещё не восстановлена. Нельзя сбрасывать со счетов и конфликт между Израилем и Ливаном вокруг определения территорий, которые относятся к зоне экономических интересов этих государств.

Сейчас с уверенностью можно сказать лишь то, что найденные месторождения уже кардинально изменили геополитическую и экономическую ситуацию в Восточном Средиземноморье. Однако вопрос, смогут ли они содействовать интенсификации кооперации стран региона или послужат «яблоком раздора» остаётся пока открытым.

В докладе не сказано ни слова о роли таких международных организаций как ООН и НАТО в урегулировании ситуации в регионе. По-видимому, это отражает их восприятие как неспособных эффективно решать современные проблемы международных отношений. При этом всё же, в любом случае эти организации достаточно активно вовлечены в региональные события и упускать этот факт из виду не совсем корректно. У России, как известно, также много претензий к нынешней модели действий ООН. Это ли не повод задуматься?

1. Об этом в последнее время много пишут. См., например: Марьясис Д.А. Израильские месторождения газа — новая реальность энергообеспечения страны, новые горизонты//Восточная аналитика, стр.165-179. ИВ РАН, Москва, 2012 г.

2. Об этом, в частности рассказал теперь уже бывший министр обороны Ирака Халед Аль-Обейди в интервью английскому изданию «Sunday Telegraph» http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/iraq/12192238/Iraq-runs-out-of-money-to-take-on-Islamic-State.html

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся