Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

С самого начала СВО Брюссель уделял особое внимание ограничительным мерам в отношении российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Вводились и расширялись запреты на импорт энергоносителей, на экспорт оборудования и технологий для нефтяной, газовой и иных промышленных отраслей, на инвестиции в энергетический сектор. Устанавливались таргетированные ограничения в отношении отдельных компаний и нефтеналивных судов. Подобные ограничения в той или иной степени получили развитие и в девятнадцатом пакете. Однако его особенностью стала эскалация вторичных санкций в отношении партнеров российского ТЭК в дружественных странах. В будущем подобная тенденция может продолжиться.

До начала СВО ЕС выступал с критикой вторичных санкций. Однако после февраля 2022 г. он стал в все чаще использовать их против связанных с Россией лиц в третьих странах. Как и в случае США, их основной мишенью долгое время оставались поставщики в Россию товаров экспортного контроля и промышленной продукции в обход экспортного контроля ЕС. Однако с июля 2025 г. проявилась тенденция эскалации вторичных санкций в отношении партнеров России в энергетическом секторе. Так, в восемнадцатом пакете под блокирующие санкции попали юридические лица в третьих странах, связанные, по мнению властей ЕС, с транспортировкой российской нефти. Подобные блокировки вряд ли причиняют существенные проблемы России. В юрисдикциях третьих стран место заблокированных фирм наверняка займут новые.

Более заметным эскалационным шагом последних двух пакетов можно считать санкции в отношении покупателей российской нефти, в том числе нефтеперерабатывающих предприятий. В восемнадцатом пакете заблокирована индийская компания Nayara Energy — оператор нефтеперерабатывающего предприятия, совладельцем которого выступает, как указывается в Регламенте 269/2014, российская нефтяная компания. В девятнадцатом пакете удар пришелся по китайской нефтеперерабатывающей компании Shandong Yulong Petrochemical, а также компании ChinaOil — покупателю российской нефти. США, со своей стороны, еще 6 августа 2025 г. ввели против Индии так называемые вторичные тарифы — дополнительные пошлины за закупки российской нефти.

Пока вторичные санкции против китайских и индийских компаний, а также вторичные тарифы едва ли стали заметным событием в отношениях Дели и Пекина с западными столицами. Какие-либо ответные меры лидерами глобального большинства не предпринимаются. Впрочем, нет признаков и того, что оба покупателя российской нефти собираются подчиняться требованиям инициаторов санкций. Вторичные санкции могут повлиять на бизнес в данных странах. В некоторых случаях одни крупные компании вступают в соглашение с западными регуляторами, стремясь выйти из-под санкций, а другие — усиливают комплаенс с целью избежать санкций. Однако российские поставки важны для обеих стран, поэтому их прием может быть продолжен другими компаниями или же теми, кто ориентирован исключительно на работу с российским рынком. В любом случае в будущем следует ожидать дальнейшей эскалации в отношении российского энергетического сектора. Соперничество «снаряда и брони» на экономическом поле продолжается.

Восемнадцатый пакет санкций ЕС отметился акцентом на энергетическом секторе. С самого начала специальной военной операции (СВО) в 2022 г. Брюссель уделял особое внимание ограничительным мерам в отношении российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Вводились и расширялись запреты на импорт энергоносителей, на экспорт оборудования и технологий для нефтяной, газовой и иных промышленных отраслей, на инвестиции в энергетический сектор. Устанавливались таргетированные ограничения в отношении отдельных компаний и нефтеналивных судов. Подобные ограничения в той или иной степени получили развитие и в девятнадцатом пакете. Однако его особенностью стала эскалация вторичных санкций в отношении партнеров российского ТЭК в дружественных странах. В будущем подобная тенденция может продолжиться.

Российский энергетический сектор стал мишенью санкций ЕС задолго до начала СВО. Еще в 2014 г. на фоне событий в Крыму и Донбассе ЕС и другие инициаторы санкций использовали в отношении российского ТЭК секторальные санкции. Они подразумевали ограничения на привлечение долгосрочного финансирования для отдельных крупных компаний, а также элементы экспортного контроля и финансовых ограничений для арктических и сланцевых нефтяных проектов. Впрочем, такие ограничения носили скорее сигнальный и символический характер — по крайней мере, в сравнении с «цунами санкций» после начала СВО. С февраля 2022 г. ограничения в отношении отечественного ТЭК стали последовательно расширяться. Эскалация шла по нескольким направлениям.

Во-первых, масштабный экспортный контроль. Энергетическую отрасль затронули как общие ограничения, действующие в отношении России в целом (товары двойного назначения, широкая гамма промышленных товаров и оборудования), так и экспортные запреты непосредственно против ТЭК. В частности, на оборудование для переработки нефти и сжижения газа.

Во-вторых, запрет на импорт российских энергоносителей. С 2022 г. начали поэтапно вводиться запреты на импорт российской сырой нефти и нефтепродуктов (исключения сделаны лишь для стран ЕС, не имеющих выхода к морю и получающих нефть по трубопроводам, без права на трансфер данной нефти в иные страны ЕС и третьи страны). Ограничивалось участие лиц ЕС в торговле российской нефтью и нефтепродуктами, а также их транспортировке в третьи страны. Запрещалось хранение российской нефти и СПГ на территории ЕС. В девятнадцатом пакете запрет на импорт был распространен на сжиженный газ, а ранее — на перевалку российского СПГ на территории ЕС.

В-третьих, запрет на покупку и транспортировку российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны при условии, что цена контракта превышает установленный ценовой порог. Долгое время он держался на уровне 60 долл. США за баррель сырой нефти. Однако в 2025 г. ЕС ввел механизм плавающего порога, который меняется в зависимости от цены на нефть. В настоящее время он составляет 47 долл. Примечательно, что в России запрещено участие в сделках, которые подразумевают исполнение требований ценового порога.

В-четвертых, попытки ограничить российские перевозки энергоносителей. Российским лицам запрещено продавать танкеры. Идет борьба с так называемым теневым флотом – танкерами, которые, по мнению властей ЕС, используются для транспортировки российской нефти. Ведется список таких судов. В настоящее время их более пятисот. С каждым новым пакетом санкций список расширяется. Данные суда запрещено покупать или продавать в юрисдикции ЕС, выступать оператором или комплектовать экипажи таких судов, страховать и обслуживать их, осуществлять перевалку грузов с них в открытом море. Действует запрет на доступ в порты ЕС судам, которые осуществляют перевалку нефти в море или скрывают ее перевозку. Кроме того, введен запрет на транспортировку природного газа по трубопроводам «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2».

В-пятых, блокирующие финансовые санкции в отношении как российских лиц, имеющих отношение к энергетическому сектору, так и их партнеров в третьих странах. В последнем случае речь идет о вторичных финансовых санкциях. Специфика девятнадцатого и восемнадцатого пакетов — эскалация вторичных санкций в связи с Россией.

Понятие вторичных санкций не имеет определения в нормативно-правовых актах ЕС. Оно используется скорее в качестве политического понятия. Однако в узком смысле под ним можно понимать использование блокирующих финансовых санкций и иных ограничительных мер против лиц из третьих стран, сотрудничающих с российскими партнерами. Вместе с тем в праве ЕС присутствуют основания, которые могут использоваться для применения вторичных санкций. В их числе нормы статьи 3 Регламента 269/2014, которая определяет основания для введения блокирующих финансовых санкций: обход санкций ЕС, подрыв суверенитета Украины, связь с правительственными структурами России и тому подобное. Регламент не уточняет национальную принадлежность данных лиц. То есть ими могут быть и лица из третьих стран, а значит, соответствующие ограничения могут использоваться как вторичные санкции. Кроме того, Регламент 833/2014 также содержит ряд механизмов вторичных санкций. Основанием для их применения может быть, например, использование российской системы передачи финансовых сообщений (применяется в отношении банков), подача исков в российские арбитражные суды лицами под санкциями против лиц ЕС и так далее. В отношении энергетического сектора на практике актуальны прежде всего механизмы финансовых санкций.

До начала СВО ЕС выступал с критикой вторичных санкций. Однако после февраля 2022 г. он стал в все чаще использовать их против связанных с Россией лиц в третьих странах. Как и в случае США, их основной мишенью долгое время оставались поставщики в Россию товаров экспортного контроля и промышленной продукции в обход экспортного контроля ЕС. Однако с июля 2025 г. проявилась тенденция эскалации вторичных санкций в отношении партнеров России в энергетическом секторе.

Так, в восемнадцатом пакете под блокирующие санкции попали юридические лица в третьих странах, связанные, по мнению властей ЕС, с транспортировкой российской нефти. В их числе китайские Bellatrix Energy и Zhu Jiang, индийская и эмиратская Intershipping Services, эмиратские Twister Shipmanagement, Admiral Group, Milavous Group, 2Rivers PTE (вместе с отделением в Сингапуре), Monolink, Tarabya, азербайджанская Aqua Ship Management, а также Redbird Corporate Services и Sapang Shipping с Маврикия. В девятнадцатом пакете тренд продолжился. Заблокированы MSTA International Maritime Registers and Regulatory из Белиза, International Maritime Ship Registry из Великобритании, Aruba Maritime Administration and Offshore Company Registry из США. Подобные блокировки вряд ли причиняют существенные проблемы России. В юрисдикциях третьих стран место заблокированных фирм наверняка займут новые.

Более заметным эскалационным шагом последних двух пакетов можно считать санкции в отношении покупателей российской нефти, в том числе нефтеперерабатывающих предприятий. В восемнадцатом пакете заблокирована индийская компания Nayara Energy — оператор нефтеперерабатывающего предприятия, совладельцем которого выступает, как указывается в Регламенте 269/2014, российская нефтяная компания. В девятнадцатом пакете удар пришелся по китайской нефтеперерабатывающей компании Shandong Yulong Petrochemical, а также компании ChinaOil — покупателю российской нефти.

Иван Тимофеев:
Негативный индикатор
Эскалационные шаги в отношении энергетического сектора России и его партнеров за рубежом предприняли также Великобритания и США. И Лондон, и Вашингтон ввели блокирующие санкции в отношении двух крупных российских нефтяных компаний. Причем США пошли на такой шаг после девяти месяцев паузы в применении санкций против России. Великобритания, как и ЕС, использовала блокирующие санкции в отношении компаний, сотрудничающих с российской стороной. Среди них китайская National Pipeline Group Beihai Liquefied Natural Gas (сотрудничество в области СПГ), упомянутая выше индийская Nayara Energy, китайские Shandong Baogang International Port, Shandong Yulong Petrochemical (также заблокирована ЕС), Shandong Haixin Port, Shandong Jingang Port (по основаниям приема судов с российской нефтью). США, со своей стороны, еще 6 августа 2025 г. ввели против Индии так называемые вторичные тарифы — дополнительные пошлины за закупки российской нефти.

Пока вторичные санкции против китайских и индийских компаний, а также вторичные тарифы едва ли стали заметным событием в отношениях Дели и Пекина с западными столицами. Какие-либо ответные меры лидерами глобального большинства не предпринимаются. Впрочем, нет признаков и того, что оба покупателя российской нефти собираются подчиняться требованиям инициаторов санкций. Вторичные санкции могут повлиять на бизнес в данных странах. В некоторых случаях одни крупные компании вступают в соглашение с западными регуляторами, стремясь выйти из-под санкций, а другие — усиливают комплаенс с целью избежать санкций. Однако российские поставки важны для обеих стран, поэтому их прием может быть продолжен другими компаниями или же теми, кто ориентирован исключительно на работу с российским рынком. В любом случае в будущем следует ожидать дальнейшей эскалации в отношении российского энергетического сектора. Соперничество «снаряда и брони» на экономическом поле продолжается.

Впервые опубликовано в Международном дискуссионном клубе «Валдай».

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся