Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Кларита Карлос

Доктор философии, профессор Университета Филиппин (в отставке), исполнительный директор Центра политических и демократических реформ

Сценарии бурного развития Азиатско-Тихоокеанского региона превращаются в сценарии его гибели, если исходить из меняющихся условий в сферах политики и безопасности. Рост напряженности и агрессии, увеличение числа горячих точек угрожают стабильности и целостности, в которых это региональное объединение под названием «Экономическое сообщество АСЕАН» нуждается для того, чтобы экономическое сотрудничество состоялось.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе расположены три политических и экономических гиганта: Соединенные Штаты, Китай и Индия. В АТР проживает более половины из 7 миллиардов людей, населяющих нашу планету. На этот регион приходится более половины мирового производства и почти половина мировой торговли [1].

Однако сценарии бурного развития региона превращаются в сценарии его гибели, если исходить из меняющихся условий в сферах политики и безопасности. Рост напряженности и агрессии, увеличение числа горячих точек угрожают стабильности и целостности, в которых это региональное объединение под названием «Экономическое сообщество АСЕАН» нуждается для того, чтобы экономическое сотрудничество состоялось.

Действительно, в то время как создатели говорят о будущей «тройке» – Экономическом сообществе, Сообществе по безопасности и Социокультурном сообществе АСЕАН, связи между ними настолько тесные, что отделить одно от другого не представляется возможным.

В то время как создатели говорят о будущей «тройке» – Экономическом сообществе, Сообществе по безопасности и Социокультурном сообществе АСЕАН, связи между ними настолько тесные, что отделить одно от другого не представляется возможным.

Так, на торговлю между Китаем и Японией уже оказывает негативное влияние рост напряженности, вызванный притязаниями этих стран на одни и те же скалистые острова в Восточно-Китайском море. Недавно бурные протесты в Китае выплеснулись на улицы, протестующие опрокидывали и сжигали автомобили японского производства в ответ на притязания Японии на острова Сенкаку/Дяоюйдао.

Геополитическая напряженность распространилась и на экономическую сферу, что чревато дальнейшим сокращением торговых и иных экономических связей между двумя странами, усилением напряженности в двусторонних отношениях.

На недавно состоявшейся в Китае торговой ярмарке, где филиппинская продукция выставлялась с целью продвижения на китайском рынке, многие представители малого бизнеса Филиппин жаловались, что их товары задерживались в китайских портах под надуманными предлогами, никак не связанными с уплатой пошлин, в частности, из-за маркировки, содержания пищевых продуктов и по другим подобным основаниям. В результате эти предприниматели лишились возможности показать свой товар на растущем китайском рынке и заработать на его продаже в Китае.

На прошлой неделе вьетнамцы, бурно отреагировавшие на установку Китаем нефтяной вышки в спорных водах Южно-Китайского моря, убили китайского рабочего и подожгли несколько предприятий. Под удар попали, главным образом, тайваньские предприятия, и тысячи китайцев были эвакуированы из Вьетнама.

Это наглядные примеры того, как сфера экономики, с одной стороны, и вопросы политики и безопасности, с другой, тесно связаны друг с другом, что лишний раз подтверждает наше предположение о наличии фундаментальной взаимозависимости между экономикой и политикой. При всех своих различиях приведенные выше примеры весьма показательны.

Недавнее заявление Китая о создании опознавательной зоны противовоздушной обороны (ADIZ), которая будет охватывать спорные территории между Китаем и Японией, вызвало протесты и немедленную реакцию в Японии, Южной Корее, США и на Филиппинах. В частности, Южная Корея также заявила о создании своей расширенной опознавательной зоны ПВО, которая теперь охватывает спорные территории между Южной Кореей и Китаем.

Многие наблюдатели высказывают опасения, что ADIZ может стать следующим Сараево, если усилия по разрядке усиливающейся напряженности не увенчаются успехом.

Мы неоднократно убеждались в том, что когда слоны выясняют отношения, нам, более мелким созданиям, лучше отойти в сторону, чтобы не быть растоптанными в пылу их ссоры.

Давайте посмотрим на события в регионе с точки зрения двух могущественных держав, каждая из которых рассматривает АТР как сферу своего влияния.

Соединенные Штаты всегда считали Азиатско-Тихоокеанский регион основной движущей силой мировой политики. Вот почему многочисленные стратегические шаги американцев по формированию системы безопасности и экономической архитектуры АТР хорошо известны и воспринимаются в регионе по-разному.

Соединенные Штаты всегда считали Азиатско-Тихоокеанский регион основной движущей силой мировой политики.

Есть те, кто разделяют позицию Филиппин и приветствуют расширение сотрудничества с США, и те, кто считают это ответом на наращивание Китаем усилий по укреплению своих позиций в вопросе спорных территорий в Южно-Китайском море. Недавно президент Б. Обама посетил Филиппины и подписал Договор о расширении сотрудничества в области обороны (EDCA). Документ охватывает, в том числе, и невоенные сферы сотрудничества между вооруженными силами двух стран, в частности, обеспечение безопасности морских путей, ликвидацию последствий стихийных бедствий и пр.

Неудивительно, что Китай посчитал EDCA враждебной для себя акцией и предостерег Соединенные Штаты от вмешательства в дела, которые касаются исключительно стран региона. Следует отметить, что Китай всегда отдавал предпочтение двустороннему, а не многостороннему формату урегулирования разногласий с соседями.

Кроме того, есть Южная Корея и Япония, чьи расширенное сотрудничество в сфере безопасности и договоры о гарантиях безопасности с Соединенными Штатами послужили основанием для размещения на их территориях 50000 американских военных. Не следует забывать и о Вьетнаме, военное сотрудничество с которым позволяет США использовать стратегические порты этой страны для захода своих военно-морских судов.

AFP
Приезд Барака Обамы на Филиппины для
подписания договора по вопросам обороны

Есть еще Австралия и Сингапур, традиционные союзники Соединенных Штатов, чья якобы глубокая приверженность одним и тем же ценностям позволяет им вовлекать США во все более масштабные военные операции, в ходе которых отрабатывается взаимодействие.

Неудачи в Ираке и Афганистане придали США дополнительный стимул переориентироваться на Азию. Руководители Соединенных Штатов подчеркивают, что их страна является одновременно и тихоокеанской, и атлантической державой. Ключ к экономическому развитию США и выходу из многолетнего экономического спада они видят в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Неудивительно, что в сферу интересов США в регионе входят вопросы обеспечения открытости морских путей сообщения и торговли, поддержания мира и безопасности, противодействия планам Северной Кореи в ядерной сфере, обеспечения открытости рынков и прозрачности военной деятельности.

Американская «дипломатия передового развертывания» подразумевает создание новых или укрепление существующих двусторонних альянсов в области безопасности, вовлечение всех стран АТР в многосторонние структуры (в них, кстати, входит и Китай) и поддержание эффективного военного присутствия в регионе с тем, чтобы обеспечить бизнесу столь необходимые для него предсказуемость и стабильность.

Союзнические соглашения США с Японией, Австралией, Южной Кореей, Филиппинами и Таиландом остаются краеугольным камнем их стратегического позиционирования в АТР. Неудивительно, что эта цепь союзов рассматривается Китаем как инструмент сдерживания и усиливает напряженность в регионе.

А что же сам Китай?

Есть те, кто разделяют позицию Филиппин и приветствуют расширение сотрудничества с США, и те, кто считают это ответом на наращивание Китаем усилий по укреплению своих позиций в вопросе спорных территорий в Южно-Китайском море.

Много говорилось о так называемом мирном подъеме Китая, который, к сожалению, не был подкреплен конкретными действиями. Китай продолжает утверждать, что не является экспансионистской державой, но его политика в отношении спорных территорий в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях свидетельствует об обратном.

Каким гегемоном желает стать Китай? Действительно ли он демонстрирует благотворное превращение в сверхдержаву, которого от него ждали многие страны региона?

Китай уже является крупнейшей экономикой мира, теснящей США. Однако, судя по всему, он не особо доволен этим достижением, поскольку опасается, что может быть причислен к развитым странам с возложением на него должной ответственности.

Продолжающаяся стагнация американской экономики, а также затяжной кризис в Европейском союзе не могли не оказать негативного воздействия на динамичный рост Китая, выражавшийся в последние годы двузначными цифрами. Однако в условиях падения спроса на рынках США и ЕС Китай и сейчас продолжает обеспечивать свой экономический рост за счет наращивания внутреннего потребления и экспорта в другие страны. Многие экономисты предупреждают, что пузырь на рынке недвижимости может лопнуть и повернуть развитие Китая по нисходящей спирали, напоминающей ту, что пережили США в результате ипотечного кризиса 2007 г.

www.seed-net.org
Участники сетевого проекта развития
инженерного образования SEED-Net,
Университетская сеть ASEAN

Продолжение Китаем агрессивной политики в отношении спорных территорий в Южно-Китайском море, безусловно, не способствует укреплению доверия к нему со стороны соседей. Демонстрация силы с помощью недавно приобретенного авианосца и стычек с конкурентами, такими как Филиппины, Япония и Вьетнам, оспаривающими право контроля над спорными акваториями и изменение границ Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, повышает градус противостояния и усиливает неопределенность в регионе.

Высокий уровень неопределенности или рисков – это «поцелуй смерти» для любых планов совместной хозяйственной деятельности. И хотя учреждение Экономического сообщества АСЕАН и Сообщества АСЕАН по безопасности разведены по времени, по сути, одно не может произойти без другого.

Восторжествует ли экономика над политикой?

Мы не знаем.

Но зато мы знаем, что развитие международных обменов, расширение взаимодействия между исследователями морских глубин, учеными, студентами, аналитическими центрами закладывают основы дальнейшего сотрудничества, которое будет развиваться как вглубь, так и вширь.

Именно это мы называем реальным путем к развитию сотрудничества в регионе. По мнению ученых-теоретиков, сферы сотрудничества, где политика играет второстепенную роль, например, наука и технические обмены, культура и социальное взаимодействие, позволяют выработать необходимые навыки, которые укореняются и способствуют формированию «общих представлений».

Программа Фулбрайта – исключительно важный компонент такого международного обмена. Тысячи китайских студентов, обучающихся в Соединенных Штатах, и все большее число американцев и выходцев из Юго-Восточной Азии, которые обучаются в Китае, можно рассматривать как гражданский аналог повышения боевой эффективности. Со временем тысячи подобных взаимодействий и совместных усилий могут проложить дорогу к урегулированию многих трудноразрешимых конфликтов, а то и вообще разрешить их.

Союзнические соглашения США с Японией, Австралией, Южной Кореей, Филиппинами и Таиландом остаются краеугольным камнем их стратегического позиционирования в АТР. Неудивительно, что эта цепь союзов рассматривается Китаем как инструмент сдерживания и усиливает напряженность в регионе.

Университетская сеть АСЕАН - один из важнейших первых шагов к региональной интеграции. Хотя локомотив экономики представляется ведущим средством достижения АСЕАН региональной интеграции, схожесть мышления, общие ценности и уважение к различиям, которые наблюдаются только в академической среде, могут успешно развивать наши университеты, делая упор на нашу общность как представителей единого человечества.

Таким образом, мы приходим к выводу, что безопасность действительно может быть дифференциальной и делимой в широком смысле слова.

Экономика, политика и безопасность настолько тесно переплетены в своей динамике, что со стороны Китая было бы серьезной ошибкой полагать, что он может продолжать агрессивную политику по разрешению территориальных споров без ущерба для своей торговли со всем миром.

1. Статья подготовлена на основе доклада, представленного в Центре АСЕАН при МГИМО (У) МИД России 22 мая 2014 г. В докладе поднимались проблемы, связанные с созданием Экономического сообщества АСЕАН и перспективами АТР.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся