Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.64)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Олег Парамонов

К.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России; доцент, департамент международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Первые эмоции, связанные с завершением «эпохи Абэ», немного утихли, новый глава правительства Ёсихидэ Суга благополучно вступил в должность. И сейчас можно спокойно порассуждать об осуществлённых Синдзо Абэ переменах в японской внешней политике, которые имеют хотя и во многом персоналистский, но при этом объективный и необратимый характер. Одного только принятия законов, допускающих участие Японии в коллективной самообороне, пожалуй, хватило бы любому японскому премьеру, чтобы войти в историю в качестве «разрушителя табу» японского пацифизма. Вместе с тем многое из сделанного остаётся в тени более амбициозных, но нереализованных планов, связанных, например, с Россией и пересмотром конституции. К важным, но не столь заметным реформам С. Абэ можно отнести и открытие дороги для Японии на мировой рынок вооружений.

Япония и дальше будет постепенно пробивать себе дорогу на внешние рынки вооружений. Хорошие шансы имеют японские бронетранспортёры, интерес для стран с протяжёнными морскими границами также может представлять морской базовый патрульный самолёт P-1 (Кавасаки), характеристики которого позволяют активно действовать и в условиях «серых зон безопасности».

Однако крупные японские корпорации, имеющие небольшую долю оборонных заказов в общем объёме производства, опасаются, что имидж «торговцев смертью» может нанести им серьёзный репутационный ущерб (оборонно-промышленный комплекс как самостоятельная отрасль у Японии отсутствует). Кроме того, японская продукция военного назначения никогда не проходила боевую обкатку, при этом имеет сравнительно высокую стоимость.

Военно-техническое сотрудничество подразумевает не только экспорт и совместную разработку вооружений, но и различные формы кооперации в сфере спасательного снаряжения, оборудования для миротворческих миссий. И здесь, возможно, возникнет и определённое пространство для реализации совместных проектов России и Японии.

Первые эмоции, связанные с завершением «эпохи Абэ», немного утихли, новый глава правительства Ёсихидэ Суга благополучно вступил в должность. И сейчас можно спокойно порассуждать об осуществлённых Синдзо Абэ переменах в японской внешней политике, которые имеют хотя и во многом персоналистский, но при этом объективный и необратимый характер. Одного только принятия законов, допускающих участие Японии в коллективной самообороне, пожалуй, хватило бы любому японскому премьеру, чтобы войти в историю в качестве «разрушителя табу» японского пацифизма. Вместе с тем многое из сделанного остаётся в тени более амбициозных, но нереализованных планов, связанных, например, с Россией и пересмотром конституции. К важным, но не столь заметным реформам С. Абэ можно отнести и открытие дороги для Японии на мировой рынок вооружений.

В течение многих десятилетий государства-экспортеры вооружений и военной техники, в том числе и Россия, не рассматривали Японию в качестве конкурента, хотя оборонно-промышленный сектор японских компаний, помимо работы по американским лицензиям, самостоятельно разрабатывает и выпускает продукцию, во многих случаях сопоставимую по своим характеристикам с лучшими зарубежными аналогами. Например, японская подводная лодка типа Сорю (консорциум Мицубиси/Кавасаки) — одна из лучших неатомных субмарин в мире. Дело в том, что в Японии ещё в 1960–1970 гг. был достигнут консенсус между политиками и представителями бизнеса относительно полного отказа от военного экспорта с целью обеспечения мирного развития страны.

Но не бывает правил без исключений. Ещё в далёких 1980-х гг. обсуждалось технологическое участие Токио в «стратегической оборонной инициативе» Рональда Рейгана, более известной, как «звездные войны». При этом выяснилось, что японские компании уже не слишком хотели довольствоваться ролью поставщиков второстепенных компонентов для «старшего союзника». Да и сам японский бизнес находил «лазейки» для зарубежных продаж продукции двойного назначения.

Решение Токио о сотрудничестве с США по противоракетной обороне быстро вернуло вопрос военного экспорта в японскую политическую повестку. Кроме того, в условиях общей экономической стагнации оборонно-промышленным подразделениям японских корпораций пришлось балансировать между сокращением военных закупок и невозможностью предлагать свою продукцию на внешних рынках. При этом система заказов в интересах оборонного ведомства Японии не предполагает конкуренцию между национальными производителями. Эти причины привели к возникновению так называемого галапагосского синдрома. Так, поступивший на вооружение Сил самообороны в 1990-х гг. танк Тип 90, оказался «мировым рекордсменом» по затратам на производство и обслуживание. Да и требованиям Сил самообороны машина отвечала далеко не в полной мере, её пришлось снимать с производства и разрабатывать новую модель (танк Тип 10), также получившуюся весьма дорогой. Вкладывать средства в разработку современных вооружений становилось невыгодно, что уже создавало риски и для обороноспособности Японии.

В 2011 г. правительство Японии сделало первые значимые послабления системы экспортного контроля, касающиеся сотрудничества с Вашингтоном по разработке новой модификации противоракеты SM-3 Block IIA. В том же году правительство разрешило авиастроительному подразделению небольшой компании «СинМайва», находящемуся в бедственном финансовом положении, участвовать в тендере авиации ВМС Индии на поставку патрульных гидросамолётов US-2. Среди претендентов на контракт был и российский ТАНТК им. Г.М. Бериева. Японцы победили — в их пользу сыграли не только уникальные взлётно-посадочные характеристики летающей лодки, но и антипекинский подтекст возможной сделки.

Однако практика подобных исключений преподносилась обществу как вынужденная мера, поскольку затрагивались очень чувствительные для японцев темы — например, страх потери гражданского контроля над деятельностью структур, связанных с безопасностью; риски втягивания страны в гонку вооружений. Опасались в Токио и новых проблем в отношениях с соседями, в первую очередь, с Китаем и государствами Корейского полуострова.

И лишь С. Абэ в 2014 г. решился предпринять политические шаги в этом направлении. При этом японский премьер заботился не только о поддержке национального ОПК, но и рассчитывал таким образом укрепить связи в сфере безопасности с ключевыми партнёрами Японии по концепции Индо-Тихоокеанского региона (помимо США, это Индия и Австралия) и с другими акторами (государствами-членами НАТО, в том числе, с Турцией, а также с АСЕАН).

В 2014 г. были опубликованы «Три принципа трансфера продукции военного назначения», разрешившие поставки военной продукции дружественным Токио государствам при соблюдении ряда условий, которые, впрочем, имели слишком общий характер. В 2015 г. при оборонном ведомстве было образовано «Агентство по закупкам, технологиям и логистике», занимающееся вопросами военно-технического сотрудничества. Однако наибольшими полномочиями в данной сфере наделены «гражданские» — Министерство экономики, торговли и промышленности. Подобный шаг С. Абэ вызвал международный резонанс, который, впрочем, постепенно сошёл на нет в связи с первыми неудачами Токио на внешних рынках вооружений. Стремительного прорыва военной техники японского производства, подобно тому, как это происходило в 1960–1970 гг. с японскими автомобилями и бытовой электроникой, не произошло, однако подобной цели японцы и не ставили. При этом приёмы маркетинга, взятые из «гражданской жизни», оказались непригодными для общения с военной бюрократией даже тех государств, которые Токио рассматривает как «демократические». До сих пор нет ясности в вопросе условий поставки вышеупомянутых гидросамолётов для Нью-Дели. Контракт на 1,65 млрд долл. на поставку двух гидросамолётов из Японии и сборки ещё 10 на индийских предприятиях был готов к подписанию ещё в 2016 г., но был «положен под сукно». Индийская сторона, скорее всего, выдвинула дополнительные требования к оснащению самолёта и локализации его производства.

Пожалуй, наиболее драматично для премьерской карьеры С. Абэ сложилась история с попыткой заключить сделку о поставке вооружений с ещё одним партнёром по концепции Индо-Тихоокеанского региона — Австралией. В 2014 г. в ходе турне японского премьер-министра по странам южной части Тихого океана была достигнута предварительная договорённость с на тот момент премьер-министром Австралии Тони Эбботом об оснащении австралийских ВМС японскими подлодками типа Сорю с целью замены морально устаревших субмарин австралийского производства. Однако австралийское правительство подверглось серьёзной критике со стороны профсоюзов и оппозиции за безальтернативный выбор японского предложения и было вынуждено объявить в конце 2015 г. тендер стоимостью 36 млрд долл. Хотя в конкурсе участвовали очень сильные игроки, например немецкие (HDW), шведские (SAAB), французские (DCNS) компании, зарубежные эксперты считали Токио фаворитом. В апреле 2016 г. японские моряки привели лодку в Сидней для демонстрации её возможностей в ходе совместных учений с ВМС Австралии. По дороге домой экипаж узнал о победе французов в тендере — они предложили лучшие условия локализации производства. Было также озвучено мнение о том, что Пекин использовал своё положение ведущего торгового партнёра Канберры для оказания влияния на результаты тендера. Отмечалась и слабая маркетинговая стратегия Мицубиси, полностью положившейся на поддержку со стороны правительства С. Абэ, которое после этой истории подверглось жёсткой критике в Японии за недостаточную эффективность. Сложилась парадоксальная ситуация, когда японские политики, решившись пожертвовать пацифистской традицией для укрепления международного влияния своей страны, могли создать для Японии и более серьёзные риски, показав, что она не способна конструктивно сотрудничать по стратегическим вопросам даже со своими ближайшими партнёрами.

Однако появились и первые успехи на этом направлении «проактивного пацифизма». В августе 2020 г., незадолго до отставки С. Абэ, Япония заключила с Филиппинами контракт на поставку трёх стационарных и одного мобильного радара для контроля воздушной обстановки на сумму более чем 100 млн долларов. В этот раз заключению сделки не смогла помешать даже пандемия COVID-19. Манила планирует использовать японские радары для мониторинга военно-морской активности КНР в районе Южно-Китайского моря. Кроме того, предполагается подписание соглашения между Японией и Филиппинами об обмене данными о воздушной обстановке, получаемыми с помощью подобных радаров (Токио может предоставлять Маниле данные со своих радаров на Окинаве). А значит, сделка соответствует и интересам Японии по отслеживанию военной активности Китая в стратегически важном проливе Баши между Филиппинами и Тайванем.

Что касается военно-технического сотрудничества с США, например, в сфере ПРО, то здесь дела идут в целом успешно, поскольку работа ведётся в рамках более широких долгосрочных программ военного сотрудничества. Особый интерес для Пентагона могут представлять японские наработки в сфере робототехники, лазеров, композитных материалов. Вместе с тем этот вектор японской оборонной политики во многом и помешал С. Абэ достичь своих целей в отношениях с Россией.

***

Япония и дальше будет постепенно пробивать себе дорогу на внешние рынки вооружений. Хорошие шансы имеют японские бронетранспортёры Тип 96 (Комацу), вертолёт OH-1 Ninja (Кавасаки), патрульные катера типа Хаябуса (Мицубиси), военно-транспортный самолёт C-2 (Кавасаки), гидроавиация (СинМайва). Интерес для стран с протяжёнными морскими границами также может представлять морской базовый патрульный самолёт P-1 (Кавасаки), характеристики которого позволяют активно действовать и в условиях «серых зон безопасности».

Однако существует и ряд негативных факторов. Так, например, крупные японские корпорации, имеющие небольшую долю оборонных заказов в общем объёме производства, опасаются, что имидж «торговцев смертью» может нанести им серьёзный репутационный ущерб (оборонно-промышленный комплекс как самостоятельная отрасль у Японии отсутствует). Кроме того, японская продукция военного назначения никогда не проходила боевую обкатку, при этом имеет сравнительно высокую стоимость.

В заключение стоит отметить, что военно-техническое сотрудничество подразумевает не только экспорт и совместную разработку вооружений, но и различные формы кооперации в сфере спасательного снаряжения, оборудования для миротворческих миссий. И здесь, возможно, возникнет и определённое пространство для реализации совместных проектов России и Японии.

Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.64)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся