21 февраля 2019 г. правительство Казахстана было отправлено в отставку указом президента страны. По заявлению Н. Назарбаева, причиной этого события стала неспособность кабинета министров провести запланированную модернизацию и принять радикальные меры для дальнейшего развития экономики. Во-первых, не были созданы условия для увеличения доли малого и среднего бизнеса. Кроме того, не были решены проблемы в банковской и правоохранительной сферах. При этом главной проблемой оказалось снижение уровня качества жизни населения.
Власти Казахстана смогли мобилизоваться при обострении негативных общественных настроений и разрастании недовольства социума и предложить широкомасштабную программу социальной защиты и частичной перестройки экономического курса для выполнения поставленных задач. Более того, изысканы средства на программу, выполнение которой должно привести и к оживлению внутреннего рынка страны.
Хотя большое кадровое обновление правительства и региональных лидеров не произошло, сегодня можно наблюдать постепенное усиление правящей партии как основного модератора и контролера выполнения представленной президентом программы действий. Это должно способствовать внутриэлитной стабилизации и позволить подготовиться как к транзиту власти, так и к возможным сложностям в экономике Казахстана в будущем.
21 февраля 2019 г. правительство Казахстана было отправлено в отставку указом президента страны. По заявлению Н. Назарбаева, причиной этого события стала неспособность кабинета министров провести запланированную модернизацию и принять радикальные меры для дальнейшего развития экономики. Во-первых, не были созданы условия для увеличения доли малого и среднего бизнеса. Кроме того, не были решены проблемы в банковской и правоохранительной сферах. При этом главной проблемой оказалось снижение уровня качества жизни населения.
В 2017 г. Казахстан вошел в список экономически свободных стран, составленный американским фондом Heritage Fund. Экономика государства растет стабильно, но не быстро. Так, ВВП в 2017–2018 гг. рос по 4,1% в год. Хоть это и не 1–2‰ роста в кризисные годы, но такие темпы роста абсолютно не сравнимы с ростом ВВП страны в первое десятилетие XXI в. (9–13‰ в год).
Экономика Казахстана обладает некоторыми особенностями. Рост ВВП основан на добывающей промышленности — добычи нефти, черных и цветных металлов, урана и т.д. Индекс физического объема горнодобывающей промышленности и разработки карьеров в 2018 г. вырос по отношению к 1991 г. (год получения Казахстаном независимости) на 266,8%, а тот же показатель в обрабатывающей промышленности не достиг уровня 1991 г. и составил 98,1%. Сырьевая модель экономики порождает спрос на рабочую силу в низкоэффективном секторе услуг с существенной долей госсектора и отсталом сельском хозяйстве. Именно эти сферы экономики обеспечивают работой порядка 70% населения.
Соответственно, доходы большой части населения страны остаются низкими. Хотя уровень бедности в Казахстане, по словам бывшего министра труда и соцзащиты М. Абылкасымовой, сократился с 34,6% в 1996 г. до 4,7% по итогам первого полугодия 2018 г., доходы населения падают. По данным инвесткомпании Halyk Finance, в 2015–2017 гг. реальные зарплаты населения сократились на 3%, тогда как реальный экономический рост превысил 6%. Прожиточный минимум хоть и рос в тенге, однако в долларовом выражении последние несколько лет — сокращался. Если в пиковом 2013 г. он составлял 116,93 долл., то в 2018 г. — лишь 78,5 долл. В прошлом году резко вырос процент населения, имеющего доход ниже прожиточного уровня. Если в 2013–2017 гг. он не превышал 2,9%, то за три квартала 2018 г. он составил 4,6%. Это вызывает постепенное нарастание социальной напряженности. Именно поэтому встал вопрос усиления социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения.
По мнению казахстанских экспертов, перед новым правительством однозначно встанут несколько серьезных вопросов. Во-первых, необходимо обеспечение «качественного экономического роста» с возможным пересмотром модели экономического роста, усилением кредитования Национальным банком обрабатывающей промышленности, доступным кредитованием малого и среднего бизнеса. Во-вторых, возникнет необходимость начать работу над повышением эффективности системы государственного управления для сокращения недоверия к бюрократии и в первую очередь к МВД. В-третьих, нужна реформа социальной политики. Причем речь идет как о пенсионной и жилищной компоненте, так и о социальной поддержке граждан, прежде всего — многодетных семей. Наконец, необходимо изменение политики развития регионов, в первую очередь с точки зрения доступности рабочих мест.
При этом изменения в новом правительстве незначительны — обновление произошло лишь на треть (6 человек из 18-ти). Из шести новых министров двое работали в тех же ведомствах в качестве заместителей министра, четыре — ранее работали в обозначенных областях. Это говорит о слабых возможностях ротации управленческих кадров и существовании проблем в кадровом потенциале республики.
Была проведена и некоторая реструктуризация министерств. Основные изменения затронули вопросы пропаганды и внутренней политики. В регионы, социальная ситуация в которых представляется наиболее напряженной, назначены новые акимы (губернаторы). Так, в густонаселенную Туркестанскую область с преобладающим в структуре экономики сельским хозяйством был назначен У. Шукеев. В Актюбинской области, где также заменен глава (О. Уразалин), проблемы, скорее, не экономического, а социокультурного и религиозного плана. О продуманности назначений говорит тот факт, что новые акимы не только являются выходцами из этих регионов, но и имеют опыт работы в них.
27 февраля прошел съезд правящей партии «Нур Отан», на котором президент Н. Назарбаев озвучил программу дальнейших действий. Основной акцент был сделан именно на повышении уровня социальной защиты населения. «Мы должны не снижать расходы на развитие и помогать нуждающимся. В текущем году на социальную сферу направлено более 45% от всех расходов республиканского бюджета. В то же время у нас обозначились определенные диспропорции и ряд проблемных точек в социальном блоке. В этой связи я принял решение о выделении средств из Национального фонда на повышение качества жизни и благосостояния наших граждан», — сказал глава государства.
Фактически представленная на съезде президентом программа — это многоуровневая система социальной адаптации слабозащищенных слоев общества. Повышены адресные социальные выплаты, выплаты многодетным семьям, родителям детей-инвалидов и родителям-опекунам. Важно то, что речь идет не только о повышении социальных пособий, но и о создании рабочих мест и в целом жилищной и производственной инфраструктуры.
Серьезный акцент сделан на сельском населении и жителях окраин крупнейших городов, куда идет активное переселение внутренних мигрантов. Правительству поручено разработать предложения по реализации специального проекта «Ауыл — ел бесігі» («Село — колыбель страны») и обеспечить его финансирование. В селах предлагается создавать точки роста, улучшать дороги для упрощения трудовой мобильности и ведения бизнеса. Государство будет давать людям гранты и кредиты для ведения своего дела.
Говоря о развитии страны, президент отметил, что оно должно быть основано на обновленных региональных стандартах качества жизни. Приоритетами выступают обеспечение доступа всех жителей страны к чистой питьевой воде и проведение масштабной газификации. «Нур Отан» должен запустить партийный проект «Қутты мекен» («Благодатный край») с акцентом на развитии инженерной и социальной инфраструктуры страны.
Учитывая высокую мобильность населения и внутреннюю миграцию, предполагается строительство социального и арендного жилья (порядка 40 тыс. квартир). Не обойдены вниманием многодетные семьи и семьи с детьми инвалидами, покупающие свое жилье. Для них будут разработаны льготные механизмы предоставления жилищных займов под 2–3‰ годовых по системе жилстройсбережений.
Еще одной группой населения, которую намерено поддержать государство, стали бюджетники, занятые в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и сельского хозяйства. С 1 июля 2019 г. повышение их зарплаты составит до 30%. К этой же категории были отнесены и низовые работники исполнительных органов, непосредственно работающие с гражданами на районном и областном уровнях. Их зарплаты поднимут в среднем на 25%.
Отдельные меры должны быть предприняты в развитии сферы здравоохранения и образования. Акцент сделан на развитие высшего и специального образования в регионах — в каждой области должны работать как минимум один продвинутый вуз и десять современных колледжей. Критерием эффективности работы учебных заведений становится трудоустройство выпускников. Расходы на службу общественного здравоохранения и первичную медико-санитарную помощь должны быть увеличены с 40 до 60% от общего объема финансирования здравоохранения.
Проведение всех заявленных мер рассчитано на три года, во всяком случае, финансирование определено именно на этот срок. На их реализацию в ближайшие три года из бюджета дополнительно будет выделено более 2 трлн тенге (порядка 5,8 млрд долл. [1]). По мнению президента, эти средства должны быть изысканы за счет кардинального улучшения таможенного администрирования и оптимизации бюджетных расходов. Другим источником выполнения программы станет Национальный фонд, из которого дополнительно предполагается выделить 1,350 трлн тенге (порядка 3,9 млрд долл. [2]) в течение 2019–2021 гг. При этом будет усилен партийный контроль расходования бюджетных средств.
Таким образом, власти Казахстана смогли мобилизоваться при обострении негативных общественных настроений и разрастании недовольства социума и предложить широкомасштабную программу социальной защиты и частичной перестройки экономического курса для выполнения поставленных задач. Более того, изысканы средства на программу, выполнение которой должно привести и к оживлению внутреннего рынка страны.
Хотя большое кадровое обновление правительства и региональных лидеров не произошло, сегодня можно наблюдать постепенное усиление правящей партии как основного модератора и контролера выполнения представленной президентом программы действий. Это должно способствовать внутриэлитной стабилизации и позволить подготовиться как к транзиту власти, так и к возможным сложностям в экономике Казахстана в будущем.
1. Посчитано автором по среднегодовому обменному курсу доллара на 2018 г.