Read in English
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 3.67)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Хлебников

Эксперт по Ближнему Востоку и российской внешней политике, магистр международной политики, Школа публичной политики им. Хьюберта Хамфри Университета Миннесоты, магистр международных отношений ННГУ имени Н.И. Лобачевского

Президент Сирии Башар Асад прибыл в Москву 14 марта 2023 г. для переговоров со своим российским коллегой. Вместе с ним прибыла представительная делегация правительства (почти все ключевые министры: иностранных дел, обороны, экономики и т.д.), что подчеркивает широкий спектр проблем, которые стоят на повестке российско-сирийских переговоров. Однако визит президента Сирии в Россию примечателен прежде всего потому, что он происходит на фоне очень важных изменений и событий в регионе. Именно события последних месяцев указывают на формирование новых тенденций, которые при должном развитии могут принести конструктивные результаты.

В конце декабря 2022 г. в Москве прошла встреча министров обороны и глав разведок России, Сирии и Турции, которая начала официальный процесс постепенного налаживания отношений между Анкарой и Дамаском и установления нового формата регионального взаимодействия, а также урегулирования сирийского кризиса. Сирийско-турецкое примирение является одной из обязательных составляющих урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике. Кроме того, трагическое землетрясение февраля 2023 г. ускорило процесс восстановления связей Дамаска с арабскими странами региона. На Мюнхенской конференции по безопасности саудовский министр иностранных дел сделал заявление о том, что изоляция и политика статус-кво в отношении Сирии не работают и рано или поздно будет необходим диалог с Дамаском. Стоит также упомянуть договоренности от 13 марта между Ираном и Саудовской Аравией, которые решили восстановить дипломатические отношения и развивать сотрудничество.

Важен и еще один фактор — все так же отсутствующий интерес США к Сирии и в целом снижающееся внимание Вашингтона к Ближнему Востоку. Данная тенденция логично приводит к неизбежному — росту автономности и активности региональных государств. В первую очередь, это касается Турции, Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ.

Традиционно на повестке встреч глав государств — двусторонние отношения. Однако в случае с Сирией это всегда сопровождается целым рядом вопросов и проблем, связанных с решением гуманитарных и социально-экономических проблем, поиском компромиссов и уступок для того, чтобы сдвинуть процесс урегулирования с мертвой точки. По словам Б. Асада, в этот раз переговоры и заседание российско-сирийской межправительственной комиссии сильно отличались. Если инвестиционные проекты, упомянутые в проекте соглашения между странами, действительно реализуются, то смогут внести весомый вклад в постепенное восстановление сирийской экономики.

Москва уже давно способствует восстановлению отношений Дамаска с соседями и арабскими странами, для которых ре-интеграция Сирии в региональную экономику является важным элементом политики. В этом контексте сложность переговоров Москвы и Дамаска заключается в том, что последний, понимая, что происходит постепенная и неизбежная (с его точки зрения) нормализация, не слишком настроен на компромиссы и уступки.

Россия, выступая посредником в сирийско-турецкой нормализации, старается обеспечить приемлемые условия для движения вперед. Сегодня очевидно, что это крайне сложный и долгий процесс, учитывая, что и Дамаск, и Анкара имеют ряд серьезных требований друг к другу. Так, запланированные на 16 марта технические переговоры заместителей министров иностранных дел России, Ирана, Сирии и Турции в Москве были перенесены на неопределенный срок по «техническим причинам». Возможны разные причины переноса переговоров, однако сам факт переноса встречи не отменяет уже начавшегося движения в сторону нормализации сирийско-турецких отношений.

В результате, хотя визит Б. Асада в Москву и не принес прорывных договоренностей, он прошел в очень важное время и подтвердил важность сирийского досье для России, и его значимость для региона, вопреки утверждениям многих наблюдателей о том, что Москва снижает свое внимание к Сирии.

Президент Сирии Башар Асад прибыл в Москву 14 марта 2023 г. для переговоров со своим российским коллегой. Вместе с ним прибыла представительная делегация правительства (почти все ключевые министры: иностранных дел, обороны, экономики и т.д.), что говорит о величине списка проблем, которые стоят на повестке российско-сирийских переговоров.

Кроме того, приезд сирийского президента и его делегации совпал с техническими переговорами заместителей министров иностранных дел Ирана, России, Сирии и Турции, которые должны были состояться 15–16 марта, и были призваны подготовить почву для встречи глав ведомств. Судя по имеющейся информации, переговоры так и не состоялись. По воле случая или намеренно визит Б. Асада также совпал с 12-й годовщиной начала протестов в Сирии, которые позже вылились в кровопролитную гражданскую войну с участием множества внешних сил.

Визит президента Сирии в Россию примечателен, прежде всего, потому что он происходит на фоне очень важных изменений и событий в регионе.

Меняющийся контекст

Александр Аксененок:
Сирийский конфликт: 12 лет спустя

Конец 2022 г. – начало 2023 г. принесли немало дипломатических сюрпризов на Ближнем Востоке. По большей части они стали логичным продолжением упорной дипломатической работы вовлеченных стран и разворачивающихся в последние годы больших трансформационных процессов, которые начались еще в 2010 г., и неизбежно ведут к формированию новой региональной системы взаимоотношений. Но именно события последних месяцев указывают на формирование новых тенденций, которые при должном развитии могут принести конструктивные результаты.

Итак, в конце декабря 2022 г. в Москве прошла встреча министров обороны и глав разведок России, Сирии и Турции, которая начала официальный процесс постепенного налаживания отношений Анкары и Дамаска и установления нового формата регионального взаимодействия, а также урегулирования сирийского кризиса. Сирийско-турецкое примирение является одной из обязательных составляющих урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике.

Трагическое землетрясение февраля 2023 г. ускорило процесс восстановления связей Сирии с арабскими странами региона. Министр иностранных дел ОАЭ одним из первых посетил Дамаск, главы МИД Иордании и Египта впервые за годы конфликта посетили Сирию, а президент Египта впервые провел телефонный разговор со своим сирийским коллегой. Саудовская Аравия впервые направила несколько самолетов с гуманитарной помощью в Сирию, а Башар Асад впервые с начала войны посетил Оман.

Стоит также упомянуть и договоренности от 13 марта между Ираном и Саудовской Аравии, которые решили восстановить дипломатические отношения и развивать сотрудничество. Учитывая, что Тегеран является одним из ключевых партнеров Дамаска, и при условии, что ирано-саудовские отношения будут развиваться в позитивном направлении (или хотя бы в неконфронтационном ключе), это, вполне вероятно, окажет конструктивное влияние и на сирийско-саудовские отношения. А решение Эр-Рияда, в свою очередь, повлияет и на остальные государства региона. В этом ключе также стоит отметить важное заявление саудовского министра иностранных дел в ходе Мюнхенской конференции по безопасности о том, что изоляция и политика статус-кво в отношении Сирии не работают и рано или поздно будет необходим диалог с Дамаском.

Важен и тот факт, что интерес США к Сирии по-прежнему отсутствует, а внимание к Ближнему Востоку продолжает сокращаться. При сохранении военного присутствия в регионе и своих операционных возможностей, желание Вашингтона влезать в региональные проблемы все уменьшается. Данная тенденция логично приводит к неизбежному — росту автономности и активности региональных государств. В первую очередь, это касается Турции, Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ. Традиционные партнеры США в регионе начинают вести более автономную политику по сравнению с периодом 8–10-летней давности, преследовать свои национальные интересы, диверсифицировать свой портфель партнерских отношений и хеджировать риски.

Все это способствует появлению более благоприятных условий для снижения конфликтогенности в регионе и дает Сирии шансы на постепенное решение ее проблем.

Повестка

Традиционно на повестке встреч глав государств — двусторонние отношения. Однако в случае с Сирией это всегда сопровождается целым рядом вопросов, связанных с решением гуманитарных и социально-экономических проблем, поиском компромиссов и уступок для того, чтобы сдвинуть процесс урегулирования с мертвой точки. Тем более в сегодняшних условиях, когда намечается сирийско-турецкая нормализация, требующая максимально осторожного и взвешенного подхода.

По словам президента Сирии, в этот раз переговоры и заседание российско-сирийской межправительственной комиссии сильно отличались. «Оно было сосредоточено… на инвестиционных проектах, а также на соглашении, которое будет подписано. Оно касается 40 конкретных инвестиционных проектов в области энергетики, электричества, нефти, транспорта, жилищного строительства, сфер, связанных с промышленностью, и многих других областей, но с четко определенными проектами», — заявил Б. Асад. Если эти проекты действительно реализуются, то смогут внести весомый вклад в постепенное восстановление сирийской экономики.

Иван Бочаров:
Дамасская даль

Сегодня Сирия как никогда остро нуждается в гуманитарной и экономической помощи, особенно после катастрофического землетрясения в феврале 2023 г. Помимо регулярных отправок гуманитарных грузов в Сирию, в начале марта Российский Красный Крест развернул в Латакии мобильный медицинский пункт помощи, а в Алеппо начал работу российский многопрофильный госпиталь с мультидисциплинарной бригадой врачей Федерального центра медицины катастроф Минздрава России. Во время переговоров В. Путин заверил сирийского коллегу в продолжении предоставления помощи.

Вместе с тем, временное шестимесячное исключение из-под санкций США гуманитарных товаров для Сирии, никак не помогает улучшить ситуацию с топливным кризисом. Не хватает бензина для карет скорой помощи, электрогенераторов, техники и тракторов, чтобы разбирать завалы, не говоря уже о полномасштабной реконструкции. В связи с этим ускоренное землетрясением потепление отношений между Сирией и другими арабскими странами особенно важно. Гуманитарная и экономическая помощь из стран Залива уже вносит существенный вклад в преодоление кризиса, а ее устойчивый характер сможет поспособствовать экономическому восстановлению страны. Москва в этом контексте уже давно способствует восстановлению отношений Дамаска с соседями и арабскими странами, для которых ре-интеграция Сирии в региональную экономику является важным элементом политики. В этом контексте сложность переговоров Москвы и Дамаска заключается в том, что последний, понимая, что  происходит постепенная и неизбежная (с его точки зрения) нормализация, не слишком настроен на компромиссы и уступки.

Еще одна проблемная тема — нормализация отношений между Дамаском и Анкарой. Несмотря на общие договоренности и планы президентов России и Турции в отношении восстановления диалога с Дамаском, существует своя внутренняя логика как у Сирии, так и у Турции. После вчерашних переговоров с В. Путиным в интервью РИА Новости Башар Асад повторил свой подход: его встреча с Р.Т. Эрдоганом возможна только тогда, «когда Турция будет готова в ясной форме и без какой-либо неопределенности к полному выводу [турецких военных] с территории Сирии, прекращению поддержки терроризма и возвращению ситуации к той, какой она была до начала войны в Сирии». У Анкары свои приоритеты и логика, которая заключается в том, что нормализация отношений с Сирией должна включать в себя:

  • решение курдского вопроса и определение статуса курдских вооруженных отрядов, которые Турция считает террористами;
  • возвращение сирийских беженцев домой;
  • политический процесс, реформы и примирение с оппозицией.

Согласование этих пунктов — сложный процесс. Анкара не пойдет на вывод своих вооруженных сил из Сирии, не получив гарантий по приоритетным для нее вопросам и в первую очередь по решению курдской проблемы. А она не может быть решена, пока вооруженные силы США остаются на северо-востоке Сирии.

Что касается возвращения сирийских беженцев из Турции (около 3,5 млн), то, несмотря на заявления и Москвы и Дамаска, к массовому возвращению сирийцев домой они не готовы по нескольким серьезным причинам:

— Тяжелая социально-экономическая ситуация в Сирии. В краткосрочной перспективе сирийское правительство не обладает достаточными инфраструктурными и экономическими ресурсами для размещения большого количества возвращающихся беженцев.

— Расходы на поддержку и реинтеграцию миллионов беженцев лягут непосильным бременем на слабую экономику Сирии и могут привести ее к краху.

— Среди беженцев сохраняются антиправительственные настроения; компактное проживание маргинализированных масс формирует риски роста нестабильности и протестов, подпитывает черный рынок и угрожает социальной стабильности.

— Регионы Сирии, расположенные вдоль границы с Турцией, не готовы к адаптации и интеграции новых репатриантов.

Кроме того, среди исследователей сохраняется скептицизм и в отношении перспектив политического процесса в Сирии. Дамаск не готов идти на уступки сирийской оппозиции, большинство представителей которой он считает либо террористами, либо оторванными от реальности и обслуживающими интересы других стран. К тому же, после 12 лет войны и наметившихся процессов нормализации со странами региона у Дамаска нет мотивации идти на уступки. Тем более, в преддверии майских выборов в Турции, Сирия понимает, что прогресс в сирийско-турецкой нормализации может помочь Р. Эрдогану набрать дополнительные очки. Вероятно, поэтому Б. Асад не торопится встречаться с Эрдоганом.

Россия, выступая посредником в сирийско-турецкой нормализации, старается обеспечить приемлемые условия для движения вперед. Сегодня очевидно, что это крайне сложный и долгий процесс, учитывая тот факт, что и Дамаск, и Анкара имеют ряд серьезных требований друг к другу. А задача Москвы — убедить их начать переговорный процесс без предварительных условий. Так, запланированные на 16 марта технические переговоры заместителей министров иностранных дел России, Ирана, Сирии и Турции в Москве были перенесены на неопределенный срок по «техническим причинам». Возможно, подобное решение связано с визитом Б. Асада в Москву и результатами переговоров. 15 марта глава МИД России Сергей Лавров не только провел встречу со своим сирийским коллегой, но и созвонился вечером с главой турецкого МИДа. Вполне возможно, что стороны еще не готовы выйти на встречу такого уровня. Возможны разные причины переноса переговоров, однако сам этот факт не отменяет уже начавшегося движения в сторону нормализации сирийско-турецких отношений.

Хотя визит Б. Асада в Москву и не принес прорывных договоренностей, он прошел в очень важное время и подтвердил важность сирийского досье для России, и его значимость для региона, вопреки утверждениям многих наблюдателей, что Москва снижает свое внимание к Сирии. Россия по-прежнему развивает экономическое сотрудничество с Дамаском, одновременно продолжая принимать посреднические усилия по примирению внутри страны и нормализации отношений Дамаска с соседями, арабскими странами. Москва продолжает поиск новых подходов к урегулированию конфликта путем запуска новых региональных треков, как, например, формат Россия — Иран — Сирия — Турция, способных внести новую положительную динамику. Учитывая другие региональные (ирано-саудовская, турецко-саудовская нормализации и пр.) и глобальные процессы (трансформация однополярного мира, появление новых региональных центров силы, развитие многовекторности и т.д.), все это в итоге создает, вероятно, самые благоприятные за последние 10 лет условия для прогресса на сирийском направлени.


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 3.67)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся