Визит Прабово Субианто в Москву: как личное видение индонезийского президента определяет внешнюю политику страны
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 4, Рейтинг: 5) |
(4 голоса) |
К.и.н., эксперт Центра АСЕАН ИМИ МГИМО МИД России, доцент Кафедры востоковедения МГИМО МИД России
10 декабря 2025 г. состоялся рабочий визит президента Республики Индонезия Прабово Субианто в Москву, центральным событием которого стали переговоры с президентом РФ В. Путиным. Следует отметить интенсивность двустороннего диалога на высшем уровне: так, в июне 2025 г. во время ПМЭФ была подписана историческая Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индонезией и ряд других основополагающих документов в сфере образования, транспорта и инвестиций. Прабово посещал Москву и летом 2024 г. в статусе министра обороны и действующего президента, стремясь лично услышать российскую позицию по ключевым вопросам международной повестки и обозначить свое видение сотрудничества двух стран при его администрации. Нынешний визит продолжает эту логику и демонстрирует, что Прабово рассматривает сотрудничество с Россией в одном ряду с БРИКС, Китаем, США, Австралией и ЕС, то есть среди приоритетных направлений, которые он курирует лично. Индонезия видит в России важного партнера в области реализации национальных программ развития, военно-технического и энергетического сотрудничества.
Во внешней политике стратегия Прабово по-прежнему основывается на традиционных для Индонезии принципах «Активной и независимой внешней политики», однако, если его предшественник Джокови воспринимал роль Индонезии как активной и нейтральной региональной державы с глобальным участием, надежного посредника в урегулировании мировых конфликтов, а присоединение Индонезии к БРИКС или другим незападным проектам — несвоевременный и конфликтный шаг для отношений с западным миром, Прабово дополнил это видение идеей о проактивной дипломатии в качестве ответа на вызовы меняющегося миропорядка. Индонезия в рамках обострения мировой ситуации и роста конфликтности уже не может держаться в стороне и должна быть представлена в новых многополярных институтах. При этом заметно, что БРИКС остается одним из наиболее близких лично Прабово направлений. Президент Индонезии ценит дружбу с лидерами объединения, в том числе с Лулой да Силва, Сирилом Рамафоса и Владимиром Путиным, видя в них единомышленников по «классической школе» политических руководителей, способных мыслить стратегически, а не сиюминутными интересами.
Индонезия видит в России значимого и надежного союзника в формировании более справедливого миропорядка. Джакарта ведет серьезные переговоры с Москвой и обсуждает широкий круг вопросов: от энергетики, сельского хозяйства, туризма и ВТС до финансов и продовольственной безопасности. Несмотря на западные санкции против России и стремление Индонезии сохранять сбалансированную позицию в условиях турбулентности мировой политики, текущий уровень российско-индонезийских отношений можно с уверенностью назвать одним из самых высоких за всю историю двустороннего взаимодействия. Статус стратегического партнерства, потенциальные многомиллиардные бизнес-контракты и инвестиции, масштабные энергетические проекты, а также динамично растущий товарооборот — все это свидетельствует о качественно новом этапе сотрудничества, взаимном интересе и взаимопонимании, а визиты лидеров двух стран не только открывают дополнительные возможности для углубления партнерства, но и задают стратегический вектор развития отношений на долгосрочную перспективу, определяя Россию и Индонезию как ключевых партнеров в формировании многополярного мира.
Визит в Москву и его значение с точки зрения внешней политики Индонезии
10 декабря 2025 г. состоялся рабочий визит президента Республики Индонезия Прабово Субианто в Москву, а индонезийская делегация была представлена на уровне ключевых министров. Центральным событием визита стали переговоры с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Кремле. Следует отметить интенсивность двустороннего диалога на высшем уровне: так, в июне 2025 г. в рамках Петербургского международного экономического форума индонезийский лидер посетил Константиновский дворец в Стрельне. В ходе визита и участия Прабово в ПМЭФ была подписана историческая Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индонезией и ряд других основополагающих документов о развитии сотрудничества в сфере образования, транспорта и инвестиций. Данный визит привлек значительное внимание международного сообщества, поскольку индонезийская сторона отдала приоритет участию в российском форуме, отклонив приглашение на саммит «Группы семи», проходивший в Канаде, сославшись на ранее полученное приглашение российской стороны и необходимость соблюдения взятых на себя обязательств. Впоследствии главы государств провели встречу 3 сентября 2025 г. в Пекине в ходе торжественных мероприятий, приуроченных к годовщине завершения Второй мировой войны и капитуляции милитаристской Японии.
Примечательно, что Прабово посещал Москву и в июле — августе 2024 г. в статусе министра обороны и действующего президента. Тогда визит был согласован буквально за несколько дней, а решение лететь в Москву Прабово принял на обратном пути из Анкары после официального визита в Турцию, стремясь лично услышать российскую позицию по ключевым вопросам международной повестки и обозначить для российской стороны видение сотрудничества двух стран при его администрации. Нынешний визит продолжает эту логику и демонстрирует, что Прабово рассматривает сотрудничество с Россией в одном ряду с БРИКС, Китаем, США, Австралией и ЕС, то есть среди приоритетных направлений, которые он курирует лично. Индонезия видит в России важного партнера в области реализации национальных программ развития, военно-технического и энергетического сотрудничества.
Прагматизм и идеализм видения Прабово Субианто
Для Прабово как для ветерана индонезийской политической сцены всегда был характерен персональный подход к выстраиванию коммуникации и планированию крупных политических проектов вокруг конкретных людей и идеологических позиций, присущих его личному видению. Как сын отца-основателя индонезийской школы экономических исследований и одного из первых министров финансов Индонезии Сумитро Джойохадикусумо и представитель известной аристократической семьи Прабово с ранних лет проявлял любовь к наукам и иностранным языкам. Несмотря на созданный в СМИ образ военного и командира сил специального назначения, он, помимо боевой подготовки и навыков командования, получил престижное гражданское образование. В 1983 г. он женился на дочери президента Сухарто — Сити Хедиати Харияди.
Прабово успешно продвигался по карьерной лестнице, с 1995 по 1998 гг. занимал посты командующего элитным спецназом «Копассус» и затем командующего стратегического резерва Сухопутных войск. Будучи консерватором и одним из видных представителей военной элиты, Прабово с началом периода Реформации 1998–2004 гг. и падения режима «Нового порядка» Сухарто вступил в противоречия с новыми элитами относительно будущего вектора развития страны и уехал в Иорданию, где поселился у своего друга по школе Форт-Беннинг короля Абдаллы II. Уже после возвращения в Индонезию в 2008 г. Прабово вместе со своим братом и известным бизнесменом Хашимом Джойохадикусумо основал партию «Движение за Великую Индонезию», или «Гериндра» (индон. Partai Gerakan Indonesia Raya, Gerindra). Партия светских националистов и консерваторов, близких к военным и умеренно-консервативным религиозным кругам, стала хорошей платформой для дальнейших попыток Прабово избраться на пост вице-президента в 2009 г., а затем и президента в 2014 г., в 2019 г. и наконец в 2025 г.
В ходе этого долгого пути к президентскому креслу сформировался и уникальный политический стиль Прабово, основанный на высоком уровне личной вовлеченности во все процессы, приглашении ведущих ученых, экспертов и аналитиков для формулирования политической программы и экспертных дискуссий для последующего принятия решений и формировании круга политиков с близкими к Прабово взглядами на мир. От отца, экономиста и профессора Сумитро Джойохадикусумо, Прабово перенял стремление выстраивать стратегическое видение развития национальной экономики через социально-ориентированные проекты. Так, например после его победы на выборах в 2024 г. был утвержден ряд инициатив, таких как программа бесплатного питания для детей и уязвимых категорий населения (индон. Makan Bergisi Gratis), программа медосмотров и вакцинации и создание суверенного фонда национального благосостояния Danantara, который финансирует другие инициативы через аккумуляцию средств ключевых государственных корпораций, банков и крупного бизнеса. Все это вписывается в более масштабную программу развития Индонезии — Asta Cita, охватывающую восемь основных направлений включая экономическое процветание, продовольственную и энергетическую безопасность, а также укрепление национальной обороны. По мнению Прабово эти направления требуют реализации через адаптивный подход, учитывающий глобальную динамику и позволяющий эффективно противостоять будущим вызовам.
Еще одна концепция администрации Прабово — «Золотая Индонезия 2045» (индон. Indonesia Emas 2045) представляет собой амбициозную долгосрочную национальную стратегию, направленную на превращение страны в суверенное, развитое, справедливое и процветающее государство к столетию независимости Индонезии в 2045 г. Власти стремятся вывести страну в пятерку крупнейших мировых экономик с ВВП около 7,3 трлн долл. и доходом на душу населения до 25 тыс. долл. в год. Национальный среднесрочный план развития на 2025–2029 гг. (индон. Rencana Pembangunan Jangka Menengah Nasional) выступает первым этапом реализации этого масштабного видения и представляет собой конкретную дорожную карту перехода от сырьевой модели экономики к инновационному росту. В центре стратегии находится план повышения производительности, который концентрируется на широком внедрении современных технологий на предприятиях, подготовке квалифицированных кадров для цифровой и зеленой экономики, развитии производственных цепочек и наращивании экспорта.
Трансформирующаяся геополитическая конфигурация — включая усиление соперничества великих держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе, эскалацию торговых конфликтов и региональную нестабильность — обусловливает необходимость гибкой дипломатической стратегии и адаптивной экономической политики Индонезии. Глобальная неопределенность диктует необходимость разработки стратегий, ориентированных не только на стимулирование внутреннего экономического роста, но и на укрепление позиций в глобальных цепочках создания стоимости. Посредством проактивного подхода страна может использовать механизмы международного сотрудничества для обеспечения доступа к рынкам, инвестициям и технологиям, способствующим повышению национальной конкурентоспособности. Из этого следует, что Прабово выделяет экономическую, инфраструктурную и энергетическую модернизацию, а также обучение квалифицированных кадров в качестве приоритетов своей администрации, так как это поможет решить и социальные проблемы.
Внешняя политика и многополярный мир
Во внешней политике стратегия Прабово по-прежнему основывается на традиционных для Индонезии принципах «Активной и независимой внешней политики», однако, если администрация предыдущего президента Джоко Видодо (Джокови) опиралась на МИД и министра иностранных дел Ретно Марсуди в планировании внешнеполитической стратегии, баланс сил и интересов ключевых министерств, то для стиля Прабово характерна высокая персонификация внешнеполитических решений с последующим их делегированием на уровень министерств как исполнителей. Большинство министров кабинета Прабово являются верными сторонниками его подходов во внешней политике, включая министра иностранных дел Сугионо, ныне также председателя партии Гериндра, который представляет когорту молодых профессионалов, воспитанных на базе Национальной академии вооруженных сил Индонезии (индон. Akademi Militer, Akmil).
Джокови воспринимал роль Индонезии как активной и нейтральной региональной державы с глобальным участием, надежного посредника в урегулировании мировых конфликтов. При этом Джоко Видодо полагал, что присоединение Индонезии к БРИКС или другим незападным проектам станет несвоевременным и конфликтным шагом и обострит отношения с западным миром. Прабово дополнил это видение идеей о проактивной дипломатии в качестве ответа на вызовы меняющегося миропорядка. Индонезия в рамках обострения мировой ситуации и роста конфликтности уже не может держаться в стороне и должна быть представлена в новых институтах многополярного мирового порядка, таких как БРИКС. При этом администрация Прабово намерена поддерживать хорошие отношения и со странами Запада, включая ЕС и США, которые выступают важными для Индонезии экономическими, технологическими и военными партнерами, следуя еще одному принципу: «Тысяча друзей так мало, а один враг — слишком много».
ЕАЭС — АСЕАН: модель секторального стратегического партнерства
Другим важным нарративом администрации Прабово стала секьюритизация АСЕАН. Индонезия, традиционно играющая роль одной из ведущих держав Ассоциации, видит в усилении противоречий США и КНР угрозу центральной роли АСЕАН и ее механизмам, в рамках которых, согласно принципам Ассоциации, должны решаться региональные проблемы. Еще будучи в статусе избранного президента и министра обороны, Прабово лично посетил большинство стран АСЕАН, призывая к усилению потенциала объединения в оборонной сфере. Особо тесное взаимодействие сформировалось между Индонезией, Малайзией и Вьетнамом, а также Таиландом и Филиппинами, несмотря на некоторые разногласия этих стран по региональной повестке.
Наряду с секьюритизацией региона особенно остро встал и вопрос модернизации вооруженных сил Индонезии, которую Прабово инициировал ранее на посту министра обороны. Индонезия помимо совместных проектов производства военной техники в партнерстве с Турцией и Южной Кореей укрепляет взаимодействие с Францией, которая начала усиливать свое региональное присутствие. Итогом данного сотрудничества стало рамочное соглашение с Dassault Aviation о приобретении 42 истребителей Rafale, первые поставки которых состоялись в декабре 2025 г. При этом Индонезия свернула в 2021–2022 гг. переговоры с Россией по закупке 11 истребителей Су-35 из-за финансовых ограничений и угроз вторичных санкций, однако интерес, политическая воля и сотрудничество с нашей стороной сохранились, и контракт может быть возобновлен в любое время. Джакарта в этот же период стремилась согласовать с Государственным департаментом США покупку 24 истребителей F-15EX, а в октябре 2025 г. министр финансов Индонезии одобрил бюджет в 9 млрд долл. на закупку китайских истребителей J-10. Очевидно, что стремление диверсифицировать импорт продиктовано в первую очередь политическими факторами и балансом отношений, однако вопрос о потенциальной слаженности таких подразделений в боевых условиях остается открытым. Для России здесь открывается широкое поле возможностей и, несмотря на все внешние факторы, как Прабово, так и индонезийская военная элита неоднократно высоко отзывались об эффективности российских военных технологий и их конкурентоспособности в сравнении с предложениями других стран.
В рамках первой ежегодной пресс-конференции 10 января 2025 г. министр иностранных дел Сугионо призвал к финализации Кодекса поведения сторон между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и Китаем в Южно-Китайском море и заявил, что присоединение Индонезии к БРИКС не нарушает индонезийского нейтралитета, а лишь дает возможности Индонезии как лидеру глобального Юга внести свой вклад в создание более справедливого миропорядка. Министр также заявил о намерении активизировать сотрудничество в области морской безопасности.
Тарифная политика Дональда Трампа и угроза ввести против Индонезии 36-процентные таможенные тарифы, а в случае ее активности в БРИКС и возможные 100% привели к установлению довольно сложных отношений с США, несмотря на направление в Вашингтон переговорной команды во главе с министром-координатором по экономическим вопросам Аирланггой Хартарто и достижение потенциального соглашения о снижении тарифов до 19% в обмен на закупки у США энергоносителей на сумму 15 млрд долл., сельскохозяйственной продукции на сумму 4,5 млрд долл. и 50 самолетов Boeing Co. Речь также шла и о доступе американских компаний к добыче меди и других ценных металлов.
Действия Вашингтона в отношении Джакарты всячески подрывали авторитет последней как влиятельного регионального актора с суверенной внешней политикой, а давление Трампа и его стремление снять любые ограничения для американских компаний вызвали там возмущение, так как напрямую угрожали экономическому суверенитету страны. В этих условиях Прабово прибег к традиционной стратегии диверсификации контактов, стремясь компенсировать потери от тарифов через активизацию других торговых соглашений и укрепить влияние через рост значимости Индонезии на других международных площадках.
Балансирование как ответ на внешние вызовы
Индонезийская дипломатия также основывается на чередовании ключевых направлений внешней политики с целью поддержания баланса в отношениях с мировыми акторами. Так, например, после довольно продуктивного визита президента Франции Эмманюэля Макрона в Джакарту в мае 2025 г. и переговоров о потенциальном вступлении Индонезии в ОЭСР при содействии Парижа президент Прабово направился в июне в Санкт-Петербург для участия в ПМЭФ, а в июле, после заявлений Дональда Трампа о возможных дополнительных 100% пошлинах для стран БРИКС, демонстративно принял участие в XVII саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро.
На волне разговоров об обострении отношений Прабово и западного мира в сентябре индонезийский лидер в рамках расширенного визита посетил Японию, США, Канаду и Нидерланды. Затем уже на полях 80-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН делегация Индонезии, выступавшая в защиту позиции Палестины, была приглашена Трампом к закрытому обсуждению американского плана по урегулированию в Газе. Прабово также посетил последовавший вскоре саммит в Шарм-эль-Шейхе по палестинскому урегулированию, где он и президент США наладили контакт.
В сентябре Прабово также посетил Брюссель, добившись заключения важного Соглашения о всеобъемлющем экономическом партнерстве (CEPA) с Европейским союзом и дополнительного соглашения о защите инвестиций, катализатором к чему опять же стало давление администрации Дональда Трампа на индонезийское и европейское руководство в рамках тарифной политики. Когда «дипломатический маятник», казалось бы, качнулся в сторону европейского вектора дипломатии, Джакарты Прабово в октябре принял в индонезийской столице президента ЮАР Сирила Рамафосу и президента Бразилии Лула да Силва. В ноябре индонезийская сторона была представлена и на саммите «Группы двадцати» в ЮАР вице-президентом Гибраном Ракабумином Рака, который на фоне бойкота саммита Трампом призвал все страны к формированию более справедливой и равноправной глобальной финансовой системы. Из этого следует, что даже в уязвимом положении Индонезия стремится проводить независимую внешнюю политику и через на первый взгляд стандартную и последовательную диверсификацию направлений может оказывать влияние на изменение позиций партнеров и недоброжелателей.
Внешнеполитический прагматизм индонезийцев основан на самобытном видении широкой картины многополярного мира, где взаимодействие дружественных и равноправных партнеров должно быть направлено на консенсус, решение реальных проблем развития и совместное преодоление глобальных вызовов. Соответственно, идеологически и политически обоснованная концепция многополярного мира в индонезийском восприятии вполне способна послужить целям создания взаимовыгодного для всех мироустройства. Идеальное и материальное в индонезийской политической философии понятия неразделимые и взаимодополняющие.
При этом заметно, что БРИКС остается одним из наиболее близких лично Прабово направлений. Президент Индонезии ценит дружбу с лидерами объединения и особенно с вышеупомянутыми Лулой да Силва, Сирилом Рамафоса и Владимиром Путиным, видя в них единомышленников по «классической школе» политических руководителей, способных мыслить стратегически, а не сиюминутными интересами.
Особое положение России во внешней политике Индонезии
Прабово прилетел в Россию на фоне ужасной трагедии — масштабного наводнения на Суматре. По этому случаю президент Владимир Путин выразил индонезийской стороне соболезнования, обозначив готовность России всегда поддержать Индонезию в трудной ситуации. Поступок Прабово следует оценить очень высоко, так как с точки зрения индонезийской политической культуры он демонстрирует верность президента своему слову и подтверждает имидж Индонезии как серьезного и надежного партнера для каждой страны. Несмотря на то, что визит, как это сейчас становится известно, несколько раз находился под угрозой отмены, Прабово, посетив пострадавшие регионы страны, принял все необходимые меры и отдал соответствующие приказы по урегулированию ЧС перед вылетом в Россию. Политическая смелость Прабово и его умение как разрешать сложные ситуации дома, так и договариваться с внешнеполитическими партнерами уже давно стали неотъемлемой частью политического стиля президента Индонезии. Так, в сентябре 2025 г. на фоне протестов и внутренней политической нестабильности Прабово нашел время и посетил военный парад в Пекине в честь 80-летия победы над Японией и годовщины окончания Второй мировой войны, продемонстрировав важность отношений с Китаем и всеми странами-участницами, включая Россию.
В условиях, когда вновь идут разговоры о срыве сделки Индонезии и США по тарифам, Индонезия видит в России значимого и надежного союзника в формировании более справедливого миропорядка. По составу российской делегации в лице главы МИД России Сергея Лаврова, первого вице-премьера Дениса Мантурова, министра сельского хозяйства Оксаны Лут, главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, заместителя министра обороны Василия Осьмакова и директора ФСВТС Дмитрия Шугаева заметно, что Индонезия намерена вести серьезные переговоры и обсуждать широкий круг вопросов: от энергетики, сельского хозяйства, туризма и ВТС до финансов и продовольственной безопасности. Состав индонезийской делегации также был отмечен высоким уровнем представительства всех профильных министерств и структур, реализующих стратегию президента Прабово Субианто относительно развития Индонезии и выстраивания долгосрочного взаимодействия с партнерами. Многие министры и парламентарии посетили Москву за несколько дней, подготавливая почву для основного визита. Среди ожидаемых итогов переговоров: подписание исторического соглашения о ЗСТ «Индонезия — ЕАЭС» и соглашения о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней — практический шаг, который откроет новые возможности для академического и образовательного сотрудничества. Не все из них будут приняты немедленно, однако лидеры двух стран уже подтвердили приверженность их скорейшему подписанию. Важно и обсуждение сторонами вопросов энергетической безопасности, в частности потенциального строительства Россией АЭС и малых модульных реакторов, поставок уникальных технологий плавучих реакторов, применимых в сложных условиях индонезийского климата и ландшафта. Военно-техническое сотрудничество и подготовка кадрового состава также остаются значимыми направлениями взаимодействия.
Несмотря на западные санкции против России и стремление Индонезии сохранять сбалансированную позицию в условиях турбулентности мировой политики, текущий уровень российско-индонезийских отношений можно с уверенностью назвать одним из самых высоких за всю историю двустороннего взаимодействия. Статус стратегического партнерства, установленный летом 2025 г., потенциальные многомиллиардные бизнес-контракты и инвестиции, масштабные энергетические проекты, а также динамично растущий товарооборот — все это свидетельствует о качественно новом этапе сотрудничества двух стран, взаимном интересе и взаимопонимании.
Визиты лидеров России и Индонезии открывают дополнительные возможности для углубления партнерства в самых разных областях — от высоких технологий до гуманитарных обменов. Эти контакты на высшем уровне не просто укрепляют существующие связи, но и задают стратегический вектор развития отношений на долгосрочную перспективу, определяя Россию и Индонезию как ключевых партнеров в формировании многополярного мира.
(Голосов: 4, Рейтинг: 5) |
(4 голоса) |
Торгово-экономические отношения между Индонезией и Россией переживают «медовый месяц»
ЕАЭС — АСЕАН: модель секторального стратегического партнерстваРабочая тетрадь №92 / 2025
75-я годовщина двусторонних отношений Индонезии и России: что дальше?Присоединение к БРИКС не только свидетельствует о том, что Индонезия продолжает твердо проводить свободную и активную внешнюю политику, но и доказывает, что она надежный партнер для всех сторон
Интересы внерегиональных государств в АрктикеРабочая тетрадь №93/2025


