Саммит АТЭС 2014 стал отражением стремлений и планов всех основных региональных игроков. Сегодня страны буквально наперегонки выступают с разнообразными инициативами по расширению свободной торговли и углублению торговой интеграции. В результате на пути дальнейшего поступательного движения образовался весьма массивный камень преткновения — необходимость выбора между двумя моделями: американским Транс-Тихоокеанским партнерством и китайской Азиатско-Тихоокеанской зоной свободной торговли. Команда РСМД попросила специалистов из Китая и Сингапура прокомментировать итоги только что прошедшего саммита и дать свою экспертную оценку.
Саммит АТЭС 2014 стал отражением стремлений и планов всех основных региональных игроков. Сегодня страны буквально наперегонки выступают с разнообразными инициативами по расширению свободной торговли и углублению торговой интеграции. В результате на пути дальнейшего поступательного движения образовался весьма массивный камень преткновения — необходимость выбора между двумя моделями: американским Транс-Тихоокеанским партнерством (ТТП) и китайской Азиатско-Тихоокеанской зоной свободной торговли (АТЗСТ). Команда РСМД попросила специалистов из Китая и Сингапура прокомментировать итоги только что прошедшего саммита и дать свою экспертную оценку.
Сюй Вэньхун (Xu Wenhong)
Доктор юридических наук, научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии при Китайской академии общественных наук; приглашенный научный сотрудник Стэнфордского университета
Ставшая предметом обсуждения на Пекинском саммите АТЭС 2014 разница концепций АТЗСТ и ТТП была одним из ключевых вопросов саммита и темой, которая привлекла внимание всего мира. Сравнивая ТТП и АТЗСТ, можно сказать, что последняя представляет собой всеобъемлющий азиатско-тихоокеанский план свободной торговли, включающий всех основных игроков Азиатско-Тихоокеанского рынка (Японию, Южную Корею, Россию и др.). Со своей стороны, формат ТТП не включает Китай и Россию. Кроме того, у Японии имеется ряд разногласий с США по поводу полностью открытого рынка сельскохозяйственной продукции.
На саммите АТЭС 2014 в Пекине сторонники концепции АТЗСТ добились ряда важных преимуществ. Южная Корея значительно усилила их позиции, подписав предварительное соглашение о свободной торговле между Китаем и Кореей. Теперь, если Япония не присоединится к АТЗСТ, она не сможет конкурировать с корейской продукцией на гигантском китайском рынке, что, безусловно, станет для Японии большой потерей. Таким образом, рано или поздно Японии придется войти в АТЗСТ. Россия тоже готова исследовать возможности восточноазиатского рынка. Великие умы мыслят в одном направлении — во всяком случае, по этим вопросам.
Руководитель китайского государства Си Цзиньпин отметил: «Одобрение «дорожной карты» развития Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) на Пекинском саммите АТЭС было одним из тех решений, которые войдут в учебники истории».
Оой Кее Бен (Ooi Kee Beng)
Заместитель директора, Институт Юго-Восточной Азии (ISEAS), Сингапур
Пекинский саммит АТЭС 2014 продемонстрировал, что в сфере региональных механизмов торговой интеграции он уверенно удерживает инициативу. На фоне прогрессирующей довольно скромными темпами вашингтонской модели, ТТП, с ее весьма жесткими условиями китайский проект АТЗСТ весьма успешно движется вперед. Упоминание о безоговорочной поддержке президентом Си Цзиньпином соглашения о свободной торговле в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона оказалось исключительно своевременным на этом саммите — учитывая, что изначальная миссия АТЭС заключается именно в развитии свободной торговли в регионе. Совсем незадолго до этого (в октябре 2014 г.) состоялось открытие Азиатского инфраструктурного инвестиционного банка (AIIB), крупнейшим акционером которого является Китай; проект, трактуемый большинством как прямой вызов Всемирному банку (главный акционер — США), и Азиатскому банку развития (основной акционер — Япония), поддержала 21 страна. Ведущие игроки — такие как Япония, Южная Корея и Австралия, как и ожидалось, дистанцировались от Пекина, однако девять из десяти стран АСЕАН подписали соглашение. Даже Индия вступила в проект, приобретя второй по величине пакет акций.
На последовавшем за саммитом АТЭС инвестиционном форуме президент Си заявил о необходимости всеми возможными способами развивать транспортные магистрали, совпадающие с маршрутами традиционных «шелковых путей», как континентальных, так и морских, — еще один сильный стратегический ход, сделавший саммит АТЭС этого года переломным моментом региональной политики.