В преддверии саммита НАТО, запланированного на 9–11 июля 2024 г. в Вашингтоне, состоялся визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в США и Канаду. В центре внимания визита в Канаду была обновленная оборонная стратегия «Наш Север сильный и свободный: обновленное видение обороны Канады» (Our North, Strong and Free: a Renewed Vision for Canada’s Defence). Данная оборонная стратегия пришла на смену документу 2017 г., который был разработан либеральным правительством Трюдо в первый срок полномочий (2015–2019). Таким образом, при либеральном правительстве Дж. Трюдо пересмотр оборонной стратегии произошел дважды в силу значительных изменений военно-политической обстановки на глобальном уровне.
Основная задача, обозначенная в документе 2024 г., — повышение расходов на оборону до 8,1 млрд долл. в течение следующих пяти лет и 73 млрд долл. в течение 20 лет, которое в канадских реалиях можно расценивать как значительное. Тем не менее обозначенный рост расходов не приведет к достижению установленной НАТО планки для членов организации в 2% ВВП. Официальная Канада ставит цель увеличить военные расходы с текущего уровня в 1,33% ВВП лишь до 1,76% к 2029–2030 гг. Ее главные союзники — США и НАТО — положительно оценили новый документ, однако отметили, что ожидают в дальнейшем дополнительных инвестиций в оборону.
Опросы общественного мнения, проведенные в начале 2024 г., показали, что канадцы обеспокоены состоянием вооруженных сил страны. Чуть более половины, 53% респондентов, считают, что Канаде следует увеличить уровень расходов до 2% ВВП или выше. После того, как кандидат в президенты США Дональд Трамп пригрозил отказаться от любой страны-союзника по НАТО, которая тратит на оборону менее 2% своего ВВП, уровень поддержки идеи об увеличении расходов на оборону среди канадского населения вырос до 60%. Таким образом, «фактор Трампа» оказал влияние на общественное мнение. По оценкам канадских экспертов, позиция в пользу повышения расходов на оборону очень нетипична для канадского общества и представляет собой новый тренд.
Новая оборонная стратегия Канады подтверждает смену фокуса внимания со стороны канадского правительства от социальных и экологических проблем в Арктике и на Севере к вопросам обороны и безопасности, а также использование подхода к рассмотрению вопросов экологии и климата через призму безопасности. Растущее значение Арктики для ближайших союзников Канады — США и НАТО — становится одним из факторов, оказывающих влияние на изменение канадской политики в Арктическом регионе. США демонстрируют интерес к углублению сотрудничества с Канадой в Арктике. Динамика взаимодействия между двумя государствами, вероятно, будет зависеть от того, насколько успешно и последовательно Канада сможет реализовывать поставленные в документе цели, а главное, насколько последовательно будет выделять обещанные средства на их реализацию.
Развитие канадско-американского взаимодействия в Арктике будет зависеть и от того, кто станет хозяином Белого дома по результатам выборов в ноябре 2024 г. Предыдущая республиканская администрация Д. Трампа не включала арктическое направление в число приоритетов своей политики и двусторонних отношений с Канадой, при этом некоторое внимание уделялось вопросам военной безопасности. Есть вероятность, что в случае победы республиканцев внимание будет уделено сотрудничеству с Канадой в вопросе модернизации НОРАД, а взаимодействие по более широкой повестке в Арктике остается под вопросом. Стоит также принять во внимание, что не позднее октября 2025 г. должны состояться федеральные выборы в Канаде, и пока неясно, останется ли в силе при новом кабинете недавно принятая оборонная стратегия.
В преддверии саммита НАТО, запланированного на 9–11 июля 2024 г. в Вашингтоне, 17–21 июня состоялся визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в США и Канаду, где он провел переговоры с президентом США Дж. Байденом в Вашингтоне и премьер-министром Дж. Трюдо в Оттаве. Помимо вопросов, которые будут на повестке предстоящего саммита, в центре внимания визита в Канаду была и обновленная оборонная стратегия «Наш Север сильный и свободный: обновленное видение обороны Канады» (Our North, Strong and Free: a Renewed Vision for Canada’s Defence) — документ, который правительство Канады торопилось подготовить как раз до саммита Альянса. В центре внимания документа — вопрос повышения расходов на оборону и защита суверенитета и безопасности в Арктике и на Севере. Генеральный секретарь Столтенберг приветствовал тот факт, что, в соответствии с новой Стратегией, Канада увеличивает оборонные расходы «и в ближайшие годы дополнительно выделит миллиарды, в том числе за счет приобретения новых высокотехнологичных средств, модернизации НОРАД и инвестиций в самолеты F35 пятого поколения», и в целом высоко оценил роль Канады в укреплении сдерживания и обороны, осуществляемых НАТО. Однако также выразил критику по поводу того, что инвестиции в оборону страны составляют менее 2% ВВП.
Расходы Канады на оборону
8 апреля 2024 г. правительство Канады представило новую оборонную стратегию, пришедшую на смену документу 2017 г. Strong, Secure, Engaged: Canada's Defence Policy, который был разработан либеральным правительством Трюдо в первый срок полномочий (2015–2019). Таким образом, при либеральном правительстве Дж. Трюдо пересмотр оборонной стратегии произошел дважды в силу значительных изменений военно-политической обстановки на глобальном уровне.
Основная задача, обозначенная в документе 2024 г., — повышение расходов на оборону. На оборонные расходы планируется выделить 8,1 млрд долл. в течение следующих пяти лет и 73 млрд долл. в течение 20 лет. В канадских реалиях такое повышение можно расценивать как значительное. Тем не менее обозначенный рост расходов не приведет к достижению установленной НАТО планки для членов организации в 2% ВВП. Официальная Канада ставит цель увеличить военные расходы с текущего уровня в 1,33% ВВП лишь до 1,76% к 2029–2030 гг. Главные союзники Канады — США и НАТО — положительно оценили новый документ, однако отметили, что ожидают в дальнейшем дополнительных инвестиций в оборону. В частности, генеральный секретарь НАТО ожидает, что Канада «как можно скорее» достигнет уровня вклада в 2% ВВП. 13 мая 2024 г. министр национальной обороны Канады Уильям Блэр представил обновленную оборонную стратегию в Вашингтоне своим американским коллегам. Министр обороны США Ллойд Остин высоко оценил новую стратегию и подтвердил готовность со стороны США к совместной работе по ее реализации в рамках направлений, представляющих общий интерес для Канады и США.
Опросы общественного мнения, проведенные в Канаде в начале 2024 г., показали, что канадцы обеспокоены состоянием вооруженных сил страны. Чуть более половины, 53% респондентов, считают, что Канаде следует увеличить уровень расходов до 2% ВВП или выше. После того, как кандидат в президенты США Дональд Трамп пригрозил отказаться от любой страны-союзника по НАТО, которая тратит на оборону менее 2% своего ВВП, уровень поддержки идеи об увеличении расходов на оборону среди канадского населения вырос до 60%. Таким образом, «фактор Трампа» оказал влияние на общественное мнение. По оценкам канадских экспертов, позиция в пользу повышения расходов на оборону очень нетипична для канадского общества и представляет собой новый тренд.
Приоритеты новой оборонной стратегии
Пересмотр оборонной стратегии в 2024 г. происходит в связи с тем, что угрозы и вызовы, обозначенные в документе 2017 г., «усиливаются и развиваются быстрее, чем предполагалось». В документе подчеркивается, что усиление глобальной нестабильности, растущая открытость и доступность Арктики, вызванная изменением климата, стремительное развитие технологий будут оказывать значительное влияние на уровень безопасности и процветание Канады.
Выделяются несколько приоритетных географических направлений для внешней и оборонной политики Канады. Во-первых, Арктика и защита суверенитета в Арктике, а также необходимость превентивных мер защиты от стихийных бедствий и катастроф в этом регионе. Во-вторых, обновление союзнических отношений с США в сфере обороны и обеспечении континентальной безопасности посредством сотрудничества с США по вопросам модернизации и функционирования НОРАД, системы воздушно-космической обороны Северной Америки. В-третьих, Евроатлантический и Индо-Тихоокеанский регионы, где Канадские вооруженные силы намерены оказывать поддержку союзникам и партнерам в интересах «более стабильного и мирного мира».
Выбор направлений не стал неожиданностью. Вопрос Арктики получил широкое обсуждение на экспертном уровне в 2023 г., когда многие аналитики рекомендовали сделать его приоритетной сферой как для канадско-американских отношений, так и для внешней политики Канады в целом. Эти же идеи звучали в выступлениях официальных лиц Канады. США — традиционно ключевой партнер для Канады, а вопрос модернизации НОРАД совместно с США поднимался еще в оборонной стратегии 2017 г. Евроатлантический регион занимает особое внимание Канады в связи с кризисом вокруг Украины и активным участием Канады в решении украинского вопроса. Индо-Тихоокеанский регион официально вошел в число важнейший приоритетов внешней политики Канады с 2022 г. после публикации Индо-тихоокеанской стратегии (Canada’s Indo-Pacific Strategy).
Арктика и Север — краеугольный камень
В центре внимания обновленной оборонной стратегии — вопросы Арктики и Севера, что отражено в самом названии документа. В соответствии с ней, самая срочная и важная задача — защита суверенитета Канады в Арктике и северных регионах, где меняющиеся климатические и геополитические условия создают новые угрозы и уязвимости для Канады и канадцев. В качестве основных угроз безопасности Канады в Арктике в документе отмечены: изменение климата, политика России и политика Китая. В связи с потеплением и таянием льдов в Арктике регион становится более открытым и доступным для новых акторов, «обладающих растущим потенциалом и региональными военными амбициями».
Военно-морское присутствие России в регионе оценивается как «мощное», а ее военный потенциал в Арктике выше, чем у других арктических держав, учитывая наличие подводных лодок, надводных боевых кораблей и ледокольного флота. Россия в целом названа в документе «безответственным враждебным противником» и «вызовом на поколения вперед». Дается оценка и деятельности Китая. В документе отмечается, что Китай стремится к более заметной роли в регионе и статусу «полярной великой державой» к 2030 г., развивая флот и увеличивая инвестиции в арктическую инфраструктуру и исследования.
В связи с ростом угроз Канада намерена модернизировать свой подход к вопросам безопасности в Арктике. Один из пунктов ее обеспечения — наращивание сотрудничества с США и союзниками по НАТО. В документе вклад Канады в обеспечение безопасности Арктики, в том числе в сотрудничестве с США, оценивается как важный компонент обороны западного и северного флангов НАТО. Кроме того, отмечается, что, усиливая свое присутствие в Арктике, Канада вносит вклад в обеспечение обороны Североамериканского континента — в данном случае речь идет о модернизации канадско-американской системы НОРАД.
Таким образом, для Канады и канадцев в Арктике сосредоточены задачи по обеспечению безопасности на трех уровнях: национальном, континентальном и международном. Защита суверенитета в Арктике — уровень национальной безопасности; взаимодействие с США в рамках НОРАД — уровень континентальной безопасности; взаимодействие с союзниками по НАТО в вопросах обеспечения безопасности и обороны в Арктике от новых угроз — вклад в обеспечение безопасности на международном уровне в понимании Канады как представителя западного сообщества.
Перечисляются следующие источники угроз в Арктике: современные подводные лодки, гиперзвуковые и крылатые ракеты, разведывательная деятельность. Вероятно, имеется в виду, что данные угрозы исходят от России и Китая. Чтобы обеспечить защиту от них и повысить способность реагирования на чрезвычайные ситуации и бедствия, правительство Канады намерено расширить присутствие в Арктике с помощью: «северных хабов» оперативной поддержки, что обеспечит стране круглогодичное присутствие в Арктике; парка самолетов дальнего радиолокационного обнаружения; развертывания датчиков на побережье и под водой, что позволит контролировать морские районы Канады, включая арктические; строительства наземной спутниковой станции в Арктике для повышения способности обнаружения, сдерживания, реагирования на угрозы; в планах также модернизация парка тактических вертолетов. Представляя новую стратегию 8 апреля 2024 г. на военной авиабазе в Трентоне, Онтарио, Дж. Трюдо подчеркнул, что федеральное правительство будет изучать варианты обновления и расширения подводного флота, но других деталей по данному вопросу не последовало.
Новая оборонная стратегия Канады подтверждает смену фокуса внимания со стороны канадского правительства от социальных и экологических проблем в Арктике и на Севере к вопросам обороны и безопасности, а также использование подхода к рассмотрению вопросов экологии и климата через призму безопасности. Растущее значение Арктики для ближайших союзников Канады — США и НАТО — становится одним из факторов, оказывающих влияние на изменение канадской политики в Арктическом регионе. В конце 2023 г. в Монреале начал работу экспертный центр НАТО по вопросам климата и безопасности. В 2022 г. генеральный секретарь НАТО впервые посетил канадскую Арктику, дав высокую оценку деятельности Канады в Арктике в вопросах защиты безопасности, в частности говоря о системе НОРАД, канадско-американском сотрудничестве по ее модернизации и важности данной системы не только для Арктики и Северной Америки, но и для всего Альянса.
США демонстрируют интерес к углублению сотрудничества с Канадой в Арктике. Динамика взаимодействия между двумя государствами, вероятно, будет зависеть от того, насколько успешно и последовательно Канада сможет реализовывать поставленные в документе цели, а главное, насколько последовательно будет выделять обещанные средства на их реализацию. Развитие канадско-американского взаимодействия в Арктике будет зависеть и от того, кто станет хозяином Белого дома по результатам выборов в ноябре 2024 г. Предыдущая республиканская администрация Д. Трампа не включала арктическое направление в число приоритетов своей политики и двусторонних отношений с Канадой, при этом некоторое внимание уделялось вопросам военной безопасности. Есть вероятность, что в случае победы республиканцев внимание будет уделено сотрудничеству с Канадой в вопросе модернизации НОРАД, а взаимодействие по более широкой повестке в Арктике остается под вопросом.
Стоит также принять во внимание, что не позднее октября 2025 г. должны состояться федеральные выборы в Канаде, и чтобы понять, останется ли в силе при новом кабинете недавно принятая оборонная стратегия, где Арктика и Север названы краеугольным камнем, или же будет положена в стол, как это часто бывает при смене кабинетов, остается только наблюдать.