Россия и Кипр: сотрудничество в военной сфере
Эксперты из Кипра и Греции делятся с РСМД соображениями об итогах кипрско-российских соглашений, подписанных 26 февраля 2015 г. на встрече президентов Владимира Путина и Никоса Анастасиадиса.
Петрос Зарунас
Эксперт по международным отношениям, исполнительный секретарь Совета по геостратегическим исследованиям, Кипр
Результаты переговоров между Россией и Кипром следует воспринимать как новую позитивную главу двусторонних отношений. Обе страны получили то, в чем так нуждались — руку помощи во времена испытаний и относительного одиночества. Россия сейчас испытывает растущее давление со стороны Европы (ЕС и Совета Европы), ей оказывают весьма холодный прием на многих международных форумах. Кроме того, она пытается расширить свое влияние в Восточном Средиземноморье (Москва недавно подписала соглашения с Египтом и оказывает всемерную поддержку режиму Башара Асада в Сирии).
Кипр находится в сложной ситуации в связи с агрессивной политикой Турции и ее действиями в исключительной экономической зоне страны. К сожалению, евроатлантические партнеры не выполняют своих обещаний о солидарности с Кипром в этом вопросе. Две наши страны поддерживали друг друга в прошлом, и новые соглашения — гарантия всесторонней взаимной поддержки и в будущем.
Что касается военных баз, то следует отметить, что ни военно-морские, ни военно-воздушные российские базы на территории острова размещены не будут. В двусторонних соглашениях, подписанных Россией и Кипром, речь идет о предоставлении частям российских военно-морских сил и ВВС доступа к кипрской инфраструктуре в случае гуманитарного бедствия (аэропорты), либо в рамках международных антитеррористических операций и мероприятий по борьбе с пиратами (порт Лимасол). В рамках международных обязательств Кипр гарантирует предоставление своих аэропортов в распоряжение сил, осуществляющих гуманитарные операции, независимо от того, какой стране они принадлежат. Лимасол – уже порт захода для российских судов, которые могут пополнить здесь свои запасы провианта, воды и топлива по пути к конечному пункту назначения. Лидеры обеих стран и, в первую очередь, президент Владимир Путин, подчеркнули, что их соглашения не направлены против третьей стороны и не вступают в противоречие с обязательствами по отношению к другим странам.
Крайне важен тот факт, что правительство Кипра не намерено признавать Крым в качестве части Российской Федерации. Кипр выступает против любого иностранного военного вмешательства во внутренние дела суверенного государства, в том числе Украины. Кипр сам в свое время пал жертвой такого рода вмешательства со стороны Турции. Киприоты уверены, что текущий конфликт на Украине должен быть урегулирован путем мирных переговоров на основе Минского соглашения. ЕС отменит санкции в отношении России, как только прекратятся военные действия. Будучи членом Европейского союза, Кипр считает Россию стратегическим партнером, с которым ЕС должен найти оптимальный формат сосуществования. Решение или хотя бы локализация таких проблем глобального масштаба, как исламский экстремизм, ядерная программа Ирана и т. п., требует объединенных усилий всех стран.
Доктор Йоргос Левентис
Директор Международного форума по безопасности, Кипр
Результаты переговоров, проведенных президентом Никосом Анастасиадисом в Москве, можно считать шагом в правильном направлении. Возобновление и углубление сотрудничества между Республикой Кипр и Российской Федерацией в сфере безопасности и обороны в дополнение к таким сферам, как торговля, коммерция, образование и культура, вне всякого сомнения, — позитивный факт. Понятия глобальной и региональной безопасности неразделимы. Невозможно говорить о безопасности и, следовательно, стабильности в отдельном регионе или во всем мире, если безопасность одной нации достигается за счет благополучия другого народа. Кипр вот уже сорок лет страдает от последствий турецкой агрессии, в результате которой было оккупировано 40% территории страны. В октябре 2014 года Республика Кипр подверглась очередному акту агрессии со стороны Анкары в худших традициях Османской империи: турецкое исследовательское судно «Барбадос» вторглось в признанную на международном уровне исключительную экономическую зону Кипра. При этом США и Великобритания, а вслед за ними и некоторые другие страны ЕС де-факто отказывают Кипру в праве на самооборону, сохраняя эмбарго на поставку вооружений в страну.
С самого момента обретения Кипром независимости (1960 г.) Россия вела себя как надежный партнер, не отказывая Кипру в покупке оборонительного оружия. (В качестве убедительного примера можно привести приобретение Кипром в 1999 году зенитно-ракетного комплекса С-300, который, к сожалению, в итоге оказался на Крите.) Островная республика, расположенная между тремя континентами и не имеющая собственных ВВС (вооруженные силы Кипра хоть и располагают действующей авиабазой в Пафосе, не имеют в своем распоряжении ни одного реактивного истребителя), фактически отдана на милость Турции с ее экспансионистской политикой. Оснащение весьма скромной системы противовоздушной обороны Кипра, так же, как и значительной части его танковых подразделений, было закуплено в России. Все это военное снаряжение нуждается в техническом обслуживании. Санкции ЕС в отношении России, с которыми Кипр, Греция и ряд других небольших стран ЕС категорически не согласны, затрагивают и жизненно важные для Кипра договоры о техническом обслуживании. Военное соглашение, заключенное в Москве, позволит сохранить боеготовность оборонной системы острова, несмотря на категорический отказ англо-американского альянса в поставках Кипру военной техники. И это при том, что США по сей день продают Анкаре танки, артиллерию и военно-морское оборудование, которое Турция использовала в свое время при оккупации Северного Кипра, а сегодня активно применяет для провокаций на границе кипрских территориальных вод.
Соглашение о предоставлении технической помощи российским военно-морским и воздушным судам в кипрских портах и аэропортах в рамках совместной борьбы с терроризмом приобретает особое значение в условиях растущей угрозы со стороны ИГИЛ и других радикальных исламистских группировок в регионе БВСА (Ближний Восток и Северная Африка). Это особенно важно в свете откровенной поддержки исламистских экстремистов Сирии Турцией: в момент написания этих строк кипрские власти как раз допрашивали трех сирийских националистов, которые занимались контрабандой транспортных средств и прочего снаряжения через территорию Кипра, подконтрольную турецкой армии, в материковую Турцию, откуда этот контрабандный груз попадал в руки радикальных мусульманских террористов в Сирии.
Кроме того, согласованные совместные поисково-спасательные операции в Восточно-Средиземноморском бассейне будут способствовать урегулированию гуманитарных кризисов в нашем беспокойном регионе.
Александр Дривас
Докторант по специальности «Международные отношения и исследования Восточно-Средиземноморского региона» (Университет Пелопоннеса), координатор проекта «Греция, Кипр, Египет и Израиль: возможности и ограничения средиземноморской коалиции», Институт международных отношений, Афины.
После начала украинского конфликта Россия пытается наращивать влияние в Восточном Средиземноморье. В частности, она предпринимает шаги для сохранения своих позиций в Сирии, улучшения российско-турецких отношений и налаживания военного и торгового сотрудничества с Египтом.
Недавние российско-кипрские переговоры на уровне глав государств продемонстрировали, что между Россией и Кипром давно существуют крепкие и добрые отношения. Восемь меморандумов, подписанных обеими сторонами, затрагивают самые разные аспекты и направления двустороннего сотрудничества, однако в них есть два особенно важных момента, которые требуют более глубокого анализа. Во-первых, это четкая и ясная позиция России по кипрскому вопросу. Во-вторых, это соглашение между Россией и Кипром в сфере обороны. В соответствии со вторым соглашением, Кипр предоставляет российскому ВМФ доступ в свои территориальные воды.
Евросоюз не предполагает единой обязательной для всех политики, и страны ЕС абсолютно свободны в выборе партнеров по двустороннему сотрудничеству вне ЕС. Однако Россия и Кипр приняли решение сосредоточиться на борьбе с терроризмом и пиратством. Эти проблемы имеют большое значение и для ЕС. Соглашения состоят из двух частей. Первая посвящена формулировке договорных положений и условиям подписания, вторая — обеспечению его исполнения.
Сейчас нам важно понять, что представляет собой вторая часть, и лишь время покажет, воплотятся ли подписанные соглашения в политическую реальность. Позиция Кипра по отношению к антироссийским санкциям ЕС отражает общеевропейскую дилемму, которую кратко можно сформулировать следующим образом: «Россия — враг или партнер?» Разумность курса Брюсселя оспаривает не только Кипр: Венгрия, Австрия, Италия и Греция также выражают серьезные сомнения в правильности политики антироссийских санкций ЕС.
В заключение скажем, что на настоящий момент отношения между Кипром и Россией во многом зависят от дальнейшего хода российско-американского диалога по статус-кво Восточного Средиземноморья и всего так называемого Большого Ближнего Востока.
Материал подготовили Татьяна Богдасарова, программный координатор РСМД, и Мария Гурова, редактор сайта РСМД.