Read in English
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Татьяна Карасова

К.и.н., зав. отделом Израиля Института востоковедения РАН

14 сентября 2016 г. США и Израиль подписали соглашение (меморандум) о взаимопонимании, в котором речь идет о предоставлении еврейскому государству в течение десяти лет военной помощи в размере 38 млрд долл. — по 3,8 млрд долл. в год. Предыдущее соглашение, принятое администрацией Буша ст. в 2007 г. и действующее до 2018 г., предусматривало ежегодную выплату 3,1 млрд долл. Новый подписанный документ вступит в силу по истечении срока действия действующего меморандума. Соглашение на 2019–2028 гг. — самый крупный пакет военной помощи, когда-либо предоставленный США какой-либо стране.

14 сентября 2016 г. США и Израиль подписали соглашение (меморандум) о взаимопонимании, в котором речь идет о предоставлении еврейскому государству в течение десяти лет военной помощи в размере 38 млрд долл. — по 3,8 млрд долл. в год. Предыдущее соглашение, принятое администрацией Буша ст. в 2007 г. и действующее до 2018 г., предусматривало ежегодную выплату 3,1 млрд долл. Новый подписанный документ вступит в силу по истечении срока действия действующего меморандума. Соглашение на 2019–2028 гг. — самый крупный пакет военной помощи, когда-либо предоставленный США какой-либо стране.

Суть нового соглашения

В рамках предыдущего Меморандума, заканчивающегося в 2018 г. и «направленного на уменьшение угроз безопасности в ближневосточном регионе», США ежегодно выделяли на поддержку израильской обороноспособности около 3 млрд долл. Полученные средства Израиль использовал на закупку современных видов оружия в США, проведение совместных научно-технических исследований и разработку новых вооружений. Согласно новому соглашению, Израиль получит на 8 млрд долл. больше: в эту сумму включены расходы на совместные программы развития противоракетной обороны, ранее финансируемые отдельно и составляющие примерно 5 млрд долл.

Согласование меморандума шло на фоне острой полемики Б. Нетаньяху и администрации президента США Б. Обамы по поводу иранского атома и попыток Израиля торпедировать заключение международного соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Тегерана. Власти Израиля уверены, что сделка представляет угрозу для их государства, так как она позволила Ирану получить доступ к сотням миллиардов долларов, немалая часть которых предназначена для поддержки террора — как на Ближнем Востоке, так и во всем остальном мире.

Факторы подписания нового меморандума

Израиль не сможет впредь обращаться к Конгрессу с просьбами увеличить финансирование оборонных проектов.

Главная причина подписания нового соглашения — потенциальное усиление угрозы безопасности Израилю в связи с ситуацией на Ближнем Востоке. Меморандум весьма своевременен: он представляет собой развитие официальной доктрины Вашингтона о «качественном военном превосходстве» Израиля. Согласно этой идее, Израиль должен быть способен отразить «любую конвенциальную угрозу со стороны отдельного государства или возможной коалиции государств, или негосударственных акторов». С политической точки зрения, это соглашение снижает накал внутренней критики с обеих сторон в ухудшении отношений между США и Израилем. Еще одним немаловажным фактором подписания соглашения израильской стороной является сохранение своего военного преимущества. Этот момент особенно важен на фоне увеличения объемов американской военной помощи суннитским государствам и, конечно же, в связи с неутихающим кризисом в Сирии.

Критика подписанного соглашения

В Израиле мнения о значении подписанного документа, как обычно, разделились. Критики обращают внимание на два проблематичных для Израиля условия, впервые выдвинутых администрацией Барака Обамы. Во-первых, Израиль не сможет впредь обращаться к Конгрессу с просьбами увеличить финансирование оборонных проектов (за исключением возникновения широкомасштабных военных действий). Во-вторых, к концу действия Меморандума (к 2028 г.) количество средств из выделяемой американцами суммы, которые Израиль сможет использовать для оплаты собственных разработок, будут практически сведены к нулю. Кроме того, Израиль не сможет запрашивать у Конгресса США дополнительные средства, не предусмотренные меморандумом. Доля помощи, конвертируемая в шекели, также будет сокращена. Здесь, однако, существует некая лазейка: израильский отказ от дополнительного финансирования через Конгресс распространяется на программу ПРО, но не на другие программы, например, разработку систем по обнаружению туннелей, в которой крайне заинтересованы США, надеющиеся защитить таким образом свою границу с Мексикой от инфильтрантов. Так как Конгресс не подписывал Меморандум, он может считать себя свободным от условий договора. Не подписывал его и Американо-израильский комитет по общественным связям, который может лоббировать в Конгрессе то, что посчитает нужным. Наконец, как указывают некоторые эксперты, Меморандум не имеет юридически обязывающей силы, и Конгресс в рамках своих полномочий сможет увеличить бюджет так, как считает нужным. Некоторые израильские политики считают, что сам факт предоставления финансовой помощи дает американским властям возможность оказывать давление на израильскую политику, прежде всего, по вопросам уступок в сфере палестино-израильских отношений. Например, во время военный действий в Газе в 2014 г. Б. Обама прекратил поставки некоторых видов ракет (Hellfire missiles), а новое соглашение усилит давление по вопросу блокады Газы и еврейским поселениям на Западном берегу р. Иордан.

Б. Обама хочет покончить с эффективными американскими субсидиями для израильской частной военной промышленности.

Серьезной критике данное соглашение также подвергается со стороны военных экспертов, которые утверждают, что Израиль не нуждается в американской военной помощи. Ежегодная сумма в 3,8 млрд долл. — это лишь четверть израильского военного бюджета, который составляет 15.47 млрд долл. Годовой бюджет Израиля составляет около 89 млрд долл., а ВНП, сегодня близкий к 300 млрд долл., будет, очевидно, удвоен в последующие 10 лет. Ключевой момент сделки — устранение разрешения Израилю тратить до 26% получаемой помощи на закупки для нужд своей оборонной промышленности. Таким образом Б. Обама хочет покончить с эффективными американскими субсидиями для израильской частной военной промышленности. Теперь Израиль должен потратить каждый доллар на покупку товаров от американских производителей: даже обувь для солдат, производимую в Израиле, теперь нужно заказывать в США. Однако хуже всего то, что американская помощь Израилю затрудняет развитие собственного военного производства: если Израиль не сможет производить собственное оружие, его зависимость от США будет расти. По сути, такое положение ведет к ослаблению израильских позиций как суверенного государства. Более того, данный документ не обязательно обеспечивает Израилю качественное военное превосходство, так как Соединенные Штаты продают самое современное оружие потенциальным противникам Израиля (который в качестве контрмеры будет лишен возможности развивать собственный военный потенциал).

Нельзя отрицать, что сам факт подписания соглашения до окончания срока действия администрации Б. Обамы призван подтвердить важность и непреложность американо-израильского стратегического партнерства для обеих стран и предотвратить превращение вопроса о двусторонних отношениях в политическую интригу противоборствующих кандидатов в президенты.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся