Обвинения Дональда Трампа в адрес ВОЗ невольно наводят на мысль о попытке найти козла отпущения на фоне тяжёлой эпидемиологической ситуации в Америке. Конечно, не стоит спекулировать мнениями о неготовности системы здравоохранения США к проблеме такого масштаба. В сходной ситуации оказались и многие другие государства. Однако дискуссия о доступности здравоохранения для широких слоёв населения в США ведётся давно. Выстраивание национальной системы здравоохранения — суверенное дело США. Но перевод стрелок на ВОЗ, Китай или Россию не решит проблем здравоохранения США и вряд ли поможет в борьбе с болезнью.
Новость о приостановке финансирования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) со стороны США вызвала резонанс как в самой Америке, так и за рубежом. Претензии к организации озвучил лично президент Дональд Трамп. По его мнению, ВОЗ несёт ответственность за высокие темпы распространения COVID-19. Организация не предоставила вовремя адекватную информацию и основывалась на официальных данных из Китая, которые, по мнению лидера США, не отражали реальной ситуации. ВОЗ сосредоточилась на Китае, тогда как её основным донором являются США. Судя по высказываниям Трампа, Белый дом хочет «реформирования» ВОЗ. Параметры таких реформ не уточнялись. Но, судя по всему, от организации ожидают большего внимания к ситуации в США.
Демарш американского руководства вызвал смесь недоумения и критики сразу по нескольким причинам.
Во-первых, приостановка финансирования ВОЗ в разгар пандемии ставит под угрозу её эффективность в противодействии COVID-19. Вне всяких сомнений, организация продолжит активную работу по борьбе с эпидемией. Возможно, недостающие ресурсы будут взяты из других программ ВОЗ. Возможно также, что свои взносы увеличат другие доноры. Но всё это потребует времени. Конечно, основная нагрузка на противодействии эпидемии лежит на национальных государствах.
Однако ВОЗ выполняет огромную работу в своей зоне ответственности — мониторинге, обработке и анализе огромных массивов данных в интересах всего человечества. Альтернативы ВОЗ как инструмента глобального управления в области медицины и здравоохранения попросту не существует. Заморозка доли финансирования со стороны США не спасёт ни жизни американцев, ни жизни других людей. Скорее она приведёт лишь к росту смертности.
Во-вторых, обвинения президента США строятся на основе «послезнания» — тех фактов, которые известны сейчас, но о которых не было адекватной информации в начале пандемии. И ВОЗ, и правительство КНР, и все остальные государства столкнулись с принципиально новым явлением. Сведения о новом вирусе обновлялись и менялись постоянно. Давать какие-либо рекомендации без надёжной информации было бы попросту безответственно. Истинный потенциал эпидемии был неизвестен в момент её начала. Тем более удивляет обвинение в том, что ВОЗ опиралась на данные правительства КНР. Собственно, работа ВОЗ строится на той информации, которая передаётся ей государствами-членами. Сотрудничество ВОЗ и правительства КНР — нормальная практика. Организация действовала бы сходным образом в отношении любой другой страны.
В-третьих, обвинения в адрес ВОЗ невольно наводят на мысли о попытке найти козла отпущения на фоне тяжёлой эпидемиологической ситуации в Америке. Конечно, не стоит спекулировать мнениями о неготовности системы здравоохранения США к проблеме такого масштаба. В сходной ситуации оказались и многие другие государства, включая Китай, страны ЕС и Россию. Однако дискуссия о доступности здравоохранения для широких слоёв населения в США ведётся давно. Это важнейший вопрос внутриполитической повестки. Американская медицинская школа — одна из лучших в мире, но доступ к ней тесно связан с имущественным положением. В нормальных условиях эта система имеет свою логику — грубо говоря, кто как зарабатывает, тот так и лечится. Однако в экстремальных условиях, когда помощь требуется огромным массам людей, она оказывается под серьёзным давлением. Выстраивание национальной системы здравоохранения — суверенное дело США. Но перевод стрелок на ВОЗ, Китай или Россию не решит проблем здравоохранения США и вряд ли поможет в борьбе с болезнью.
Атака на ВОЗ вписывается в общую доктрину Трампа о примате национальных интересов США над глобальными или общечеловеческими задачами. В терминологии американского президента, он попросту отказывается от «плохой сделки» и хочет, чтобы ВОЗ работала на Америку в той степени, в которой организация финансируются Вашингтоном. Возможно, что в бизнесе такой линейный подход работает. Но он вряд ли он пригоден для политики. Эгоизм может дорого обойтись национальным интересам США.
Прежде всего, подобная практика будет размывать глобальное лидерство Америки. В случае ВОЗ подобное лидерство могут взять на себя другие — Китай, Европейский союз, Индия, Россия. Причём сделают они это не столько ради того, чтобы насолить Вашингтону, сколько ради решения общих проблем. Лидерами становятся те, кто способен вести за собой к достижению большой цели, даже если за это приходится платить больше остальных.
На это американцы могут резонно ответить, что именно США сегодня являются мировым лидером в программах помощи. По данным Государственного департамента, только на борьбу с COVID-19 за рубежом США потратят 225 млн долларов, при том что 274 млн долларов помощи уже предоставлено правительством США. Частный сектор и благотворительные организации в Америке собрали на борьбу с COVID-19 за рубежом 1,5 млрд долларов. За двадцать прошедших лет помощь по вопросам здравоохранения составила 140 млрд долларов.
Всё это так. И американцы действительно сделали много. Однако политика знает множество примеров, когда колоссальные вложения обесценивались одной ошибкой в критический момент. «Это хуже, чем преступление, это ошибка». Приписываемый министру иностранных дел Франции Шарлю Талейрану афоризм вряд ли потерял актуальность. Даже если речь идёт о такой державе, как США, запас прочности которой вроде бы может списать мелкие и крупные промахи.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».