24 мая 2015 года на Филиппинах завершилась встреча министров торговли АТЭС – одно из ключевых мероприятий ежегодной рабочей программы АТЭС. Министры торговли традиционно встречаются в середине года, чтобы сверить часы по вопросам стимулирования, упрощения и либерализации торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Для России АТЭС – фактически единственная площадка для практического участия в интеграционных процессах в АТР через формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.
24 мая 2015 года на Филиппинах завершилась встреча министров торговли АТЭС – одно из ключевых мероприятий ежегодной рабочей программы АТЭС. Министры торговли традиционно встречаются в середине года, чтобы сверить часы по вопросам стимулирования, упрощения и либерализации торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Для России АТЭС – фактически единственная площадка для практического участия в интеграционных процессах в АТР через формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Цели формирования АТЗСТ были обозначены еще в 2006 г., однако реальный импульс процессу придало председательство Китая в АТЭС в 2014 г. Китай и США, две ключевых экономики региона, инициировали и возглавили «стратегическое исследование» возможной конфигурации и отдельных аспектов этой зоны свободной торговли. Уникальная не только по содержанию, но и по составу участников (беспрецедентная встреча США и Китая за одним столом переговоров), работа над стратегическим исследованием стартовала в феврале 2015 г. Россия впервые получила возможность на равных с другими экономиками участвовать в обсуждении интеграционной повестки в АТР. Заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский четко обозначил ключевые тематики и приоритеты, по которым Россия будет работать в рамках исследования. Эти приоритеты отвечают как интересам России в АТР, так и интеграционной повестке в рамках ЕАЭС.
На данный момент в АТР уже существует множество зон свободной торговли, предусматривающих различные правила регулирования торговли и инвестиций. Более того, в регионе происходит формирование так называемых мега-блоков – Транстихоокеанского партнерства (12 стран АТЭС) и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (10 стран АСЕАН + 6 партнеров АСЕАН). Оба масштабных проекта, инициированных США и Китаем соответственно, считаются возможной основой для формирования общей Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли. Однако эти соглашения не смогут учесть интересы всех экономик АТЭС. В этом контексте России необходимо разрабатывать механизмы стыковки интеграционных проектов в АТР с основным интеграционным проектом России – Евразийским экономическим союзом. Поэтому Россия последовательно выступает за открытый характер интеграционного взаимодействия, а также за продвижение интересов и дальнейшее вовлечение ЕАЭС в обсуждение региональной интеграции на площадке АТЭС.
Тесно связанное с интеграцией обсуждение вопросов «взаимосвязанности» в АТР и за его пределами уже несколько лет составляет ядро повестки АТЭС. Термин взаимосвязанность предполагает формирование интегрированного пространства для торговли и инвестиций, развитие транспортной инфраструктуры и логистики, формирование эффективной институциональной среды. Взаимосвязанность занимает центральное место также в интеграционной повестке России и ее партнеров, в частности, стран ЕАЭС и Китая. Площадка АТЭС позволяет России и Китаю продолжить сближение интеграционных инициатив, развитие инфраструктуры и инвестиционное сотрудничество. Россия и Китай намерены договориться о конкретных шагах для наполнения подписанного недавно соглашения о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Еще один важный для России вопрос в повестке АТЭС связан с наступлением срока отчетности по исполнению обязательств, взятых на себя экономиками во Владивостоке в 2012 году по снижению таможенных пошлин на перечень из 54 экологических товаров до 5% и менее. Эти обязательства стали главным прорывом в деятельности АТЭС за последние несколько лет, и в этом году лидеры экономик АТЭС должны будут показать, как они выполнили решения российского председательства. Российский экспорт экологических товаров в экономики АТЭС – это сотни миллионов долларов, в основном, это оборудование – генераторы, газовые турбины, оптическое оборудование и комплектующие. Основные рынки – Китай, Корея, США.
Форум АТЭС, объединяя различные экономики, у каждой из которых есть свои ключевые и зачастую несовпадающие интересы, позволяет им продвигать и отстаивать их в формате активного взаимодействия. России, в настоящий момент сосредоточившей основной потенциал на евразийской интеграции, необходимо не упустить эти возможности, последовательно выступать за межблоковое взаимодействие и открытое участие всех стейкхолдеров в процессах региональной интеграции в АТР.