До 1990-х гг. политические сообщения в основном передавались через традиционные медиа, но сейчас, с появлением социальных сетей, все они уходят на второй план, а на первый выходят форматы, которые еще несколько лет назад казались детской забавой. Тиктоки и мемы обладают уникальной способностью передавать сложные политические идеи в краткой и зрелищной форме, что делает их особенно привлекательными для молодежи. Однако именно в этой краткости и доступности может крыться опасность. Политические мемы и короткие видео в TikTok могут привести к упрощению и искажению политической информации. В быстром потоке контента пользователи могут не иметь возможности глубоко погрузиться в тему и провести анализ представленной информации. В результате сильные эмоции и эффектные визуальные элементы могут оказать значительное влияние на формирование мнений, даже если контент не предоставляет всей необходимой информации или является ложным.
Особое опасение вызывают продукты искусственного интеллекта и дипфейки, которые с каждым годом становятся все менее отличимы от настоящих. Такие технологии могут быть использованы для манипулирования общественным мнением и формирования негативного образа оппонентов. Правда, в этом случае волноваться стоит не за молодое поколение, которое выросло с технологиями и легко отличает подделки от реальности, а за пожилых граждан, которые в силу возраста не всегда могут представить, на что способен искусственный интеллект.
Учитывая то, что TikTok полностью принадлежит китайской компании, многие эксперты начали волноваться о защищенности данных американских пользователей и пагубном влиянии приложения на их умы. В марте 2023 г. Палата представителей одобрила законопроект, благодаря которому президент сможет полностью запретить TikTok и другие социальные медиаплатформы, принадлежащие китайским компаниям в США, если он определит, что они представляют угрозу национальной безопасности или безопасности американских граждан. То, как тиктоки и мемы будут использоваться на предстоящих выборах, сильно зависит от того, будет ли запрещено приложение или нет. В случае запрета TikTok демократы, безусловно, почувствуют негативные последствия, так как лишатся самого удобного выхода к молодой аудитории. Однако эти последствия, вероятно, не будут настолько разрушительными, как утверждают республиканские СМИ. В то же время стоит учесть, что такое решение может вызвать юридические споры в связи с первой поправкой конституции США и навредить репутации страны как отстаивающей принципы свободы слова.
От будущей президентской гонки в США мы можем ожидать невиданное до этого количество контента, особенно сгенерированного искусственным интеллектом. Однако успех кампании будет зависеть не только от технических инноваций, но и от способности политических деятелей быстро адаптироваться к ним. А главным фактором станет умение эффективно взаимодействовать с новыми поколениями избирателей.
До 1990-х гг. политические сообщения в основном передавались через традиционные медиа, такие как телевидение, радио и газеты. Но сейчас, с появлением социальных сетей, все они уходят на второй план, а на первый выходят форматы, которые еще несколько лет назад казались детской забавой, — мемы и TikTok. Политика не обошла их стороной.
Мемы благодаря своей способности сжимать сложную информацию до ярких и запоминающихся образов действительно стали настолько неотъемлемой частью передачи политических идей в современном мире, что начали порождать настоящие войны (англ. meme wars). Данный феномен подразумевает форму информационной войны, в которой используются мемы для распространения идей и влияния на общественное мнение. Пока политики и лидеры общественных движений атакуют друг друга с трибуны и устраивают митинги, их команды вовлечены в настоящую войну контента. Если бы еще в 2016 г. аналитики обращали больше внимания на мемы, то, возможно, они были бы менее удивлены результатами президентских выборов в США. Мемы, созданные в рамках той предвыборной кампании, отражали политическую риторику о неестественности Хиллари Клинтон и связанных с нею коррупционных скандалах, а также о способности Д. Трампа понимать и находить общий язык со своими сторонниками.
Китайская социальная медиаплатформа TikTok набрала невероятную популярность в США с началом пандемии COVID-19. Формат коротких видео в приложении и культура, способствующая созданию и распространению мемов, превратили его в идеальное пространство для политического дискурса, а месячная аудитория в 150 млн американцев, примерно две трети из которых — представители молодежи, сделала TikTok платформой, где политики могут действительно найти новых молодых избирателей. Поэтому даже несмотря на потенциальный запрет приложения в США из-за угрозы национальной безопасности TikTok продолжает играть важную роль в американском политическом и социальном поле, пусть это и не нравится многим политикам. Так, директор ЦРУ Уильям Бернс и республиканский сенатор из Техаса Тед Круз называли приложение угрозой национальной безопасности.
Мощь TikTok и мемов была особенно видна на президентских выборах США 2020 г., когда обе стороны активно использовали данные форматы взаимодействия с избирателями для достижения своих целей. Это явный знак изменяющейся парадигмы в коммуникации политиков с избирателями: по мере того, как молодежь все активнее вовлекается в политические процессы, социальные медиа, и в частности TikTok, становятся неотъемлемыми платформами для политической коммуникации и мобилизации.
Вирусность приложения
Само название TikTok означает короткий формат видео от 15 до 60 секунд, предложенный приложением. Запущенный в сентябре 2016 г. китайским стартапом ByteDance, TikTok начал стремительно расти в конце 2017 г. после приобретения конкурирующего приложения Musical.ly и переноса оттуда списка из 200 миллионов аккаунтов. Интерфейс приложения действительно легок в использовании, а предусмотренные встроенные фильтры, возможность ввода текста, звуковые и музыкальные эффекты, а также большая библиотека лицензированной музыки, позволяющая не получать уведомления о нарушении авторских прав, дают возможность создавать авторский контент, даже не имея никакого опыта в создании видео. Это дало Tiktok большое преимущество перед другими подобными приложениями.
Но самый главный секрет популярности Tiktok заключается в его уникальном алгоритме For You Page (FYP), то есть «Для вас». После того, как новый пользователь открывает приложение, он видит стандартную страницу, которая заполняется автоматически. Даже если у вас нет ни одной подписки на другие аккаунты, вы сразу увидите бесконечный поток коротких клипов, отобранных из популярного контента на всей платформе. По мере пролистывания FYP состав видео, которые вам предлагаются, начинает изменяться. Приложение как будто магически начинает предугадывать, какие видео среди всего контента на платформе будут вызывать ваш интерес.
Пример того, как выглядит «Для Вас» в социальной сети TikTok
TikTok обещает увлекательный опыт уже с самого начала, в отличие от других приложений, где отсутствие друзей и подписчиков может создать чувство отстраненности и одиночества. В TikTok вы сразу становитесь частью этого быстро меняющегося мира. Возможно, в этом и кроется причина, почему именно в пандемию — период, когда многие чувствовали себя особенно одинокими, количество пользователей TikTok выросло на 60% в США и к июлю 2021 г. достигло 80 млн чел. За этот прирост сильно разнообразилась демография пользователей, и TikTok начал уходить от репутации приложения «танцующих тинейджеров». Теперь приложение используется людьми всех возрастов, став одной из основных платформ для знаменитостей, предпринимателей и влиятельных персон.
TikTok — новые новости
TikTok действительно предоставляет уникальную возможность для взаимодействия с широкой аудиторией. Молодые люди все чаще отказываются от традиционных источников новостей, таких как газеты, новостные каналы и онлайн-СМИ, и предпочитают следить за новостями именно через это приложение. Согласно последним данным от Reuters Institute, примерно 15% пользователей в возрасте от 18 до 24 лет используют TikTok специально для отслеживания новостного контента. Во многих отношениях приложение действительно удобно для этой цели: при отслеживании митингов, протестов и даже военных действий пользователи могут получать видео прямо с места событий и следить за различными участниками одновременно. Комментарии и реакции других пользователей позволяют получить представление о том, что думают о событиях другие люди, а также обсудить их точки зрения.
Заметившие этот тренд информационные СМИ начали активно адаптироваться и искать способы присутствия на платформе. Подход к предоставлению новостного контента в TikTok отличается от традиционных новостных платформ. Вместо длинных статей и подробных репортажей новостные организации сталкиваются с необходимостью производства ограниченных по времени видеороликов, что требует креативности в передаче информации. Часто новостные издания выбирают одну из двух стратегий: либо нарезают свои новостные эфиры и сочиняют к ним заголовок, либо создают специальный контент только для приложения. Эти подходы позволяют медиакомпаниям привлекать внимание молодых пользователей. Однако, несмотря на их старания, согласно данным Reuters Institute, только 15% пользователей к ним прислушивается. Больше всего (34%) пользователей TikTok ориентируются на инфлюенсеров («лидеров мнений», от англ. influence — «влиять»), когда речь заходит о новостях.
Сегодня молодежь все чаще обращается к аккаунтам инфлюенсеров, чтобы выделить наиболее актуальные новости. Это дает новую перспективу, при этом информация может быть искажена, подвержена личным предубеждениям, а также формат видео не подразумевает такого же тщательного исследования, что делает процесс менее прозрачным по сравнению с основными новостными источниками.
Политические кампании и агитация в TikTok
Влияние инфлюенсеров на новостную повестку привлекло внимание политтехнологов, так как открывает возможность использования данного инструмента в политической агитации. Эксперты отмечают, что привлечение инфлюенсеров в рамках политических кампаний может быть эффективной стратегией. Это позволяет решить не только вопросы безопасности, но и практические проблемы, особенно если отсутствуют необходимые ресурсы и опыт создания контента в TikTok. Суть подхода заключается в том, что необязательно самому кандидату быть на платформе, достаточно привлечь людей, которые будут говорить о нем и распространять его идеи. Таким образом кандидат может достичь охвата широкой аудитории и включить свое сообщение в популярную дискуссию, присутствующую на платформе, при этом не подвергаясь критике напрямую и не попадая лишний раз в неловкие ситуации. Консервативные кандидаты, если они решаются использовать TikTok, предпочитают именно такой способ, так как поддерживают запрет приложения, в то время как демократы склонны создавать собственные аккаунты. На прошлогодних промежуточных выборах аккаунтов кандидатов от Демократической партии наблюдалось более чем в два раза больше, чем от Республиканской.
Главная цель всех цифровых стратегий на платформе — установить связь с избирателями, привлечь их внимание к кандидатам, а также важным вопросам повестки, вовлечь аудиторию во взаимодействие. Это вовлечение происходит различными путями и для различных целей. Так, например, Джефф Джексон, конгрессмен-демократ из штата Северная Каролина, набрал 2 млн подписчиков в приложении, а его ролики смотрят несколько миллионов людей. В одном из видео он описывает «странный процесс», в рамках которого новые члены Конгресса выбирают офисы через лотерею, а в другом рассказывает о новых законах и их значении для граждан. Таким образом он активно взаимодействует с избирателями.
Примеры контента конгрессмена Джефа Джексона в TikTok
Челленджи (от англ. challenge — «вызов») также являются отличным способом привлечь молодых избирателей в TikTok. Челленджи представляют собой короткие, повторяемые по сюжету видео, которые могут быть использованы для продвижения сообщений кампании, повышения осведомленности о важных вопросах или просто для стимулирования обсуждения.
В 2020 г. TikTok запустил встроенное руководство по выборам в США, разработанное для предоставления пользователям точной и актуальной информации о выборах, включая инструкции о том, как зарегистрироваться на голосование, найти свой избирательный участок и узнать о кандидатах. В то же время в TikTok появился челлендж под хэштегом #registertovote, который набрал более 62 млн просмотров. Популярные создатели контента мотивируют своих подписчиков зарегистрироваться на голосование каждый раз, когда наступают выборы. Тогда также появилась инициатива Tok the Vote, направленная на привлечение представителей поколения Z для участия в голосовании на пост президента США. Как следствие, явка среди «зумеров» достигла исторических максимумов.
Еще одним примером стал челлендж, запущенный в 2020 г. для привлечения внимания к Black Lives Matter и побуждавший пользователей создавать видеоролики в поддержку данного движения и делиться ими с друзьями. Он получил большой успех при участии миллионов пользователей, и все протесты оказались тщательно задокументированы.
Примеры видео в TikTok под хэштегом #BlackLivesMatter
Поколение «зумеров» пока еще не так ярко и ясно, но уже проявляет себя как сила, с которой необходимо считаться. Так, во время правления администрации Д. Трампа фанаты корейской поп-музыки приобрели тысячи билетов на предвыборный митинг президента в Талсе. Идея заключалась в том, чтобы покупать билеты без явки, оставляя спикеров с пустой ареной. Для объяснения, как зарегистрироваться на мероприятие и купить билеты, они активно использовали TikTok. По данным The New York Times, в зале, вмещающем 19 тыс. чел., в ту ночь присутствовало всего 6 200 чел., что подрывало видимость популярности Д. Трампа.
Подводные камни
Тиктоки и мемы обладают уникальной способностью передавать сложные политические идеи в краткой и зрелищной форме, что делает их особенно привлекательными для молодежи. Однако именно в этой краткости и доступности может крыться опасность. Политические мемы и короткие видео в TikTok могут привести к упрощению и искажению политической информации. В быстром потоке контента пользователи могут не иметь возможности глубоко погрузиться в тему и провести анализ представленной информации. В результате сильные эмоции и эффектные визуальные элементы могут оказать значительное влияние на формирование мнений, даже если контент не предоставляет всей необходимой информации или является ложным. Это вызывает озабоченность тем, какие политические идеи и сообщения получает молодая аудитория через такие платформы.
Особое опасение вызывают продукты искусственного интеллекта и дипфейк (метод, при помощи которого синтезируются фальшивые видео, аудио или изображения с помощью нейронных сетей и глубокого обучения), которые с каждым годом становятся все менее отличимы от настоящих. Так, команда Д. Трампа уже начала использовать их для очернения своих оппонентов. В сети появилось видео, на котором лицо ДеСантиса накладывается на персонажа Майкла Скотта из сериала «Офис». В этом видео использовались как лицо, так и голос ДеСантиса, наложенные на сцену, где Скотт носит женский костюм на работу. Происхождение видео неясно, но многие союзники президента, включая его сына Дональда Трампа-младшего, поделились им.
На это команда ДеСантиса ответила фальшивыми изображениями, на которых Д. Трамп обнимает и целует доктора Э. Фаучи, бывшего директора Национального института здравоохранения, который подвергся критике со стороны консерваторов за его политику и рекомендации во время пандемии коронавируса. В ответ команда Д. Трампа была вынуждена заявить, что изображения являются фальшивыми. Такие технологии могут быть действительно использованы для манипулирования общественным мнением и формирования негативного образа оппонентов. Правда, в этом случае волноваться стоит не за молодое поколение, которое выросло с технологиями и легко отличает подделки от реальности, а за пожилых граждан, которые в силу возраста не всегда могут представить, на что способен искусственный интеллект и что это вообще такое.
Ban of Tik Tok
Учитывая то, что TikTok полностью принадлежит китайской компании, многие эксперты начали волноваться о защищенности данных американских пользователей и пагубном влиянии приложения на их умы. Несмотря на то, что владеющая приложением китайская компания ByteDance подчеркивала свою независимость от властей Китая, в сентябре 2020 г. администрация Д. Трампа обязала ByteDance продать долю TikTok в США под угрозой запрета приложения в стране. ByteDance должен был создать новую компанию под названием TikTok Global совместно с американскими корпорациями Oracle и Walmart, которые получили бы в ней, соответственно, 12,5% и 7,5% акций. Штаб-квартира TikTok Global разместилась бы в США, а данные пользователей должны были храниться на серверах Oracle.
ByteDance согласилась на сделку, но столкнулась с противодействием как со стороны администрации Дж. Байдена, так и пользователей TikTok. В июле 2021 г. администрация Дж. Байдена заявила, что довольна мерами безопасности, которые ByteDance предприняла для защиты данных пользователей из США. В результате TikTok по-прежнему принадлежит ByteDance, однако компания внесла некоторые изменения в свои операции в Соединенных Штатах. Например, данные пользователей из США теперь хранятся на территории страны, а операциями TikTok's U.S. начал руководить американский генеральный директор.
При этом возможность запрета приложения никогда не выходила из информационной повестки. С начала ноября 2022 г. использование TikTok на государственных устройствах было запрещено в 18 штатах (стоит отметить, что большинство из них консервативные), а также некоторые университеты, такие как Массачусетский технологический институт (МТИ) и Гарвард, заблокировали доступ к нему в WiFi-сетях на территории своих кампусов. Разговоры о запрете возобновились в январе 2023 г., когда сенатор-республиканец Джош Хоули внес на рассмотрение законопроект о полном запрете TikTok для американцев, утверждая, что приложение может делиться конфиденциальными данными американцев с китайским правительством.
В марте Палата представителей одобрила законопроект, благодаря которому президент сможет полностью запретить TikTok и другие социальные медиаплатформы, принадлежащие китайским компаниям в США, если он определит, что они представляют угрозу национальной безопасности или безопасности американских граждан. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Сенате.
Президентские выборы 2024
То, как тиктоки и мемы будут использоваться на предстоящих выборах, сильно зависит от того, будет ли запрещено приложение или нет. В случае запрета приложения демократы, безусловно, почувствуют негативные последствия, так как лишатся самого удобного выхода к молодой аудитории. Однако эти последствия, вероятно, не будут настолько разрушительными, как утверждают республиканские СМИ. TikTok действительно может служить эффективным инструментом для мобилизации избирателей, но это не означает, что все потенциальные голосующие откажутся от участия в голосовании, если им не предоставят подробную инструкцию в TikTok. Однако есть вероятность, что некоторые из них действительно не проголосуют. Большинство активных пользователей приложения — это «зумеры», и, согласно отчету Pew Research Centre, около 60% из них намерены поддержать кандидата от Демократической партии на пост президента. Для многих эти выборы будут первым опытом голосования, и без дополнительной агитации и объяснения процесса они могут решить не участвовать.
Существует ли реальная угроза запрета TikTok в ближайшее время? Вполне возможно, учитывая предложенный законопроект, который нацелен на защиту национальной безопасности. Однако стоит учесть, что такое решение может вызвать юридические споры в связи с первой поправкой конституции США и навредить репутации страны как отстаивающей принципы свободы слова. Стоит помнить, что Интернет остается глобальным и свободным пространством, и попытки ограничить его весьма сложны. Перенос серверов TikTok на территорию Соединенных Штатов и хранение данных пользователей в стране означает, что данные граждан в безопасности, а запрет может не только нарушать принципы свободы, но и оказаться невыгодным для правительства.
В будущей предвыборной гонке республиканцам придется как-то компенсировать эту разницу среди молодежи. Вероятнее всего, они используют то, что когда-то уже принесло им успех, а именно — мемы. Д. Трамп всегда лучше всего выражал свои идеи и себя через картинки. Даже сегодня мы наблюдаем попытки смягчить впечатление от ареста Д. Трампа при помощи мемов. Сначала его «тюремная» фотография вызывает шок, кажется, что это невероятно, возможно, даже результат работы искусственного интеллекта. Однако после просмотра сотни мемов в социальных сетях изображение перестает вызывать шок и начинает восприниматься как ирония и часть общего фона. Когда появились кружки с изображением (игра слов от англ. mug — «кружка» и mugshot — «тюремное фото») и футболки, оно стало символом для многих, и событие, которого все так боялись, перестало казаться столь угрожающим.
Республиканцы, не имея возможности использовать TikTok напрямую, могут выбрать косвенные пути для своей агитации. Как уже было упомянуто, они могут сотрудничать с влиятельными инфлюенсерами, но, что вероятнее, они будут использовать для агитации приложения с похожим форматом коротких видео, такие как YouTube Shorts и Instagram* Reels. Следует отметить, что YouTube Shorts уже стал популярным среди публичных консерваторов, включая Бена Шапиро, Джордана Питтерсона, Just Pearly Things и др. Эти альтернативные платформы могут предоставить республиканцам доступ именно к их потенциальным избирателям, разделяющим их взгляды и ценности.
От будущей президентской гонки в США мы можем ожидать невиданное до этого количество контента, особенно сгенерированного искусственным интеллектом. Однако успех кампании будет зависеть не только от технических инноваций, но и от способности политических деятелей быстро адаптироваться к ним. А главным фактором станет умение эффективно взаимодействовать с новыми поколениями избирателей.
*Социальная сеть, принадлежащая компании Meta Platforms Inc., признанной в России экстремистской и запрещенной на территории страны.