Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

23 июня 2016 г. в РСМД состоялся семинар, посвященный теме борьбы с терроризмом в Центральной Азии и Афганистане. Бывший политический директор Специальной Политической миссии ООН в Афганистане Талатбек Масадыков поделился с редакцией сайта РСМД своим мнением о перспективах решения афганской проблемы, правомочности критики ЕАЭС и многостороннем подходе к решению международных проблем.

23 июня 2016 г. в РСМД состоялся семинар, посвященный теме борьбы с терроризмом в Центральной Азии и Афганистане. Бывший политический директор Специальной Политической миссии ООН в Афганистане Талатбек Масадыков поделился с редакцией сайта РСМД своим мнением о перспективах решения афганской проблемы, правомочности критики ЕАЭС и многостороннем подходе к решению международных проблем.

Заместитель министра иностранных дел Афганистана Хекмат Карзай на встрече в РСМД говорил о том, что афганцы ждут военной помощи от России. Как Вы считаете, действительно ли это поможет стабилизировать ситуацию в стране?

Любая помощь будет актуальна для Афганистана. Однако в первую очередь афганцам и, в частности, правительству Афганистана нужно решить свои внутренние проблемы. В стране отсутствует единство – по любому вопросу правительство Афганистана заходит в тупик (по назначениям, политическим решениям, по другим вопросам). Именно поэтому разные оппозиционные силы, в том числе вооруженная оппозиция, имеют успех – народ понимает, что нормального, серьезного, единого правительства не существует. Более того, нет и единого подхода к решению проблем внутри страны и за ее пределами. Я считаю, что помощь слабым нужна всегда и везде, но прежде чем помогать решению проблем, необходимо обеспечить эффективное функционирование правительства Афганистана, чего на данном этапе не наблюдается.

Талатбек Масадыков

Негативные процессы, которые происходят в Афганистане, могут дестабилизировать Центральную Азию намного легче и быстрее, чем Центральная Азия может оказать помощь.

Могут ли центральноазиатские республики способствовать стабилизации обстановки?

Я думаю, что центральноазиатские республики не играют большой роли в стабилизации обстановки в Афганистане. Скорее, наоборот: негативные процессы, которые происходят в Афганистане, могут дестабилизировать Центральную Азию намного легче и быстрее, чем Центральная Азия может оказать помощь. Если взять по отдельности каждую из пяти стран Центральной Азии, то кто-то будет сильнее экономически, кто-то сильнее в военно-политическом отношении, кто-то слабее по всем параметрам. Некоторые страны сами нуждаются в помощи – экономической, финансовой, военно-политической, военно-технической. Поэтому центральноазиатские государства могут играть позитивную роль только в политическом плане. Все заинтересованные страны должны серьезно подойти к решению общей проблемы терроризма в Центрально-Азиатском и Афгано-Пакистанском регионе, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Афганистана.

Насколько реальна угроза со стороны Афганистана для стран ЕАЭС, особенно на фоне открытия границ с Киргизией?

Угроза носит очень серьезный характер. Есть мнение, что Россия преувеличивает эту угрозу, потому что пытается укрепить свое присутствие в регионе и вновь затянуть под свой зонтик центральноазиатские государства. На мой взгляд, это несколько непрофессиональное замечание. Как человек, который провел в Афганистане много лет, я думаю, что Россия даже недоговаривает, когда говорит об этих угрозах. На самом деле, ситуация крайне сложная. Поэтому ЕАЭС, Киргизия и Таджикистан неотложно должны уделить серьезное внимание решению проблем границ и их координации.

Взаимодействие должно осуществляться на всех уровнях – не только между лидерами государств, но и между силовыми, пограничными, и таможенными структурами. На сегодняшний день наблюдается оживление в этом направлении, однако реальной работы не проводится. Проходят встречи, кто-то высказывается, кто-то не высказывается, молча отсиживаясь на конференциях, кому-то не дали указания высказаться, кто-то боится озвучить свою позицию. В результате пока нет реальной координации по устранению существующих угроз. Открытие границ с Киргизией необходимо, и Евразийский экономический союз – это правильный шаг вперед. Тем не менее нужно подчеркнуть, что управление экономическими проблемами между странами Евразийского экономического союза никуда не годится. Те, кто должны управлять этими процессами и совместно решать проблемы, не занимаются своим делом. Именно поэтому любые инициативы ЕАЭС подвергаются серьезной критике.

Возможно ли осуществлять эффективное сотрудничество между Россией и странами Запада в урегулировании афганской ситуации? Можем ли мы откинуть разногласия по Украине и прочим острым вопросам, чтобы взаимодействовать по этому направлению?

REUTERS/ Parwiz
Андрей Сушенцов, Никита Мендкович:
Новый виток кризиса в Афганистане
и интересы России

Я считаю, что можем. Это не только можно, но и нужно делать. Решение начать взаимодействие будет зависеть от обеих сторон. Я думаю, два главных субъекта международного права, Россия и США, обязаны начать движение вперед. На сегодняшний день ясно, что существование или доминирование одного полюса в мире не решает проблем. Наверное, наличие двух или нескольких полюсов более приемлемо для международного сообщества, чем доминирование одного государства на всем земном шаре.

Могут ли США и европейские страны обойтись без России?

Я думаю, тоже сложно. Разные конфликты показали, что можно решить вопрос в отдельно взятой части региона. Однако когда конфликт выходит за границы одной страны и проблема уже охватывает целый регион, то решать ее без России и Китая, наверное, невозможно. Думаю, все совершенно четко понимают, что нужно решать эти вопросы сообща.

Беседовала Мария Смекалова, редактор сайта РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся