Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Дмитрий Кику

К.полит.н., заместитель генерального директора РСМД

Опыт России в эффективном противодействии в течение последних 11 лет беспрецедентным по масштабам и охвату западным односторонним принудительным мерам (ОПМ) вызывает пристальный интерес дружественных государств, в том числе также находящихся под рестрикциями.

На межгосударственном уровне Россия последовательно формирует «антисанкционную» нормативно-правовую базу с иностранными партнерами, с тем чтобы, во-первых, юридически закрепить перечень совместных действий по противостоянию односторонним санкциям. И во-вторых, подготовить условия для разработки и принятия международного юридически обязывающего акта, направленного на совместное противодействие ОПМ.

Такие международные объединения с участием России, как БРИКС, на уровне глав государств и правительств стран-участниц неизменно выступают с осуждением односторонних санкций, тем самым демонстрируя поддержку «антисанкционному» альянсу. В принятой в Рио-де-Жанейро 6 июля 2025 г. по итогам XVII саммита БРИКС декларации осуждается введение ОПМ, имеющих далеко идущие негативные последствия для прав человека, включая права на развитие, здоровье и продовольственную безопасность, всего населения подвергшихся этим мерам государств, непропорционально затрагивая бедные слои населения и людей, находящихся в уязвимом положении, углубляя «цифровой разрыв» и усугубляя экологические проблемы.

Особо подчеркивается, что государства БРИКС не вводят и не поддерживают санкции, не одобренные Советом Безопасности ООН и противоречащие международному праву, тем самым исключая возможность соблюдения западных «вторичных» санкций.

Генеральная Ассамблея ООН на основе волеизъявления широкой коалиции государств на регулярной основе принимает решения с осуждением ОПМ.

Процесс формирования «антисанкционного» альянса не просто является техническим ответом на односторонние ограничения, но и несет в себе разрушительный заряд для так называемого порядка, основанного на западных правилах. Все больше государств, в том числе не находящихся под санкциями, осознают пагубность принудительных мер, включая «вторичные» в отношении их граждан и компаний. На сегодняшний день назрела необходимость разработки международного юридически обязывающего акта, направленного на совместное противодействие односторонним ограничениям. Вполне логичной стала бы поддержка будущего документа Генеральной Ассамблеей ООН, где, как показывает практика, ключевые антисанкционные решения получают широкую поддержку.

Опыт России в эффективном противодействии в течение последних 11 лет беспрецедентным по масштабам и охвату западным односторонним принудительным мерам (далее — ОПМ) вызывает пристальный интерес дружественных государств, в том числе также находящихся под рестрикциями.

Так, негативный эффект от западных санкций против России был преодолен за счет обеспечения бюджетной устойчивости, проведения ответственной денежно-кредитной политики, низкого уровня государственного долга, кропотливой работы по выстраиванию финансовой инфраструктуры, которая обеспечивает бесперебойность осуществления платежей как внутри страны, так и за рубежом.

В качестве реакции на произошедшее в 2022 году «санкционное цунами» Правительство Российской Федерации и Банк России приняли необходимые меры, позволившие стабилизировать пассивную базу банковской системы, укрепить платежный баланс и курс рубля, обеспечить эффективную работу финансовых организаций. Были введены ограничения на движение капитала, которые снизили давление по платежному балансу. Стабилизация финансовых рынков создала фундамент для структурной перестройки экономики.

Межгосударственное антисанкционное взаимодействие

Иван Тимофеев:
Анархия или право?

На межгосударственном уровне Россия последовательно формирует «антисанкционную» нормативно-правовую базу с иностранными партнерами, с тем чтобы, во-первых, юридически закрепить перечень совместных действий по противостоянию односторонним санкциям. И во-вторых, подготовить условия для разработки и принятия международного юридически обязывающего акта, направленного на совместное противодействие ОПМ.

Одним из первых двусторонних документов в этой сфере стала подписанная в Москве 5 декабря 2023 г. Декларация Российской Федерации и Исламской Республики Иран о путях и средствах противодействия, смягчения и компенсирования негативных последствий односторонних принудительных мер. Как отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, «это стало важным шагом в наращивании координации усилий членов мирового сообщества по преодолению незаконных санкций, которые США и их союзники сделали заменой дипломатии».

В числе ключевых принципов в документе, в частности, отмечается, что принятие каким-либо государством ОПМ является незаконным, противоречит Уставу Организации Объединенных Наций и нормам международного права, а также повлечет за собой международную ответственность.

Односторонние принудительные меры, в том числе экстерриториального характера, осуществляемые третьим государством, группой или объединением государств в нарушение Устава ООН и норм международного права, не должны ни признаваться, ни приниматься.

В случае экономического или финансового ущерба, понесенного в результате принятия ОПМ, государство, которое своими действиями или экстерриториальным применением своих национальных законов причинило такие убытки затронутому государству, частным лицам и юридическим лицам, несет основную ответственность за компенсацию и возмещение ущерба.

В декларации особо подчеркивается, что государствам следует разработать «дорожную карту» для уменьшения зависимости международной торговли от национальных валют, которые могут использоваться как инструмент осуществления ОПМ или как средство сохранения денежной гегемонии конкретного государства в мировой экономике.

Показательной в части реализации российско-иранских договоренностей стала оценка Президентом России Владимиром Путиным 17 января 2025 года по итогам переговоров с президентом Ирана Масудом Пезешкианом того, что уже в 2024 году доля транзакций в российских рублях и иранских риалах превысила 95 процентов от всех двусторонних торговых операций. «Характерно, что наши страны практически полностью перешли на национальные валюты во взаиморасчетах, стремятся выстраивать устойчивые каналы кредитно-банковского взаимодействия, работают над сопряжением национальных платежных систем», – отметил Путин.

Помимо Ирана, антисанкционные декларации подписаны с Белоруссией, Зимбабве, Кубой и Никарагуа.

Отдельного внимания заслуживает Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Боливарианской Республикой Венесуэла о сотрудничестве в противодействии односторонним принудительным мерам от 25 июня 2024 года. Работа по его применению будет осуществляться в рамках совместной рабочей группы. Меморандумом предусмотрена разработка международного юридически обязывающего акта, направленного на совместное противодействие ОПМ. Среди основных направлений:

  • продвижение и распространение информации, связанной с ОПМ, в том числе путем публикации документов, информационных материалов и бюллетеней в специализированных журналах, а также организация форумов, семинаров, конференций и совместных выступлений на национальном и международном уровнях;
  • обмен опытом, передовыми практиками по противодействию ОПМ, разработка совместных стратегий для смягчения их последствий, выработка скоординированной позиции по вопросам противодействия ОПМ на международных площадках;
  • поощрение участия экспертов в таких мероприятиях, как конгрессы, конференции, форумы, мастер-классы, курсы и семинары, с целью более глубокого изучения негативных последствий применения ОПМ и создаваемых ими вызовов.

В части «антисанкционного» сотрудничества России с Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) следует отметить Статью 16 Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, вступившего в силу 4 декабря 2024 года.

В документе подчеркивается, что, в случае если в отношении одной из сторон вводятся ОПМ любой третьей стороной, обе страны предпринимают практические усилия для снижения рисков, устранения или минимизации прямого и косвенного воздействия таких мер на взаимные экономические связи, физических или юридических лиц сторон или их собственность.

Россия и КНДР также предпринимают шаги по ограничению распространения информации, которая может быть использована третьими странами для введения и эскалации санкционных мер.

Антисанкционная работа в рамках международных организаций

Такие международные объединения с участием России, как БРИКС, на уровне глав государств и правительств стран-участниц неизменно выступают с осуждением односторонних санкций, тем самым демонстрируя поддержку «антисанкционному» альянсу. В принятой в Рио-де-Жанейро 6 июля 2025 г. по итогам XVII саммита БРИКС декларации осуждается введение ОПМ, имеющих далеко идущие негативные последствия для прав человека, включая права на развитие, здоровье и продовольственную безопасность, всего населения подвергшихся этим мерам государств, непропорционально затрагивая бедные слои населения и людей, находящихся в уязвимом положении, углубляя «цифровой разрыв» и усугубляя экологические проблемы.

Особо подчеркивается, что государства БРИКС не вводят и не поддерживают санкции, не одобренные Советом Безопасности ООН и противоречащие международному праву, тем самым исключая возможность соблюдения западных «вторичных» санкций.

Генеральная Ассамблея ООН на основе волеизъявления широкой коалиции государств на регулярной основе принимает решения с осуждением ОПМ.

В резолюции «Права человека и односторонние принудительные меры» [1] Генеральная Ассамблея ООН призывает все государства прекратить принятие или осуществление любых не соответствующих международному праву, международному гуманитарному праву, Уставу ООН и нормам и принципам, регулирующим мирные отношения между государствами, односторонних мер, в частности мер принудительного характера, со всеми вытекающими из них экстерриториальными последствиями, которые создают препятствия для торговых отношений между государствами, препятствуя тем самым полному осуществлению прав, изложенных во Всеобщей декларации прав человека и других международных документах по правам человека, в частности права людей и народов на развитие.

В резолюции «Односторонние экономические меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран» [2] содержится настоятельный призыв к международному сообществу принять срочные и эффективные меры, с тем чтобы положить конец практике применения односторонних экономических, финансовых или торговых мер, которые не санкционированы соответствующими органами ООН, несовместимы с принципами международного права или положениями Устава ООН или которые противоречат основным принципам многосторонней торговой системы и затрагивают, среди прочего, но не исключительно, развивающиеся страны. Звучит призыв к международному сообществу осудить и отвергнуть такие меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран, создающего препятствия для полного достижения экономического и социального развития.

Очевидно, что процесс формирования «антисанкционного» альянса не просто является техническим ответом на односторонние ограничения, но и несет в себе разрушительный заряд для так называемого порядка, основанного на западных правилах. Все больше государств, в том числе не находящихся под санкциями, осознают пагубность принудительных мер, включая «вторичные» в отношении их граждан и компаний.

Разумеется, на сегодняшний день назрела необходимость разработки международного юридически обязывающего акта, направленного на совместное противодействие односторонним ограничениям. Вполне логичной стала бы поддержка будущего документа Генеральной Ассамблеей ООН, где, как показывает практика, ключевые антисанкционные решения получают широкую поддержку.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».

1. Принята 17 декабря 2024 года. Из 193 государств — членов ООН 131 проголосовало «за», 55 проголосовали «против», 7 стран не присутствовали на голосовании.

2. Принята 19 декабря 2023 года. Из 193 государств — членов ООН 128 проголосовали «за», 8 воздержались и 43 проголосовали «против». 14 стран не присутствовали на голосовании.


(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся