Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

2–3 декабря 2014 года в Брюсселе назначена встреча представителей НАТО и Киева. Центральным вопросом повестки дня намеченных политических консультаций заявлено обсуждение полноценного членства Украины в Североатлантическом Альянсе. Однако насколько реально обсуждение данного вопроса в свете нынешних внутри- и внешнеполитических вызовов, которые стоят перед властями Киева? Стоит ли рассчитывать на однозначное и окончательное положительное решение в пользу членства Украины в НАТО по итогам двухдневных консультаций? Ситуацию комментируют Татьяна Пархалина, Дмитрий Данилов и Андрей Байков.

2–3 декабря 2014 года в Брюсселе назначена встреча представителей НАТО и Киева. Центральным вопросом повестки дня намеченных политических консультаций заявлено обсуждение полноценного членства Украины в Североатлантическом Альянсе. Однако насколько реально обсуждение данного вопроса в свете нынешних внутри- и внешнеполитических вызовов, которые стоят перед властями Киева? Стоит ли рассчитывать на однозначное и окончательное положительное решение в пользу членства Украины в НАТО по итогам двухдневных консультаций? Ситуацию комментируют Татьяна Пархалина, к.и.н., зам. директора ИНИОН РАН, руководитель Центра глобальных и региональных проблем; Дмитрий Данилов, к.э.н., заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН и Андрей Байков, к.полит.н., главный редактор журнала «Международные процессы».

Не могли бы Вы прокомментировать предстоящую встречу представителей НАТО и Киева в Брюсселе, которая пройдет ориентировочно 2-3 декабря 2014 года?

Татьяна Пархалина

Татьяна Пархалина: Стоит обратить внимание на несколько концептуально-теоретических моментов. Во-первых, в Вашингтонском договоре есть статья десятая, которая постулирует, что Альянс всегда проводит политику открытых дверей. Если государство соответствует нормам и стандартам Альянса и если есть согласие среди элит, то страна может претендовать на членство. История Альянса знает несколько примеров, иллюстрирующих это. Другое дело, что некоторые страны ждали соответствия стандартам и нормам в течение многих лет (например, Албания смогла вступить в НАТО после девяти лет ожидания). Во-вторых, в 1975 году был подписан Хельсинский заключительный акт (Россия тоже в качестве преемницы СССР выступает в роли его подписанта), одно из положений которого гласит, что любая сторона, поставившая подпись под текстом Акта, имеет право самостоятельно выбирать систему союзов, которые обеспечивают ее безопасность. В-третьих, решение Бухарестского саммита НАТО в апреле 2008 года, когда была изобретена формула, что рано или поздно Украина и Грузия станут членами Альянса. Формула носит очень размытый, ни к чему не обязывающий характер. Подобное паллиативное решение было необходимо, чтобы найти компромисс между прессингом со стороны США и нежеланием России. Тем не менее есть концептуально-теоретические моменты, которые не закрывают для Украины возможность членства, как и для любой другой страны, включая Россию.

Кроме того, в сентябре 1995 года в Альянсе был подготовлен многотомный свод норм и стандартов поведения, которым должна соответствовать страна, прежде чем она может быть принята в НАТО. Во-первых, страна не должна была иметь внутренних и внешних территориальных споров. Кстати, в то время шла речь о кооперативных отношениях с Россией для стран-аппликантов. Неслучайно пресс-секретарь Президента России в середине ноября 2014 года выдвинул тезис, что Россия хочет стопроцентной гарантии невступления Украины в НАТО. Однако по концептуально-теоретическим основаниям такое обещание не может быть дано, потому что в таком случае Альянс бы отступил от принципов Вашингтонского договора.

Внутри НАТО есть обеспокоенность по поводу изменения границ в Европе. На территории Украины сейчас ведутся военные действия. Я не думаю, что страны-члены Альянса готовы распространить статью пять Вашингтонского договора – принцип коллективной обороны – на Украину в данный момент. Это будет означать, что все страны-члены НАТО должны взять на себя обязательство защищать Украину в случае нападения на эту страну третьей страны. В данном случае понятно, что имеется в виду Россия. Я не исключаю, что вопрос о вступлении в НАТО был поднят украинской стороной в надежде получить какие-то гарантии от евроатлантических партнеров. Однако я не думаю, что на этой встрече будет обсуждаться вопрос реального членства Украины в Альянсе.

Будут обсуждаться различные варианты развития событий, включая и военные опции с учетом развития ситуации на Юго-востоке Украины. Хотелось бы добавить, что сейчас не стоит обращать чрезмерное внимание на разные конференции, встречи, которые проходят на Украине или в странах Балтии, в Польше и так далее. Надо спокойнее к этому относиться.

Что можно ожидать от встречи представителей НАТО и Киева в Брюсселе, которая назначена на 2-3 декабря 2014 года?

Дмитрий Данилов

Дмитрий Данилов: С одной стороны, Украина в контексте кризиса рассматривает все возможности укрепить линию на стратегическую евроинтеграцию. С другой стороны, она ищет всесторонней помощи Запада, в том числе, обеспечения своей национальной безопасности. Обеспечение безопасности Украины не ограничивается политическими гарантиями и поддержка западных стран, в том числе и в контексте отношений с Россией.

На начальных этапах кризиса Украина обратилась к НАТО с просьбой о помощи. Впервые, в соответствии с обращением Украины, этот вопрос обсуждался в Совете министров обороны. В этом контексте пересмотр Западом и НАТО, в частности, отношений с Россией проходил фактически параллельно с принятием решений об оказании содействия Украине в соответствии с хартией о стратегическом партнерстве по линии Украина – НАТО. Так, были приняты решения о содействии Украине по трем основным направлениям. Первое направление – это реформа вооруженных сил. Второе – обеспечение взаимодействия и взаимосвязи между Украиной и НАТО. Третье – наращивание практической активности в рамках проведения совместных учений между Украиной и НАТО. Речь идет о повышении усилий в области боеготовности и возможности взаимодействия непосредственно в боевых условиях.

После этого достаточно громко стал звучать вопрос, нужно ли Украине пересматривать курс на взаимодействие с НАТО, имея в виду прежние решения, связанные с внеблоковым характером Украины. Эти решения были приняты при прежнем руководстве, во время мандата Виктора Януковича. В этом контексте и стоит рассматривать нынешнюю ситуацию. Ведь НАТО фактически прекратил отношения с Россией. Пока остался рабочим лишь канал политических консультаций на самом высоком уровне совета Россия – НАТО.

Саммит 2014 года в Уэльсе принял решения, в соответствии с которыми Россия для НАТО теперь представляет один из основных вызовов. В соответствии с этим НАТО уже занимается реструктурированием своей активности в Европе, усилением коллективной обороны, включая укрепление восточных границ блока за счет наращивания оперативного присутствия вооруженных сил. В этом контексте на Украине очень усилились голоса тех, кто хотел бы пересмотреть внеблоковый статус Украины. Я думаю, что это будет сделано. Нынешнее руководство Украины не скрывает своего желания пересмотреть этот вопрос. Еще в сентябре президентом Украины был подписан указ об укреплении безопасности Украины в особых условиях. Одним из пунктов этого указа как раз и прозвучало заявление о необходимости обратиться к НАТО в соответствии с Хартией об особом партнерстве Украины и НАТО о безотлагательном созыве совета и проведении соответствующих консультаций, связанных с обеспечением или укреплением безопасности и обороноспособности Украины. Также в этом указе содержался пункт об аналогичном обращении к правительству США и Великобритании с просьбой о предоставлении военной помощи. Кроме того, Украина получила засекреченные указания в соответствии с этим указом. Согласно этому документу, необходимо предпринимать соответствующие усилия для развития концерна «Укроборонпром» в контексте увеличения его возможностей сотрудничать с НАТО. В данном случае речь идет о военно-промышленном, военно-техническом сотрудничестве с НАТО.

Это свидетельствует о том, что Украина всерьез рассчитывает не просто укреплять линию всестороннего развития взаимодействия и партнерства с НАТО, что позволяет делать Хартия об особом партнерстве, но и рассматривает членство в НАТО. Сейчас эти обсуждения проходят в контексте очень тяжелой политической фазы, когда Запад говорит, что минские договоренности не работают, а основную ответственность за это несет Россия. Россия должна предпринять определенные серьезные шаги, чтобы минские договоренности работали, и для обеспечения деэскалации кризиса и поддержания процесса политического урегулирования.

В этом контексте Украина ставит западные страны в довольно сложную ситуацию, когда ставит вопрос об укреплении связей с НАТО. С одной стороны, страны-члены подтверждают готовность к сотрудничеству. С другой стороны, они понимают, что в нынешних условиях новые шаги в направлении сотрудничества с Украиной будут означать, что НАТО и Россия вовлекаются в военно-политический конфликт.

Россия дала понять, что членство Украины в НАТО, не только Украины, но и других постсоветских государств для нее абсолютно неприемлемо. Со стороны НАТО звучат традиционные заявления о том, что Россия не имеет права голоса в таких вопросах. С другой стороны, политики все больше говорят о том, что членство Украины в НАТО в нынешних условиях невозможно. В обозримом будущем положение вряд ли изменится. Недавно это заявил министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Это совершенно четко очерчивает границы возможностей украинского руководства в постановке вопроса о членстве.

Более того, в НАТО прекрасно понимают, что в нынешней ситуации необходимо обеспечивать внутреннее единство стран-участниц, не расшатывая его. Это была одна из поставленных центральных задач саммита в Уэльсе – прочное обеспечение трансатлантической связки. Эта задача так или иначе была решена. Однако любой провоцирующий вопрос, который мог бы вызвать существенные разногласия между членами, грозит размыванием политического единства НАТО в данный кризисный период.

Стоит вспомнить, как строилась политика Германии и Франции в отношении возможного членства Украины и Грузии в НАТО до бухарестского саммита НАТО. Уходящая администрация Дж. Буша-младшего предприняла все усилия, чтобы закрепить перспективу интеграции этих стран в НАТО. Но, несмотря даже на абсолютно ясный и недвусмысленный сигнал со стороны Берлина и Парижа о том, что они не поддержат подобного решения, США тем не менее поставили этот вопрос в повестку дня саммита и, конечно, не достигли желаемого консенсуса. Это стало очень серьезным фактором внутренней эрозии.

Сегодня в более острой кризисной ситуации вряд ли стоит ожидать, что подобного рода политические ошибки могут быть повторены внутри НАТО. Консультации будут посвящены вполне конкретным направлениям укрепления сотрудничества Украина – НАТО в соответствии с принятыми решениями. Вполне возможно, что страны НАТО дадут понять Украине, что помощь и содействие не означают перспективу членства. Это в любом случае стало бы фактором углубления политического кризиса, причем политического кризиса, как внутри Украины, так и в контексте отношений Россия – НАТО, Россия – Запад.

В техническом плане, чтобы обозначить подобную цель, как заявил Петр Порошенко, нужно будет провести всенародный референдум. Тогда встает вопрос: каким образом и на какой территории этот референдум будет проводиться и каковы будут его юридические последствия. Если юго-восток страны не примет участия в референдуме, а его результаты будут признаны действительными, то тогда речь идет о фактическом отказе Киева от юго-восточных территорий. В нынешних условиях проводить референдум практически невозможно. Кроме того, сегодня расклад политических сил в новой украинской Раде дает основания полагать, что членство в НАТО было бы одобрено подавляющим большинством нынешнего состава. Например, лидер политической партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко, ранее занимавщий пост министра обороны в правительстве Юлии Тимошенко, всегда последовательно поддерживал линию не только на развитие связей с НАТО, но и на интеграцию Украины в НАТО. Именно с его деятельностью была связана линия активизации интеграции Украины в НАТО, которая проводилась во второй половине 1990-х годов.

В данном случае речь идет о том, что Петр Порошенко недостаточно самостоятелен, и давление на него в этом отношении будет усиливаться. Стремление изменить политическую линию и заявить о желании Украины стать членом НАТО наталкивается на серьезнейшие политические и практические препятствия, которые существуют, прежде всего, со стороны НАТО, но также и внутри самой Украины. Я не думаю, что на консультациях речь пойдет о предметном обсуждении интеграции Украины в НАТО.

Брюссельские бдения Киева

Андрей Байков

Андрей Байков: Намеченные на ближайшие дни брюссельские консультации представителей НАТО и официальных киевских властей уже не способны продуцировать у наблюдателей какие-либо эмоции: тревогу, озабоченность, сдержанный оптимизм (в зависимости от того, с чьей позиции мы оцениваем ситуацию). Не порождает перспектива этой встречи и интриги. Исход ее более или менее ясен, а переговорные стратегии сторон хорошо известны.

Чего ждут от этой встречи, и насколько реальны шансы Киева вступить в ряды НАТО?

В контексте очередного обострения ситуации на востоке Украины Киев как никогда далеко стоит от вступления в блок. Судя по последним заявлениям главы государства, и национальная элита оценивает свои шансы реалистично.

В стране, уже и так де-факто утратившей крупный фрагмент территории в результате упреждающего вмешательства существенно превосходящей в военном отношении державы, продолжает бурлить экономически наиболее продвинутый регион, стремящийся к полному отделению. Мирные инициативы П. Порошенко вряд ли можно признать успешными. Последовательными их тоже назвать трудно, что не прибавляет Киеву сторонников среди измученных войной жителей Донбасса, а самому П. Порошенко - репутации.

До урегулирования ситуации на юго-востоке страны о вступлении речь вести нельзя по простой причине: эффективные (т.е. де-факто контролируемые) границы суверенного украинского государства пока не приобрели окончательный вид. Первый аспект мешает вступлению не только формально. Крым в составе России будет служить вечным напоминанием Украине и особенно ее западным партнерам о присутствии в ареале фундаментальных геостратегических интересов не входящей в Альянс великой державы. О высоком ранге приоритетности этих интересов свидетельствовала молниеносность реакции Москвы и объем ресурсов и политико-дипломатических и иных усилий, выделенных на обустройства новых федеративных субъектов. На Западе иллюзий по поводу принципиальности позиции Москвы в крымском вопросе никто не питает.

Даже если проблема юго-востока будет разрешена на киевских условиях, в Брюсселе хорошо понимают, что интегрируя Украину, они не только введут вместе с ней в свой уютный дом незваные проблемы латентного сепаратизма. Самое главное: они обретут реального геополитического соперника в лице России, породив у нее ощущение несправедливо ущемленных законных интересов безопасности. В ситуации открытого антагонизма с Россией говорить о надежности европейских гарантий безопасности нелепо и бессмысленно. Это осознается ими не менее отчетливо.

Однако и в этих условиях продолжающиеся консультации между Брюсселем и Киевом нормальны. Прежде всего, для Украины. Легитимность П. Порошенко произошла из западной поддержки и на ней продолжает базироваться: конечно, вступление в НАТО – дело неопределенного будущего, но зато сегодня от «стратегической» близости к ЕС, США и НАТО в целом зависит перспектива проекта перевооружения Украины, ее переговорная позиция в газовом споре с Россией, а также условия массированных международных займов. К тому же репутационно пронатовская риторика позволяет Киеву замаскировать ее очевидную (России, по крайней мере) иждивенческую позицию антуражем «без 5 минут» ассоциированным членом ЕС и НАТО. Вспомним его мечтания об особом статусе союзника США и в НАТО, так, правда, и не реализовавшиеся.

Для НАТО отношения с Украиной гораздо прямолинейней с точки зрения целеполагания. Декларируя свою идейно-ценностную общность с лозунгами евромайдана, Брюссель стремится всячески ободрить погрузившееся в социально-экономический кризис украинское общество, удержать его на прозападных и антироссийских позициях и, одновременно, «отвадить» Россию от ее агрессивных намерений. При очевидности этих мотивов, нельзя не отметить их циничности. Но циничность западной политики – лейтмотив ситуации вокруг Украины последних полутора лет. И в России этим уже мало кого удивишь.

Материал подготовила Мария Гурова, программный ассистент РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся